МИРОВЫЕ ВОЙНЫ И МИРОВЫЕ ДЕРЖАВЫ 14 глава




168. Марат (Marat) Жан Поль (1743—1793) — политический деятель Французской революции. Один из лидеров якобинцев. Издатель газеты «Друг народа». Вместе с Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая — 2 июня 1793 года, свергнувшего правительство жирондистов. Убит Шарлоттой Корде.

169. Посадка деревьев свободы — обычно дубов или тополей — стала традицией во Франции в период революции и была закреплена постановлением Конвента.

170. Лоялисты — не республикански настроенные американцы — более или менее добровольно эмигрировали в Канаду. — Прим. автора.

171. Фокс (Fox) Чарлз Джеймс (1749—1806) — английский политический деятель. Лидер радикального крыла вигов. Неоднократно входил в правительство. Выступал против войн с восставшими северо-американскими колониями и революционной Францией.

172. Шеридан (Sheridan) Ричард Бринсли (1751-1816) – англо-ирландский драматург и общественный деятель. Член парламента в 1780—1812 годах, поддерживал лидера радикального крыла вигов Ч. Дж. Фокса. Занимал различные посты, в 1806 году был назначен казначеем морского флота и членом Тайного совета.

173. В Германии до этого дело не дошло потому, что отсутствовала собственно столица вместе с ее агитаторами, мелкими литераторами и профессиональными преступниками. Идеологи имелись. Достаточно вспомнить о Георге Форстере и других, которые в Майнце, а затем Париже, выступали в качестве якобинцев и погибли за свои убеждения. В 1793 году политические клубы англо-французского образца были запрещены имперским законом. — Прим. автора.

174. Фейяны (фельяны) (feuillants) — политическая группировка в период Французской революции. Получила название по месту заседания своего клуба в бывшем монастыре ордена фейянов. Образована представителями крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства, вышедшими из состава Якобинского клуба после принятия им 16 июля 1791 года петиции с требованием низложения короля. Выступала за конституционную монархию. Ее лидерами являлись Лафайет, А. Барнав, А. Ламет. После свержения монархии 10 августа 1792 года прекратила свое существование.

175. «О пруссачестве кричит только тот, кто хочет воспользоваться им в собственных целях» (Гёте). — Прим. автора.

176. A. Wahl. Studien zur Vorgeschichte der französischen Revolution (1901), S. 24. (А. Валь. Исследование предыстории французской революции.) — Прим. автора.

177. Все ее известные лидеры принадлежат к «буржуазии». Оуэн, Фурье, Энгельс были «предпринимателями», Маркс и Лассаль — «учеными», Дантон и Робеспьер были юристами, а Марат — врачом. Остальные были литераторами и журналистами. Среди них нет ни одного рабочего. — Прим. автора.

178. Вскоре от него отказались, поскольку он не давал желаемого эффекта. На самом деле французские крестьяне времен Людовика XVI жили лучше, чем где бы то ни было в Европе. — Прим. автора.

179. Фурье (Fourier) Шарль (1772—1837) — французский социалист-утопист. Разработал проект идеального общественного устройства, где в «гармонии» должны развиваться все человеческие способности. Основу нового общества видел в «фаланге», в которой сельскохозяйственный труд будет сочетаться с промышленным, а труд станет потребностью и наслаждением. По Фурье, победа социализма наступит в результате мирной пропаганды нового общества.

180. Клеон (?—422 до н.э.) — древнегреческий политический деятель. Лидер радикального крыла афинских демократов. В 430 году выступил против Перикла. Добивался укрепления роли Афин в Делосском союзе и ведения активных военных действий против Спарты, в борьбе с которой погиб. Позднее его имя стало нарицательным и обозначало тип необразованного и грубого демагога.

181. Имеется в виду вооруженное восстание рабочих во Франции, начавшееся 23 июня 1848 года в ответ на закрытие национальных мастерских для безработных. Подавлено республиканским правительством.

182. Восстания произошли также в Лионе, Марселе, Тулузе, Крезо, Нарбонне, то есть именно на юге. — Прим. автора.

183. Кабош (фр. Caboche, т.е. башка) — прозвище одного из предводителей восстания 1413 года в Париже, вызванного, главным образом, ростом налогов.

184. Восстание в Среднем и Нижнем Поволжье, Приуралье и Зауралье под предводительством Е. Пугачева произошло в 1773-1775 годах.

185. «Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство» — сказал Пугачев своим судьям. — Прим. автора.

186. После 1789 года слова citoyen и bourgeois действительно означают направленную против деревни волю города. — Прим. автора.

187. Дизраэли (Disraeli) Бенджамин, граф Биконсфилд (1804—1881) — английский политический деятель. Лидер консервативной партии. Премьер-министр Великобритании в 1868 и 1874-1880 годах. Министр финансов во многих кабинетах. Проводил политику колониальной экспансии. Автор ряда романов, посвященных ответственности аристократии в решении социальных проблем.

188. Токвиль (Tocqueville) Алексис (1805—1859) — французский историк, социолог и политический деятель. Лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). В своих сочинениях подчеркивал противоречия «демократической революции», отмечая несовместимость свободы с тенденциями к социальному равенству и нивелированию индивидуальных различий.

189. Достаточно вспомнить Геккеля. «Римская история» Моммзена представляет собой памфлет сторонника революции 1848 года против «помещиков и попов» с совершенно ложным изображением внутреннего развития Рима. — Прим. автора.

190. Когда Шопенгауэр в своем завещании определил некую сумму для родственников солдат, погибших в Берлине в 1848 году, — больше никто не подумал об этих жертвах революции, — начались поношения и вопли литераторов под руководством Гуцкова. Тот же дух проявляется в сочувствии большевистскому массовому убийце Троцкому, когда «буржуазные» правительства Западной Европы отказали ему в государственной охране при посещении курорта. — Прим. автора.

191. Штраубингер (нем. Straubinger) — странствующий ремесленный подмастерье. Маркс и Энгельс называли так тех участников рабочего движения, которые выступали за возврат от крупной промышленности к мелкому ремеслу.

192. «Ну, а любить ведь нас демократическая, красная или даже коммунистическая чернь никогда не будет». — Цит по: К. Маркс. Ф. Энгельс. Сочинения. Издание 2-е. — М.: Государственное издательство политической литературы. Т. 27, с. 230.

193. Там же, с. 349.

194. Фридрих Ленц в своей книге «Государство и марксизм» (1921, 1924) показал, что только по этой причине Маркс боролся с государствами «Священного союза», прежде всего, с Пруссией и Россией, пока не стал 1843 году социалистом, и что даже гораздо позже он был готов отказаться от собственной коммунистической теории промышленного пролетариата и заменить ее теорией крестьянского движения, чтобы обеспечить достижение своей цели — уничтожения царизма. — Прим. автора.

195. Настолько больше рабочих, «поднявшихся» своими стараниями и талантом, можно встретить среди предпринимателей. Бебель с яростной ненавистью клеймил это как предательство рабочего класса. По его мнению «целенаправленный» путь рабочего может вести только через партийного секретаря до вождя масс. — Прим. автора.

196. Имеются в виду Греко-персидские войны, которые греческие города-государства вели с Персией в 500—449 годах (с перерывами).

197. Дельфы являлись общегреческим религиозным центром с храмом и оракулом Аполлона, в них же происходили общегреческие пифийские игры.

198. Ксеркс (Xerxes) (ок. 520—465 до н.э.) — персидский царь в 486—465 годах до н.э. Из династии Ахеменидов. В 480— 479 годах возглавил поход персов в Грецию, завершившийся поражением. Убит в результате заговора придворных.

199. Имеется в виду Кир II Великий (ок. 590—530 до н.э.) — основатель Персидского государства Ахеменидов (с 558). Завоевал Мидию, Лидию, греческие города в Малой Азии, значительную часть Среднего Востока. В 539 году покорил Вавилон и Месопотамию. Погиб во время похода в Среднюю Азию.

200. Набонид (?—539 до н.э.) — последний царь Вавилонии (с 556), из халдейской династии. Вел разорительное восстановление древних храмов на их прежних местах. В 539 году предан жрецами бога Мардука.

201. Мардук — бог-покровитель Вавилона, верховное божество вавилонского пантеона. Отождествлялся с шумерским Энлилем.

202. «Царство мое не от мира сего» (Евангелие от Иоанна, 18,36).

203. И наоборот, любое революционное движение, совершенно не желая и часто не замечая того, имеет тенденцию к принятию культовых форм. Культ Разума во время Французской революции — известный пример. Мавзолей Ленина — следующий. — Прим. автора.

204. Фуше (Fouche) Жозеф (1759-1820) - французский министр полиции в 1799-1802, 1804-1810 и 1815. Создал разветвленную систему политического сыска и шпионажа. Беспринципный карьерист, служивший республике, Наполеону, Бурбонам.

205. Лев XIII (1810-1903) – римский папа (с 1878). Автор энциклики «Reram novarum» 1891 года, в которой провозгласил извечность частной собственности и социальной иерархии. Осуждал социализм. Призывал отказаться от классовой борьбы, а вместо нее создавать рабочие организации под контролем церкви.

206. Копп (Корр) Георг фон (1837—1914) — немецкий католический иерарх и теолог. Был (последовательно) епископом Фульды, князем-епископом Бреслау, кардиналом (с 1893). Являлся членом прусского Государственного Совета, а с 1887 года — членом верхней палаты прусского парламента. Способствовал завершению «Культуркампфа». В рабочем вопросе выступал за создание католических рабочих организаций, но против христианских профсоюзов.

207. Mop (More) Томас (1478—1535) — английский гуманист, государственный деятель и писатель. Один из основоположников утопического социализма. Канцлер Англии в 1529—1532 годах. Обвинен в государственной измене и казнен за отказ присягнуть королю как верховному главе церкви. В сочинении «Утопия» (1516) дал описание идеального общественного строя острова Утопия, где нет частной собственности, производство и быт обобществлены, а труд является всеобщей обязанностью.

208. Кампанелла (Campanella) Томмазо (1568—1639) — итальянский философ, поэт и политический деятель. Создатель коммунистической утопии. Монах-доминиканец. Неоднократно обвинялся в ереси. В 1598—1599 годах возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества. Около 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки трудов по философии, политике, астрономии и медицине. Автор канцон, мадригалов и сонетов. В сочинении «Город Солнца» описывает идеальную общину (в рамках всемирной теократии), которой руководит учено-жреческая каста и в которой отсутствует семья и частная собственность, а дети воспитываются государством. Общеобязательным является труд и занятия науками и искусствами.

209. Карлштадт (Karlstadt) (настоящее имя — Андреас Боденштейн, Bodenstein) (ок. 1480—1541) — радикальный деятель Реформации в Германии. В 1521—1522 годах произвел в Виттенберге церковный переворот. Удалил иконы, отменил целибат и т.д.

210. Мюнцер (Muentzer) Томас (ок. 1490—1525) — вождь народных масс во время Реформации и Крестьянской войны 1524—1526 годов в Германии. В религиозной форме проповедовал идеи насильственной ликвидации феодального строя, передачи власти народу и установления справедливого общества. Возглавил вооруженную борьбу крестьян в тюрингско-саксонском регионе, но был разгромлен и казнен.

211. Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета. Был вынужден оставить университет из-за обвинений в атеизме. Центральное понятие его «наукоучения» — деятельность безличного всеобщего самосознания, «Я», полагающего себя и свою противоположность — мир объектов, «не-Я». Впоследствии стал профессором и первым избранным ректором Берлинского университета. В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немцев к духовному возрождению и национальному объединению.

212. Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (1760— 1825) — граф, французский философ и социолог. Представитель утопического социализма. Движущей силой исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. Составил проект будущей «промышленной системы», в которой труд является обязательным для всех, наука сливается с производством, вводится научное планирование хозяйства, а распределение осуществляется по «способностям». Считал, что пролетариат и буржуазия должны объединиться в единый класс «индустриалов». В сочинении «Новое христианство» (1825) поставил цель освобождения рабочих путем утверждения новой объединяющей религии («все люди — братья»).

213. Оуэн (Owen) Роберт (1771—1858) — английский социалист-утопист. Разработал филантропический план улучшения условий жизни рабочих и попытался внедрить его на прядильной фабрике в Нью-Ларнаке (Шотландия), где был управляющим. В 1817 году выдвинул программу радикального переустройства общества путем создания самоуправляющихся «поселений общности и сотрудничества», в которых отсутствуют частная собственность, классы и эксплуатация. Опытные колонии, основанные им в США («Новая гармония») и Великобритании, потерпели неудачу.

214. Фома Аквинский (Thomas Aquinas) (ок. 1225—1274) — философ и теолог, систематизатор схоластики на основе христианского аристотелизма. Монах-доминиканец. Сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т.д. Признавал относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права). Автор сочинений «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и др. Причислен к лику святых.

215. Имеется в виду Франциск Ассизский (лат. Franciscus Assisiensis) (ок. 1182—1226) — итальянский проповедник, основатель ордена нищенствующих монахов-францисканцев. Отвергнул мирские удовольствия и полностью посвятил свою жизнь служению делу Иисуса Христа. Вскоре у него появились последователи по всей Европе. Канонизирован в 1228 году. Один из наиболее почитаемых в народе святых.

216. Именно эта мода сегодняшних ораторов и писателей доказывает, что речь идет о лозунге, пустом понятии, а не о выражении религиозного обновления и внутреннего переживания. Существуют глубокие религии и религиозные убеждения великих людей в Китае, Индии, в античности и сегодня в Европе — атеистические, пантеистические или политеистические. Древнегерманское слово god вначале было среднего рода множественного числа и лишь благодаря христианской пропаганде стало мужского рода единственного числа. То, как пытаются толковать непонятную тайну окружающего мира, если вообще пытаются, не имеет никакого отношения к уровню религиозного видения и поведения. Здесь религиозное путают с конфессиональным, т.е. признанием определенных учений и предписаний, и с клерикальным характером, т.е. признанием претензий священства. В действительности глубина религии зависит от личности тех, в ком она живет. Без профанной набожности нежизнеспособна даже религия священства. — Прим. автора.

217. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие, 3,17).

218. Лассаль (Lassalle) Фердинанд (1825— 1864) — немецкий социалист, философ и публицист. Организатор и руководитель Всеобщего германского рабочего союза. Выдвинул идеи всеобщего избирательного права как универсального политического средства освобождения труда от эксплуатации, производительных ассоциациях рабочих как способа освобождения от гнета «железного закона» заработной платы.

219. Сорель (Sorel) Жорж (1847-1922) — французский философ, теоретик анархо-синдикализма. Выступил с критикой рационального познания. Рассматривал миф как мировосприятие любой социальной группы, а насилие — в качестве движущей силы истории. Понимал социалистическую революцию как спонтанный порыв народа.

220. Левое крыло английской крайне национальной рабочей партии и германского национал-социализма, равно как и испанские клубы анархистов, а также американские и японские профсоюзы, которым изначально нет никакого дела до Маркса. — Прим. автора.

221. Лидер католического Союза горняков сказал в своей речи 18 января 1925 года в Эссене: «Социальные идеи прокладывают себе путь либо реформами, либо насилием. Речь идет не об угрозе, а о констатации факта; и если когда-нибудь снова произойдет революция, то я далеко не уверен, что не полетят головы ведущих германских предпринимателей». Католические профсоюзы под аплодисменты «атеистических» профсоюзов постоянно требуют экспроприации горных шахт и крупной промышленности без компенсаций, а это и есть «экспроприация экспроприаторов» «Коммунистического манифеста» (ср. брошюру Ф. Хольтерманна «Христианство и социализм»). Растущее недовольство лучшей части клира теми церковными элементами, которые помогли встать на ноги католическому большевизму и привели церковь к союзу с социал-демократией, настолько велико и настолько широко охватило представителей крестьянства и среднего сословия, что нельзя исключать рождения германской национальной церкви, подобной той, к какой стремился еще генеральный викарий епископа Констанцского фон Вессенберг во времена Венского конгресса. — Прим. автора.

222. Софисты (от греч. sophistes — мудрец, знаток, виртуоз) — профессиональные учителя философии и риторики в Древней Греции V—IV веков до н.э. Разрабатывали критику традиционной морали, скептическую теорию познания, а также риторическую теорию «убедительной речи» с целью выработки рецептов прагматического поведения в обществе.

223. Линней (Linnaeus) Карл (1797—1778) — шведский естествоиспытатель, создатель системы живого и растительного мира. Впервые последовательно применил бинарную номенклатуру и построил наиболее удачную классификацию растений и животных. Описал ок. 1500 видов.

224. Иоахим Флорский (Joachimus Florensis) (ок. 1132—1202) — итальянский мыслитель. Создал мистико-диалектическую концепцию всемирной истории, разделив ее на три эры в соответствии с тремя лицами Троицы; грядущая эра Святого духа характеризуется воцарением на земле свободы, мира и любви.

225. Сийес (Sieyes) Эмманюэль Жозеф (1748—1836) — деятель Французской революции. Один из основателей Якобинского клуба, с 1791 года член Клуба фейянов. Участвовал в выработке Декларации прав человека и гражданина. В 1799 году вошел в Директорию. После переворота 18 Брюмера — один из консулов. В 1816—1830 годах находился в изгнании.

226. Либеральная формула the greatest happiness of the greatest number (наивысшее счастье наибольшего числа людей) исходит от английских материалистов XVIII века, среди которых были такие верующие теологи как Палей и Батлер. Она последовательно развилась до большевистской формулы господства пролетарских масс. О врожденном иерархическом различии людей речь больше не идет. Важно лишь количество — счастья и счастливых, а не качество. — Прим. автора.

227. А ведь это идеал христианской теологии, которая к числу райских радостей относит и то, что блаженные смогут наблюдать, как мучаются осужденные: «Beati in regno coelesti videbunt poenas damnatorum, ut beatitudo illis magis complaceat» («Блаженные в Царствии Небесном будут видеть мучения осужденных, дабы еще больше радоваться своему блаженству», Фома Аквинский) — Прим. автора.

228. Карл Великий (лат. Carolus Magnus) (742-814) — франкский король с 768 года, с 800 — император. Основатель династии Каролингов. Путем постоянных завоеваний создал обширную империю.

229. Еще Зомбарт в «Современном капитализме» (Sombart. Der moderne Kapitalismus, 1919, I, S. 319) определяет смысл всякой экономики как торговой организации. — Прим. автора.

230. В том же месте Зомбарт говорит: «Капитализм — это торговая организация, где взаимодействуют две различные группы населения: собственники средств производства, которые руководят и одновременно являются хозяйствующими субъектами, и неимущие рабочие (как объекты), связанные рынком». Хотя автор и «либерал», однако мыслит отчасти в марксистском духе. Ведь это определение не затрагивает ни рабочего, ни ремесленника. — Прим. автора.

231. То, о чем я писал в «Пруссачестве и социализме» и что всегда толковалось превратно, — это социализм как этическая позиция, не как материалистический принцип экономики. — Прим. автора.

232. Кобден (Cobden) Ричард (1804—1865) — английский фабрикант и политический деятель. Один из лидеров манчестерской экономической школы свободной торговли (фритредеров) и основателей Лиги против хлебных законов.

233. В 1847 году он говорил: «Но вообще говоря, покровительственная система в наши дни является консервативной, между тем как система свободной торговли действует разрушительно. Она вызывает распад прежних национальностей и доводит до крайности антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Одним словом, система свободной торговли ускоряет социальную революцию. И вот, господа, только в этом революционном смысле и я подаю свой голос за свободную торговлю» (Приложение к «Нищете философии»). — Прим. автора. (Цит по: К. Маркс. Ф. Энгельс. Сочинения. Издание 2-е. — М.: Государственное издательство политической литературы. Т. 4, с. 418.)

234. То, что марксистская забастовка имеет не экономическую, а политическую цель, становится ясным всем, кто хоть раз наблюдал всеобщую забастовку. Германские социалисты довольно часто говорили о том, что партии интересны не выигранные, а проигранные забастовки, поскольку они культивируют ненависть и сплачивают «класс». — Прим. автора.

235. В предисловии к русскому изданию «Коммунистического манифеста» (1882) Маркс и Энгельс выдвинули теорию эволюции, полностью противоречащую их теории в «Капитале». Теперь окончательный путь к коммунизму вдруг должен идти не через абсолютное господство буржуазии, а якобы через общинную крестьянскую собственность — «мир». Здесь не было ни буржуазии, ни пролетариата в западноевропейском смысле, поэтому оба демагога изменяют свое «убеждение» в соответствии с той массой, которую они хотят мобилизовать против петровского государства. Но московские «рабочие вожди» решили следовать западной «истине» и начали борьбу против крестьян в пользу почти отсутствующего рабочего класса. — Прим. автора.

236. Этот духовный труд невозможно определить количеством часов. Он преследует и тиранит своих жертв во время отдыха, во время поездок и во время бессонных ночей; здесь невозможно подлинное освобождение от мыслей, отдых и разрядка. И именно выдающиеся личности сгорают раньше времени. Ни один наемный рабочий не гибнет из-за перенапряжения и не сходит с ума. Здесь же это происходит в бесчисленных случаях и заставляет вспомнить расхожий образ кутящего и ничего не делающего буржуа. — Прим. автора.

237. Закон о десятичасовом рабочем дне был принят английским парламентом 8 июня 1847 года. Распространялся только на подростков и женщин-работниц.

238. Потому, что они не хотели, чтобы им запрещали использовать свою силу в полном объеме, как то делает любой плотник и портной. Несмотря на агитацию, это здоровое чувство постоянно прорывается в виде желания работать сверхурочно и на нескольких работах. — Прим. автора.

239. Отсюда мелочные, смешные, но становящиеся очень важными заботы в виде «проблем» моды, кухни, брачных и внебрачных любовных связей и, прежде всего, скуки, которая ведет к пресыщению жизнью. Из вегетарианства, спорта, эротического вкуса пытаются вывести «мировоззрение». Доходят до самоубийства, потому что не получают желаемое вечернее платье или любовника, или потому что не приходят к общему мнению о сырой растительной пище и загородных прогулках. — Прим. автора.

240. Преторианцы (лат. praetoriani) — в Древнем Риме первоначально охрана полководцев, позже императорская гвардия. Участвовали в дворцовых переворотах. В переносном смысле — военная опора власти, основанной на силе.

241. Около 1900 года снижения числа фермеров еще не было, с 1910 года оно сокращалось на 100000 человек, с 1920 года — на полмиллиона, а с 1925 года — на миллион в год. — Прим. автора.

242. Таким же образом увеличивается и покупательная способность заработков белых рабочих, поскольку продукты крестьянских хозяйств вынуждены конкурировать с продуктами, полученными за счет более дешевого труда цветных; к тому же крестьяне связаны тарифными соглашениями по зарплате и отчислениями. — Прим. автора.

243. Видимо, Шпенглер имеет в виду жестокое подавление восстаний, вспыхнувших в Советской России в результате народного недовольства политикой «военного коммунизма».

244. 60-часовая рабочая неделя оплачивается в японской текстильной промышленности 7 марками, 48-часовая рабочая неделя в Ланкашире — 35 марками (начало 1933 года). — Прим. автора.

245. Гиксосы — кочевые племена западных семитов, захватившие Египет около 1700 года до н. э. Основали собственную столицу Аварис. Их господство было свергнуто в начале XVI века до н. э. в результате освободительной борьбы египтян под руководством фараона Яхмоса I. Некоторые историки усматривают связь между изгнанием гиксосов и исходом из Египта евреев во главе с Моисеем.

246. «Борющиеся царства» (Чжаньго) — период эпохи Чжоу в Китае в 403—221 годах до н.э. Характеризуется борьбой царств Цинь, Хань, Вэй, Чжао, Янь, Цзы и Чу за господство в стране.

247. Монтаньяры (Гора) (фр. montagnards, от montagne — гора) — в период Французской революции крыло Конвента, представлявшее якобинцев. Занимали верхние скамьи в зале заседаний (отсюда название). Существуют и другие версии происхождения термина: например, от «Писем с Горы» Жан-Жака Руссо или от символа масонов «Синай», т.е. Гора Законов.

248. Имеется в виду переворот 27—28 июля 1794 года (9 термидора II года по республиканскому календарю), в результате которого была свергнута якобинская диктатура. Организаторами выступили Ж. Фуше, Ж.Л. Тальен, П. Баррас.

249. Не говоря о том, что в южной стране с полутропическим стилем жизни соответствующей «расой» и, кроме того, со слабо развитой промышленностью, то есть неразвитым пролетариатом, отсутствует северная острота противоречий. Такой вид фашизма не мог бы возникнуть и утвердиться в Англии. — Прим. автора.

250. Диадохи (от греч. diadochos — преемник) — полководцы Александра Македонского, боровшиеся за власть после его смерти в 323 году до н.э.

251. Имеются в виду локальные вожди фашистского движения в Италии. Были относительно независимы от центрального руководства и иногда даже конкурировали с Муссолини под условным названием «аграрный фашизм». Наиболее видные их представители (И. Бальбо, Л. Арпинати, Д. Гранди и др.) вышли, как правило, из национально-консервативной среды.

252. Кондотьеры (итал. condottieri) — в Италии XIV—XVI веков предводители отрядов военных наемников, находившихся на службе у отдельных городов, правителей и римских пап. Сначала вербовались из числа иноземных рыцарей, с конца XIV века — из итальянцев. Нередко захватывали власть в городах, основывая собственные династии (например, Франческо Сфорца в Милане).

253. Кола ди Риенци (Риенцо, Cola di Rienzo) (настоящее имя Никола ди Лоренцо Габрини, Gabrini) (1313—1354) — предводитель восстания пополанов в Риме в 1347 году. Возглавил Римскую республику, установленную в мае 1347 года (просуществовала до декабря 1347 года) и августе 1354 года.

254. Имеется в виду Фридрих Вильгельм I (Friedrich Wilhelm I) (1688—1740) — прусский король (с 1713 года), из династии Гогенцоллернов. Получил прозвище «фельдфебель на троне».

255. Семилетняя война — общеевропейская война 1756—1763 годов, в которой с одной стороны участвовали Австрия, Франция, Россия, Швеция и Саксония, а с другой — Пруссия, Великобритания (в унии с Ганновером) и Португалия. Была вызвана обострением англо-французской борьбы за колонии и столкновением политики Пруссии с интересами Австрии, Франции и России. В ходе нее Пруссии удалось захватить значительную часть Силезии.

256. Имеется в виду Тевтонский (Немецкий) орден — католический духовно-рыцарский орден, основанный в конце XII веке в Палестине во время крестовых походов. В XIII веке завоевал и колонизировал земли пруссов, литовцев, поляков в Восточной Прибалтике. Вел постоянные войны с Польшей и Литвой. В 1525 году его владения превращены в светское герцогство Пруссия.

257. В 1924 году я попытался обозначить эту позицию в своей работе «Политические обязанности германской молодежи». — Прим. автора.

258. Морган (Morgan) Джон Пьерпонт (1837—1913) — американский предприниматель и банкир. Создатель финансовой империи, в сферу влияния которой входили банки, инвестиционные компании, промышленные и транспортные компании.

259. Кройгер (Kreuger) Ивар (1880—1932) — шведский предприниматель, основатель компании STAB, монополизировавшей европейский рынок спичек. В конце 20 — начале 30-х годов, будучи одним из наиболее богатых и влиятельных предпринимателей Европы, считался прототипом современного капиталиста. Потерпел финансовый крах во время мирового экономического кризиса и покончил жизнь самоубийством. Один из иностранных спонсоров Гитлера.

260. Древнегерманское слово eigan означает господствовать: не только «владеть» чем-либо, но и неограниченно распоряжаться этим. — Прим. автора.

261. Дантон (Danton) Жорж Жак (1759-1794) - деятель Французской революции, один из вождей якобинцев. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792 года, свергнувшего монархию, в организации обороны страны от интервентов. Во время якобинского террора занимал умеренную позицию. Осужден Революционным трибуналом и казнен.

262. Робеспьер (Robespierre) Максимильен (1758—1794) — деятель Французской революции, один из вождей якобинцев. Фактически возглавлял якобинское правительство. Способствовал казни Людовика XVI, созданию Революционного трибунала, казни лидеров жирондистов. Сосредоточил в своих руках практически неограниченную власть. Организатор массового террора. Казнен термидорианцами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: