Задание 2. Воспитание как педагогический процесс




Задание 1. Теория воспитания как отрасль педагогической науки. Система воспитания

 

1) Понятие о теории воспитания

Теория воспитания– раздел педагогики, раскрывающий общие закономерности воспитания, формирования личности.

Объект изучения - процесс воспитания.[2,246]

 

2) Сравнительный анализ основных признаков науки (теория воспитания и педагогика)

Объектом исследования педагогики как науки является педагогическая действительность во всех её проявлениях. Действительность, которая окружает человека, но не вся действительность, а лишь та, которая проявляется в педагогических явлениях и педагогических фактах.

Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определённых педагогических целей и задач с помощью педагогических средств. При этом само явление и его результаты внешне наблюдаемы.

Объектом изучения педагогики иногда называют человека в аспекте педагогических явлений и педагогических фактов (Гребенюк О.С., Рожков М.И).

Объектом также определяют образование человека как способ приобщения его к жизни в обществе, а также любые педагогические процессы, протекающие в педагогической сфере.

Предметом исследования педагогики как науки является исследование сущности развития и формирования человека.

Основными признаками воспитаниякак педагогического явления таковы:

1) Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента.

2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.

Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств.

Протекая во времени непрерывно, воспитание происходит на фоне постоянных изменений личности воспитанника и воспитателя, изменений в самом процессе воспитания.

Объектом воспитания выступает личность.

Таким образом, воспитание является составляющей педагогической науки и имеет с ней общие компоненты. Как педагогика, так и воспитание направлены на одно- развитие человека, его личности.[1]

 

3) Связь основных категорий теории воспитания.

Как и в любой отрасли научного знания, в теории воспитания заложена своя логическая структура, включающая концепции, законы, принципы, методы, факты и т. д. Одним из важнейших элементов этой структуры является понятийно-категориальный аппарат, отражающий уровень развития специфического языка теории воспитания, используемого для однозначной трактовки исследуемых объектов, процессов, явлений.

Из этого следует, что все понятия и категории теории воспитания взаимосвязаны и дополняю друг друга.Но отличие воспитания от других педагогических процессов в его ориентации на качественное преобразование воспитанника [4]

 

 

Задание 2. Воспитание как педагогический процесс

 

1) Подходы к определению термина «воспитание»

В современной теории воспитания к определению понятия «воспитание» существует два подхода: объективный и субъективный.

Объективный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие.

Субъективный подход ориентирует взгляд на ребенка как субъекта воспитания. Этот подход признает ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение, признание приоритетности субъект-субъектных отношений в области образования и воспитания. Только в результате построения таких отношений ребенок становится активным субъектом жизни. [2,247]

 

2) Основные особенности процесса воспитания

Процесс воспитания имеет ряд особенностей:

- Целенаправленность. Процесс воспитания может быть эффективен только в том случае, если его цель четко определена, близка и понятна воспитаннику.

- Многофакторность. Данная особенность объясняется наличием многочисленных объективных и субъективных факторов, обусловливающих сложность протекания процесса воспитания.Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы как в процессе обучения.

- Длительность. Процесс воспитания длится всю жизнь. Для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

- Непрерывность. Процесс воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

- Комплексность. Данная особенность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов процесса воспитания.

- Вариативность и неопределенность результатов. Результаты процесса воспитания в одних и тех же условиях его протекания могут быть различны.

- Двусторонность. Реализовывается в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).[2, 248]

 

3) Логика процесса воспитания

Логика воспитательного процесса определяется его структурой и предполагает при его организации (на любом завершенном временном отрезке и в любой конкретной ситуации) следующие этапы:

- Выдвижение педагогических задач (воспитательных и организационно-практических);

- Отбор содержания и средств, форм, методов, приемов);

- Реализация содержания и средств (организаторская деятельность по решению педагогических задач);

- Анализ и оценка результатов.

При пропуске одного из этапов, воспитательная работа теряет смысл.

Итак, общая логика воспитательного процесса носит объективный характер и на практике ею следует руководствоваться как законом, а нарушение закона чревато последствиями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: