Задание 1. Теория воспитания как отрасль педагогической науки. Система воспитания
1) Понятие о теории воспитания
Теория воспитания– раздел педагогики, раскрывающий общие закономерности воспитания, формирования личности.
Объект изучения - процесс воспитания.[2,246]
2) Сравнительный анализ основных признаков науки (теория воспитания и педагогика)
Объектом исследования педагогики как науки является педагогическая действительность во всех её проявлениях. Действительность, которая окружает человека, но не вся действительность, а лишь та, которая проявляется в педагогических явлениях и педагогических фактах.
Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определённых педагогических целей и задач с помощью педагогических средств. При этом само явление и его результаты внешне наблюдаемы.
Объектом изучения педагогики иногда называют человека в аспекте педагогических явлений и педагогических фактов (Гребенюк О.С., Рожков М.И).
Объектом также определяют образование человека как способ приобщения его к жизни в обществе, а также любые педагогические процессы, протекающие в педагогической сфере.
Предметом исследования педагогики как науки является исследование сущности развития и формирования человека.
Основными признаками воспитаниякак педагогического явления таковы:
1) Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента.
2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.
Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств.
|
Протекая во времени непрерывно, воспитание происходит на фоне постоянных изменений личности воспитанника и воспитателя, изменений в самом процессе воспитания.
Объектом воспитания выступает личность.
Таким образом, воспитание является составляющей педагогической науки и имеет с ней общие компоненты. Как педагогика, так и воспитание направлены на одно- развитие человека, его личности.[1]
3) Связь основных категорий теории воспитания.
Как и в любой отрасли научного знания, в теории воспитания заложена своя логическая структура, включающая концепции, законы, принципы, методы, факты и т. д. Одним из важнейших элементов этой структуры является понятийно-категориальный аппарат, отражающий уровень развития специфического языка теории воспитания, используемого для однозначной трактовки исследуемых объектов, процессов, явлений.
Из этого следует, что все понятия и категории теории воспитания взаимосвязаны и дополняю друг друга.Но отличие воспитания от других педагогических процессов в его ориентации на качественное преобразование воспитанника [4]
Задание 2. Воспитание как педагогический процесс
1) Подходы к определению термина «воспитание»
В современной теории воспитания к определению понятия «воспитание» существует два подхода: объективный и субъективный.
Объективный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие.
|
Субъективный подход ориентирует взгляд на ребенка как субъекта воспитания. Этот подход признает ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение, признание приоритетности субъект-субъектных отношений в области образования и воспитания. Только в результате построения таких отношений ребенок становится активным субъектом жизни. [2,247]
2) Основные особенности процесса воспитания
Процесс воспитания имеет ряд особенностей:
- Целенаправленность. Процесс воспитания может быть эффективен только в том случае, если его цель четко определена, близка и понятна воспитаннику.
- Многофакторность. Данная особенность объясняется наличием многочисленных объективных и субъективных факторов, обусловливающих сложность протекания процесса воспитания.Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы как в процессе обучения.
- Длительность. Процесс воспитания длится всю жизнь. Для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
- Непрерывность. Процесс воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
- Комплексность. Данная особенность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов процесса воспитания.
- Вариативность и неопределенность результатов. Результаты процесса воспитания в одних и тех же условиях его протекания могут быть различны.
- Двусторонность. Реализовывается в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).[2, 248]
3) Логика процесса воспитания
Логика воспитательного процесса определяется его структурой и предполагает при его организации (на любом завершенном временном отрезке и в любой конкретной ситуации) следующие этапы:
- Выдвижение педагогических задач (воспитательных и организационно-практических);
- Отбор содержания и средств, форм, методов, приемов);
- Реализация содержания и средств (организаторская деятельность по решению педагогических задач);
- Анализ и оценка результатов.
При пропуске одного из этапов, воспитательная работа теряет смысл.
Итак, общая логика воспитательного процесса носит объективный характер и на практике ею следует руководствоваться как законом, а нарушение закона чревато последствиями.