Задание 9. Понятие о коллективе как субъекте и объекте воспитания. Специфика подходов к классификации этапов развития коллектива




 

1) Подходы к определению понятия термина «коллектив»

Коллектив - организованная форма объединения людей на основе общей социально значимой деятельности человека, который за свою жизнь не входила бы в состав многих коллективов, которые формируются и существуют в самых разных сферах жизнедеятельности: производственно-экономической (звенья, артели, бригады, цеха и т.п.); социальной (общины, общины, лестницы) учебной (класс, школа, кружок) и т. д.

Так же стоить отметить, как рассматривают коллектив ученые:

- К.Крупская: коллектив - это группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой.

- А.С.Макаренко: коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимная зависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.

- В.А.Сухомлинский: коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей.

- И.Ф.Харламов: воспитательный коллектив есть такое объединение воспитанников, жизнь и деятельность которого мотивируется целями и задачами общества, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных устремлений и интересов.

Таким образом, коллектив - это такое объединение людей, в основе которого лежат следующие признаки:

- общественно значимые цели, принимаемые каждым его членом;

- совместная деятельность по достижению данных целей;

- отношения взаимной ответственности между членами коллектива;

- наличие органов самоуправления;

- связь первичного коллектива с другими коллективами.[5,211-212]

 

2) Подходы к определению этапов развития коллектива

Пути формирования коллектива:

- осознание общности целей и интересов, смыла выполняемой деятельности;

- совместная деятельность;

- формирование традиций;

- развитие самоуправления;

- формирование общественного мнения;

- единство требований;

- соревнование;

- взаимное просвещение;

- творческая игра;

- наличие перспективы и т.д.

Организованный коллектив школьников проходит в своём развитии ряд этапов. По А.С.Макаренко этапы развития коллектива выглядят так:

- Первый этап. Коллектива как такового ещё нет, можно говорить об объединении детей относительно какой-либо цели. Общности между членами группы пока нет, для каждого существуют сугубо индивидуальные цели и интересы, нет связующего интереса или дела.

- Второй этап. На этом этапе педагог не только предъявляет требования и добивается их выполнения, но и пытается организовывать совместную деятельность, которое может объединить детей, вызвать первоначальные переживания общности. Коллектив переходит на следующий этап, когда выделяется актив, когда в коллективе устанавливается общая дисциплинированность, соблюдаются правила поведения, поддерживаются требования педагога.

На этом этапе создаются органы самоуправления. Деятельность педагога должна быть направлена на воспитание у актива нравственных качеств.

- Третий этап – эторасцвет коллектива. Он характеризуется тем, что благодаря накопленному опыту коллективной жизни и привычкам совместного выполнения общих дел между детьми складываются подлинно коллективистические отношения. Это позиция добровольного участия в жизни коллектива, радости от общения с его членами.

Для этого этапа характерны сформированность общественного мнения, разделяемого большинством его членов.Именно на этом этапе своего развития коллектив становится инструментом воспитания, т.е. может использоваться как метод воспитательного влияния на каждую личность конкретно.[5,214-216]

 

3) Роль коллектива в современном воспитании

Как общешкольный, так и классные ученические коллективы выполняют некоторые роли в воспитании:

- коллектив помогает в организации учебно-воспитательной, досуговой деятельности учащихся с целью развития их склонностей и способностей;

- помогает сформировать опыт общения, а так же реализации существующих общественных отношений, деловых отношений, предусматривающих требовательность, ответственность, контроль, взаимозависимость, взаимоуважение и т.п.;

- реализации в процессе воспитания нравственной сущности личности;

- воспитание коллективистских отношений на основе взаимопринятия членами ученического коллектива друг друга, формирование благодаря этому гуманистических качеств личности;

- выполнение роли первичной группы в условиях первичных ситуаций успеха членов коллектива;

- корректировка и регулирование поведения и деятельности их на основе общепринятых в коллективе норм[5,222].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: