1) Понятие о результате воспитания
В основе концепции воспитательной деятельности мы полагаем видение результата воспитания.
Философское понятие результат базируется на представлениях о тесном единстве его с понятиями цель и средство. Результаты прогнозируемый и реальный совпадают лишь отчасти и в той мере, в какой средство-понятие тождественно средству реальному, преобразующему предмет.
Обращаясь к категории результат воспитания, мы имеем в виду, что под результатом в русском языке понимается не только то, что получено в завершении какой-нибудь деятельности, работы, итог, но и показатель мастерства. Таким образом, в отношении воспитательной деятельности категория результата, очевидно, связана с категорией качества.[1]
Критерием эффективности и качества педагогического процесса является воспитанность школьников - наличие у них высоких моральных качеств.
Результаты воспитательного процесса в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей воспитанников, их отношение к окружающей действительности, прежде всего к направленных на них воспитательных воздействий, их взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, отношение к педагогам и родителей.
Результат процесса воспитания – это реализация целей воспитания, прежде всего целей ближних, реальных и создание базы для реализации цели идеальной.[4]
2) Факторы, влияющие на выбор критериев результативности воспитания
Эффективное воспитание – это действенное, результативное воспитание. Новикова Л.И. выделяет такие показатели воспитанности человека, как гуманизм, интеллигентность, ответственность, креативность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и поступках, самостроительство, ориентацию на общечеловеческие ценности.
|
В ходе взаимодействия воспитателя и воспитанника у последнего происходит прирост личностных качеств, то есть значительные качественные изменения, происходящие в его личности. Результативность процесса выражается в способности воспитателя достичь намеченных целей воспитания.
Рассмотрим факторы, которые все таки влияют на выбор критериев результативности воспитания:
- объективные факторы (социальная среда, условия деятельности и ее организация, наличие соответствующей материальной базы, влияние окружения, критерии оценки уровня воспитанности);
- субъективные (индивидуальные и возрастные особенности личности, мотивы и потребности, профессиональные качества воспитателя, его авторитетность, опыт воспитательной работы, отношение к воспитанникам и воспитанию) [2,267].
3) Роль результата воспитания в структуре процесса воспитания
Роль результата воспитания будет очевидной. Результат воспитания это механизм саморегуляции, самодвижения, саморазвития для человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе работы были выполнены 10 заданий, которые содержали в себе изучение основных моментов теории воспитания.
Теория воспитания – раздел педагогики, раскрывающий общие закономерности воспитания, формирования личности.
Объект изучения теории воспитания - процесс воспитания. Выделим основные понятия теории воспитания:
Процесс воспитания имеет ряд особенностей:
- Целенаправленность. Процесс воспитания может быть эффективен только в том случае, если его цель четко определена, близка и понятна воспитаннику.
|
- Многофакторность. Данная особенность объясняется наличием многочисленных объективных и субъективных факторов, обусловливающих сложность протекания процесса воспитания.Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы как в процессе обучения.
- Длительность. Процесс воспитания длится всю жизнь. Для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
- Непрерывность. Процесс воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
- Комплексность. Данная особенность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов процесса воспитания.
- Вариативность и неопределенность результатов. Результаты процесса воспитания в одних и тех же условиях его протекания могут быть различны.
- Двусторонность. Реализовывается в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Цель воспитания – заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами.
|
Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности.
Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения.
«Метод» означает способ осуществления обучения на практике.
В качестве форм воспитания рассматриваются конкретная деятельность, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.
Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимная зависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.
Результат процесса воспитания – это реализация целей воспитания, прежде всего целей ближних, реальных и создание базы для реализации цели идеальной.