Профориентационная работа классного руководителя




Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после ее завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части рабочей силы, а проще говоря – к безработице. В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение. Это возможно только, если существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества, направленное на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры.

Профессиональная ориентация как сложная система, как явление междисциплинарное имеет многоплановые аспекты:социальные, экономические, психолого-педагогические, медико-физиологические. Если профориентация – система, то она должна иметь структуру, состоящую из взаимосвязанных подсистем. Существуют различные подходы к этому вопросу. Традиционно выделялись следующие компоненты профориентационной работы: профессиональное просвещение, профессиональная активизация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная активизация, профессиональная адаптация. Группа ученых под руководством С. Н. Чистяковой, разработавших новую концепцию системы профессиональной ориентации школьников, предлагает структуру, состоящую из трех элементов: получение школьником знаний о себе самом (образ «Я»); информации о мире профессионального труда; осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности).

И в том и другом варианте видны повторяющиеся элементы, однако, второй более личностно ориентирован.

В школе сложилась правильная традиция рассматривать профессиональную ориентацию как органическую составную часть учебно-воспитательного процесса, которую порой невозможно отделить от других направлений работы, особенно трудового и нравственного воспитания. Практически все исследователи говорят о необходимости возрастного подхода в организации профориентационной работы.

Опираясь на традиционную в возрастной психологии периодизацию, И. С. Кон определяет схожие этапы профессионального самоопределения. Первый этап – детская игра, в которой идет своеобразная «примерка» профессиональной роли. Второй этап – подростковая фантазия. Третий этап, захватывающий подростковый и часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии на основе интересов, способностей, системы ценностей школьника. Четвертый этап – практическое принятие решения.

Характер содержания и объем работы будут, естественно, меняться в зависимости от возраста учащихся, достигая максимальной интенсивности в предвыпускных и выпускных классах. Если в начальных классах профориентация практически сливается с трудовым воспитанием, то по мере приближения к окончанию школы должна увеличиваться собственно профориентационная работа.

В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе. Именно классный руководитель может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного «Я».

Образ «Я» – это система представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающая три основные составляющие:когнитивную (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях), эмоциональную (наличие определенного оценочного отношения к себе), регуляторную (возможность управления собственным поведением). Соответственно с этим определяются группы критериев сформированного образа «Я»:

1) полнота знаний о своих психолого-физиологических ресурсах;

2) адекватность самооценки;

3) способность к самоконтролю, регуляции поведения.

В качестве инструмента самопознания может использоваться методика развивающей психологической диагностики. Она позволяет учащимся получить информацию о своих индивидуальных психологических качествах и их соответствии той или иной профессии, кроме того, создается возможность развития профессионально значимых качеств. Программа развивающей психологической диагностики охватывает следующие сферы:психофизическую, мотивационную, характерологическую, эмоционально-волевую, интеллектуальную и социально-психологическую.

Наиболее важной частью школьной профориентации являются профессиональные пробы (пробы сил). Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе проб школьник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Кроме того, общеизвестно, что качества формируются только в деятельности, поэтому одной из задач профессиональных проб является создание поля формирования профессионально значимых качеств личности. В длительной профессиональной пробе есть некоторый элемент профессиональной адаптации.

В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи: оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, участвует в организации их общественно полезного и производительного труда; организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону; изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов; устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения); проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем; координирует действия учителей, работающих в классе.

Обычно деятельность классного руководителя по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии планируется в одном разделе с трудовым воспитанием. Его нередко так и называют: «Трудовое воспитание и профориентация». В содержание работы классного руководителя 8–11-х классов по проблемам профессиональной ориентации можно включить следующее.

1. Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Здоровье и выбор профессии», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка», «Как избежать безработицы» и др.

2. Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство.

3. Экскурсии на УПК, в профессиональные учебные заведения.

4. Участие школьников в конкурсе «Кто больше знает о профессии», написание и защита рефератов о профессиях, коллективное творческое дело «Защита профессий».

5. Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность, шефская работа.

6. Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.

7. Изучение читательских интересов школьников. Совместное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.

8. Оформление на каждого учащегося профориентационного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, «Лист профессиональной консультации».

9. Рекомендации школьникам 8–9-х классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.

10. Участие в работе ученических трудовых объединений.

11. Доклады на родительских собраниях на темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии». Конференция на тему: «Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание».

12. Экскурсии родителей на УПК.

13. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учениками.

Естественно, что приведенное выше содержание работы классного руководителя по профориентации следует рассматривать как примерное. При составлении плана оно должно быть скорректировано с учетом специфики школы, класса, особенностей микрорайона.

Школьник является не только объектом профориентационной деятельности, но одновременно и субъектом. Все наши педагогические воздействия воспринимаются или отторгаются им. Как бы взрослые ни помогали молодому человеку, профессиональный выбор он делает сам и впоследствии сам за него несет ответственность. Исходя из этого, целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласснику. Они должны носить глубоко индивидуальный характер и должны быть тесно связаны с самовоспитательной деятельностью.

Составление и реализация подробного плана предполагают сравнительно высокий уровень воспитанности школьника, наличие профессиональных интересов, педагогическое руководство его самостоятельной профориентационной деятельностью.

8. Интернет-пространство и социальные сетевые
ресурсы в работе классного руководителя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: