Электронные образовательные ресурсы




 

В своей работе классный руководитель может применять электронные образовательные ресурсы, в которых собраны материалы следующего характера:

– планирование и содержание деятельности классного руководителя;

– диагностика, анализ и контроль;

– документальное обеспечение;

– материал для классных часов;

– материалы для родительского собрания;

– сценарии мероприятий.

На официальном сайте негосударственного образовательного учреждения в центре «Педагогический поиск» можно заказать ЭОРы, которые окажут огромную помощь в работе (www.ppoisk.com).

Комплект № 2. «Управление, содержание и формы воспитания в школе» (для заместителя директора по воспитанию и классного руководителя), состоит из трех дисков.

Диск 1: Золотой диск «Практикум для классного руководителя. Управление, содержание и формы воспитания в школе» (для заместителя директора по воспитанию и классного руководителя). Десять тысяч страниц, представленные на диске, охватывают всю деятельность классного руководителя. (Планирование и содержание деятельности классного руководителя и замдиректора школы по воспитанию. Организация работы классного руководителя. Диагностика, анализ и контроль. Документальное обеспечение. Школьное самоуправление. Работа с родителями. Материалы для классных часов. Сценарный отдел.)

 

 

Диск 2: «Практикум для заместителя директора по воспитательной работе. Управление, содержание и формы воспитания в школе» (для заместителя директора по воспитанию и классного руководителя). На диске представлены все необходимые материалы для работы заместителя директора по воспитательной работе. (Диагностика и анализ воспитательного процесса. Управление и организация воспитательного процесса. Ученическое самоуправление и детские объединения. Воспитательные системы и их концепции. Мастерская профессионального роста. Материалы к педсовету. Планирование, программирование и проектирование воспитательного процесса. Документальное обеспечение.)

Диск 3: «Библиотека по воспитанию. Материалы по содержанию, формам и организации воспитания в классе. Управление, содержание и формы воспитания в школе». Диск предназначен для всех участников воспитательного процесса и прежде всего для заместителей директора по воспитанию и классных руководителей. (Воспитание на уроке. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. Настольная книга классного руководителя. Организация воспитательной работы в классе. Планирование и организация воспитательной работы в школе. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. Справочник заместителя директора школы по воспитанию. Спутник классного руководителя. 50 сценариев классных часов.)

 

Компьютерные программы

MicrosoftWord

С помощью этой программы классный руководитель может делать методические разработки воспитательных мероприятий, вести документацию и оформлять личные дела обучающихся, составлять план воспитательной работы, делать анализ и оценку результатов своей работы, вести классный журнал с регистрацией поручений и занятости учащихся в кружках и секциях, а также регулярный учет в журнале посещаемости уроков в классе, контроль за пропусками уроков? заполнять психолого-педагогические карты изучения личностей учащихся.

MicrosoftExcel

В Excel легко составить график организации дежурства по классу, образовательному учреждению, столовой, график коллективной уборки школы, помощb детей в ремонте образовательного учреждения. В конце четверти, семестра или полугодия это программа поможет легко составить отчет по классу – об успеваемости, посещаемости (при условии внесения данных в программу ежедневно).

MicrosoftPower Point

Эта компьютерная программа позволит более качественно проводить классные часы и родительские собрания, так как информация, поданная в Power Point, выглядит более наглядно и воспринимается легче.

MicrosoftPublisher

Выпуск классной газеты, классного бюллетеня и т. д. легко сделать в программе Publisher, где есть разнообразные шаблоны, которые можно использовать для этих целей.

Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса.

Заключение

Работа классного руководителя является важнейшей составляющей процесса функционирования школы как образовательного учреждения, что обусловлено основной задачей, которую ставит перед учебным заведением государство и социум: развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, создание условий для эффективного духовного, умственного, физического совершенства.

Как педагог-профессионал, классный руководитель создает условия для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляет (совместно с психологом, логопедом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации, организует сотрудничество школьников в разнообразных видах совместной деятельности и др. Кроме того, классный руководитель – координатор деятельности педагогов, семьи, социума – всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников; он духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; защитник-создатель благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском коллективе.

Список литературы

1. Абрамов Г.Е. Введение в практическую психологию. – М., 1994.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.:МГУ,1980.

3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.,1989.

4. АсмоловА.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.

6. Байбородова Л.В, Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. – Псков,1994.

7. Бархаев Б.П. Новые аргументы в педагогических технологиях // Школьные технологии. – 1997. – №4.

8. Башарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? // Специалист. – 1993. – №9. – С.25–26.

9. Безрукова B. C. Воспитательный процесс и его организация в практике школы. – Казань, 1982.

10. Безрукова B.C. Педагогика. – Екатеринбург, 1996.

11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.,1989.

12. Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М.,1979.

13. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. – Екатеринбург, 1992.

14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

15. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М.,1978.

16. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.,1994.

17. Вульфов Б. З. Делать маленькое дело с большой любовью//Социальная работа. – 1992. – № 1. – С. 54–57.

18. Вульфов Б.З., Хозе С.Б. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз. – М.,1987.

19. Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. – М.,1995.

20. Выготский Л.С. Вопросы психологии детской игры// Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 38.

21. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. З. – М., 1983. – Т. 4. – М., 1984.

22. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. – М.,1982.

23. Ганелин Ш. И. Классный наставник и его воспитательная работа// Классный руководитель: сб. ст. – 1939.

24. Гончаров Н. К. Из истории русской школы (Роль и место классных наставников и надзирателей в дореволюционной школе)// Советская педагогика. – 1938. – №6.

25. Гордин Л.Ю. Организация ученического коллектива. – М., 1984.

26. Грановская P.M., Березная И. Л. Интуиция и искусственный интеллект. – Л.: ЛГУ,1991.

27. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. – Калининград, 1995.

28. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. – М.,1981.

29. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: сущность, методические рекомендации. – Ярославль, 1998.

30. Дружинин И. Л. Заботы и радости классного руководителя. – М.,1978.

31. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.

32. Данилюк А. Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования /А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).

33. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2009.

34. Дулов А.И. Из истории вопроса о классном руководителе//Ученые записки Иркутского педагогического института иностранных языков. – Вып. 3. – Иркутск,1959.

35. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений:в 2 ч. Ч. 1 / под ред. А. Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).

36. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений:в 2 ч. Ч. 2 / под ред. А. Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).

37. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.

38. Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. – Ярославль, 1995.

39. Ивашкин B.C. Психологическое изучение школьников: учеб. пособие. – Владимир, 1990.

40. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.,1982.

41. Караковский В. Л. Воспитание гражданина: Записки директора школы№ 825. – М., 1987.

42. Караковский В. Л., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание.Воспитание! – М.,1996.

43. Кирикова З. З. Педагогическая технология: теоретические аспекты. Екатеринбург, 2000.

44. Кирпичник А. Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. –М., 1984.

45. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1969.

46. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. –Р. н/Д, 1996.

47. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

48. Ковальчук М. А. Социальная защита ребенка – целевая функция деятельности классного руководителя. – Ярославль, 1998.

49. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000.

50. Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение М. К. Ганди. – М., 1969. –С. 174–175.

51. Кон И. С. Социология личности. – М.,1967.

52. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. – М., 1986.

53. Концепция воспитания учащейся молодежи/ сост. А.А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В.А. Караковский и др. //Педагогика. – 1992. – № 3–4. – С. 11–19.

54. Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области// Ярославский педагогический вестник. – 1997. – № 3.

55. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. [Электронный ресурс.] Режим доступа:standart.edu.ru.

56. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ / под ред. С. Н. Чистяковой. – Ярославль, 1993.

57. Коротов В. М. Развитие гуманистических взглядов и утверждений: книга для учителя. – Самара, 1994.

58. Краткий психологический словарь/ сост. Л. А. Карпенко;под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1985.

59. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970.

60. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. – 1984. – № 1.

61. Кумакер Л., Шейн Д. Свобода учиться, свобода учить: пособие для учителей. – М.,1994.

62. Курочкин Н. И. Методы изучения личности школьника. – Ярославль, 1986.

63. Левин К. Топология и теория поля// История психологии (10–30-е гг. Период открытого кризиса): тексты. 2-е изд. / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Дан. – М., 1992. – С. 181–190.

64. Лисовский В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи// Социальная работа. – № 1 (4). – 1994. – С. 57–59.

65. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.

66. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1978.

67. Малъковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 1988.

68. Маркова А.К., Никонова А. Л. Индивидуальный стиль деятельности учителя// Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 40–48.

69. МаслоуА. Самоактуализация// Психология личности: тексты. – М., 1982.

70. Методики диагностики и коррекции основных компонентов педагогических способностей/ сост. Н. П. Анисимова, Е. Г. Заверткина, Н. Г. Рукавишникова и др. – Ярославль, 1990.

71. Методические материалы для психодиагностического обследования ребенка 5–7 лет/ сост. В. И. Чирков, О. Л. Соколова. – Ярославль, 1993.

72. Методические рекомендации к лабораторному практикуму по общей психологии/ сост. Н. П. Анисимова. – Ярославль, 1987.

73. Мои жизненные и профессиональные планы: Книга для учителей старших классов/ под ред. С. Н. Чистякова. – М., 1994.

74. Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. – 1997. – №6. С.26–31.

75. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие. Ч. 1. – Пенза, 1994.

76. Найди свое дело: Рассуждения и упражнения/ под ред. П.Пауэре, Д. Рассел.– М.,1994.

77. НаторпП. Социальная педагогика. – СПб., 1911.

78. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. – М., 1985.

79. Никонова А. Л. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. – М.,1986.

80. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988.

81. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. – Тбилиси,1978.

82. О классном руководителе: Положение и инструктивно-методические указания. – М.,1947.

83. Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия// Психология межличностного познания/ под ред. А. А. Бодалева. – М.,1981. – С. 80–92.

84. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. – М.,1987.

85. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941–1961)/ под ред. Ф. Г. Паначина, М. Н. Колмакова, З. И. Равкина. – М.,1988.

86. Педагогика: учеб. пособие/ под ред. П. И. Пидкасистого. – М.,1995.

87. Педагогические технологии: методические рекомендации. – Ярославль, 2002.

88. Платонов К.К. Некоторые теоретические проблемы изучения личности// О чертах личности нового рабочего. – М.,1963.

89. Платонов К.К. О системе психологии. – М.,1972.

90. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: учебник. В 2 ч. – М., 1996.

91. Познай себя/ сост. М. И. Рожков, А. В. Волохов. – М.,1993.

92. Положение о классном руководителе: сб. приказов Министерства просвещения РСФСР. – № 36. – М., 1960.

93. Практические занятия по психологии/ под ред. А. В. Петровского. – М., 1972.

94. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа:в 2 книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011

95. Программа учебной дисциплины «Основы педагогических технологий». – Екатеринбург, 1997.

96. Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения /под ред. Н.Е.Эргановой. – Сургут: Дефис, 2001.

97. Прутченков А. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10.

98. Прутченков А. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2002. – № 1–5.

99. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей ОУ. –Р. н/Д.: Феникс, 1998

100. Радионова Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис.... докт. пед. наук. – Л.,1991.

101. Рекомендации к педагогической практике в школе/сост. Ю. П. Поваренков, А. В. Матвеев. – Ярославль, 1990.

102. Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. – Казань, 1987.

103. Рожков М.И. Социальные проблемы как фактор социализации учащихся// Ярославский педагогический вестник. – 1994. – № 1. – С. 16–19.

104. Рожков М. Л., Иванова Н. Л., Чернявская А. Л., Бекетова H. Е. Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и формирование: методические рекомендации. – Ярославль, 1995.

105. Селевко Г.В. Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование, 2002.

106. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. – № 6. – 2000. – С. 38.

107. Сергеев К. К. Школьная психодиагностика. – Херсон, 1988.

108. Сластенин В.А. Доминанта деятельности // Народное образование. – 1997. – №9. – С.41–42.

109. Смелзер Н. Социология. – М.,1994.

110. Социальная адаптация учащихся. – Ярославль, 1996.

111. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. – Свердловск, 1989.

112. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива// избр. произв.: в 5 т. – Киев. 1979.

113. Сухомлинский В. А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания // Народное образование. – 1968. – № 10. – С. 55.

114. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. – Казань,1991.

115. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

116. Технологические аспекты образовательного процесса: проблемы, поиск. – Екатеринбург, 2000.

117. Титова Е. В. Если знать, как действовать. – М.,1993.

118. Умайский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. –М.,1980.

119. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: педагогическая антропология. Избр. пед. соч.: в 2 т. / под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюна, Д. О. Лордкинадзе, М.Ф. Шабаевой. – М.,1974.

120. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5. – М.,1990.

121. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс.] Режим доступа:standart.edu.ru.

122. Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Л. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.,1988.

123. Фундаментальное ядро содержания общего образования. [Электронный ресурс.] Режим доступа:standart.edu.ru.

124. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. – М.,1986.

125. Чернявская А.П. Педагогическое мастерство: учеб. пособие. – Ярославль, 1997.

126. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М.,1990.

127. Щуркова Н. Е., Финданцевич Н. С. Классный час и его организация. – М., 1981.

Тезаурус

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие единство и успешное развитие страны в современных условиях.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, усвоения системы общечеловеческих ценностей, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – методологическая основа разработки и реализации Стандарта, определяющая характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Национальное самосознание (гражданская идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национального самосознания (идентичности) составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся гражданская позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, гордости за свое Отечество, город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству.

Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Игровые педагогические технологии – включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая (дидактическая) игра – это такая формаорганизации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом по специально разработанному сценарию и правилам на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся и изначально мотивирована на успех, максимально опирается на самоорганизацию обучаемых, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.

Метод проектов – организация продуктивной деятельности учащихся по изучению социально и личностно значимой проблемы с последующей разработкой проекта ее решения и реализацией его в практике (проекты могут быть социальными и исследовательскими). Получение нового знания из практического опыта, закрепление и актуализация имеющихся знаний, социализирующее влияние на личность ребенка.

Педагогическая поддержка (термин введен О.С. Газманом) подразумевает деятельность различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Кроме этого, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. В контексте личностного подхода к образованию ребенка это – педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы индивидуализации (автономизации) человека.

Портфолио(в широком смысле слова) – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.Может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

Социальный проект – это деятельность, локализованная по ресурсам, по территории, по участникам, направленная на решение той, или иной проблемы.

Приложения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: