Развитие культуры самоидентификации учащегося (мировоззрение личности и солидарность людей в стране граждан).
Задача 1. Способствовать (не только словами, но и поступками) формированию жизненного оптимизма подростка, осознанию им ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать. · Классный час на тему: «Человек-то мал, а дом его – мир» (Варрон). · Беседа на тему: «Ты живешь среди людей». · Полемика на тему: «Стоит ли жить по принципу „Я сам по себе“?» · Выпуск альманаха на тему: «Жизнь „для себя и про себя“ – не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба» (И.А. Гончаров). · Классный час на тему: «Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены» (И. Кант). · Беседа на тему: «Если рядом с тобой беда...». Задача 2. Способствовать процессу самостоятельного постепенного выстраивания целостного мировоззрения школьника: 1) знакомить с современным многообразием типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, их различий при объяснении происходящего в мире; 2) на основе этого многообразия стимулировать школьника к выработке своих собственных ответов на основные жизненные вопросы, которые ставит его личный жизненный опыт; 3) в диалогах стараться научить подростка признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; 4) через рефлексию учить подростка корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения собственного жизненного опыта. · Диспут на тему: «Можно ли примирить верующих и атеистов?» · Проект-исследование «Исторические примеры взаимообогащения христиан и мусульман» · Беседа-рефлексия «Кто и как в нашем классе верит в Бога?» (участвуют только желающие!!!). · Беседа-рефлексия: «Кто в нашем классе может сейчас объяснить свой смысл жизни?» (участвуют только желающие!!!). · Проект-исследование «Мой внутренний мир – строительство мировоззрения». · Игра-рефлексия «Кто больше вспомнит ситуаций, когда жизненный опыт заставлял меня менять какие-то свои взгляды на мир». Задача 3. Помогать осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. · Игра-рефлексия «Кто больше вспомнит ситуаций, когда знакомство с какими-то достижениями науки объяснило мне давно волновавший меня вопрос». Задача 4. Учить подростков (на конкретных примерах) использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. · Различные проекты-исследования, предложенные учителем после того, как у ученика (группы учеников) возникает реальная познавательные проблема, вопрос. Например: «Так все-таки человек произошел от обезьяны или создан Богом?» – тема проекта «Разные точки зрения и их аргументация». Задачи 5. Способствовать социальной самоидентификации школьников, освоению основных социальных ролей и форм общения, их норм и правил поведения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация), а именно – учить выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т. д.), особенно направленной на общий результат. · Беседа на тему: «Я и моя социальная роль». · Самоанализ «Я отношу себя к тем, кто никогда не...». · Дискуссия на тему: «Прав ли В. Г. Белинский, считавший, что хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочее, но худо не быть при этом человеком?». · Ролевая игра или проект-исследование «Как меняется (должно меняться) мое поведение, обороты речи, когда я в течение дня перехожу из одной роли в другую: сын/дочь, ученик, пассажир в транспорте и т.д.». Учить не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса. · Ситуация решения моральной проблемы: ученик, имеющий явные признаки «звездной болезни», назначается капитаном учебной или творческой группы, результат работы которой может быть получен только при равном и активном участии всех. Работа группы осуществляется обязательно под контролем педагога, с его эпизодическим вмешательством, но только на уровне рефлексии проблемы и помощи в выработке правил для эффективной работы. Учить критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами. · Ролевая игра «Возвращаясь с футбольного матча, приятели, разозленные поражением своей команды, предлагают порезать сиденья в электричке... Как быть?». Создавать условия для постепенного включения в различные стороны общественной жизни своего региона (экономические проекты, культурные события и т. п.). · Проект решения общественной проблемы, например спасения городской рощи от мусора и жуков-вредителей (по предложению учителя, но только при добровольном участии). Помогать (без вмешательства и давления) осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права. · Беседа по теме: «Как можно убедить меня (учителя) сделать то, что хочет значительная часть класса, а я сомневаюсь в целесообразности этого действия». Учить участию в общественном самоуправлении (классном, школьном, самоорганизующихся сообществ и т. д.). · Проект-акция на основе решения реально существующей для учеников проблемы внутренней школьной жизни. Например: «Предложение учеников седьмых классов администрации школы по порядку проведения дискотек». Помогать в процессе включения в общество учиться, с одной стороны, преодолевать возможную замкнутость и разобщенность, а с одной стороны, противостоять «растворению в толпе», в коллективной воле группы, подавляющей личность. · Ролевая игра – жизненная задача: «Мне интересна компания старших обучающихся, но я стесняюсь с ними знакомиться» или «Симпатичная мне компания обучающихся соглашается дружить со мной, только если я буду соблюдать длинный ряд их условий...». Задача 6. Развивать собственные представления учащихся о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями. · Викторина на тему: «Отгадай профессию!». · Подготовка портфолио «Я и моя будущая профессия». · Дискуссия на тему: «Если желание неисполнимо, желай возможного» (Публий Теренций). · Проведение праздника «Трудовые династии» (совместно с родителями школьников). · Готовимся к работе летом: «Как написать резюме». · Посещение центров профориентационной работы и диагностирующих центров профессиональных склонностей и профессионального потенциала учащихся. Задача 7. Знакомить обучающихся с особенностями различных сфер профессиональной деятельности, особенностями местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности. · Подготовка и проведение праздника «Хлеб – всему голова» (по материалам статьи С. В. Мезенцевой). · Экскурсии на базовые предприятия, учреждения профессионального образования. · Сбор материала, составление и выпуск справочника востребованных профессий района, края. · Встречи с представителями различных профессий, актуальных в конкретной местности. Задача 8. Формировать у школьников ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения культуры своего народа и мировой культуры. · Подготовка проекта на тему: «Язык есть вековой труд целого поколения» (В. И. Даль). · Беседа на тему: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия» (Э. Роттердамский). · Проведение викторины на тему: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни» (К. Д. Ушинский). Читайте также: Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Управление информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности ДКР ФСБ России: Структура ФСБ включает восемь служб...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |