1)Понятие о методах воспитания
Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения.
«Метод» означает способ осуществления обучения на практике. [5, 281]
2) Факторы,влияющие на выбор методов воспитания
Общие факторы, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:
- Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.
- Содержание воспитания. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.
- Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
- Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
- Индивидуальные и личностные особенности воспитанников
- Условия воспитания (климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.).
- Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве.
- Уровень педагогической квалификации.
- Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
- Ожидаемые последствия. Выбирая методы, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет их применение.[2, 269]
3) Подходы к классификации методов воспитания
Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много.
Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский предложил классификацию, критерием которой являются используемые средства воспитания, и выделил шесть групп методов:
1) воспитание словом;
2) воспитание делом;
3) воспитание ситуацией;
4) воспитание игрой;
5) воспитание общением;
6) воспитание отношениями.
Р. С. Немов предлагает несколько классификаций методов воспитания: они делятся на прямые и косвенные, осознанные и неосознанные, когнитивные, эмоциональные и поведенческие.
Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания. В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание, по которому методы группируются и обособляются.
В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. У Ю.К. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности:
- Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;
- Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.[2,281]
4) Роль методов воспитания в структуре процесса воспитания
Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств.
Под методами воспитания понимаются способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Достижение целей воспитания осуществляется в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такойсовокупности и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического профессионализма.[1]