Развитие духовно-нравственной культуры учащегося (добро в чувствах, мыслях и поступках).





Необходимо познакомить школьников с правилами, которые сформулировал В. А. Сухомлинский в своей «Азбуке нравственности»:

• Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

• Вы пользуетесь благами, созданными другими. Люди дают вам счастье детства, отрочества и юности. Платите им за это добром.

• Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Без труда нельзя честно жить.

• Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца.

• Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах общественных.

Перечень возможных форм работ составлен в соответствии с обозначенными выше задачами развития и социализации учащегося.

Задача 1. Способствовать усвоению ребенком-подростком нравственных ценностей (на основе общечеловеческих, российских, национальных представлений о «добре») – через различение «доброго» и «дурного» в культуре, общественном и личном опыте; через участие в нравственной, общественно значимой деятельности, опыт конструктивного социального поведения.

· Беседа на тему: «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений» (Я. Коменский).

· Подготовка проекта «Нравы эпох».

· Подготовка спектакля или новогоднего праздника для детского дома, детского отделения больницы и т. п.

· Литературный вечер для людей с ограниченными возможностями.

Задача 2. Содействовать развитию внутренней потребности подростка поступать согласно своей совести и осуществлять нравственный самоконтроль; в том числе помогать подросткам учиться сдерживать свои возрастные агрессивные порывы, угрожающие уничтожением красоты в мире и добрых отношений между людьми.

· Классный час на тему: «Что мы ценим в людях»(«Больше всего я ценю в человеке...», «Что делать, когда хочется что-нибудь сломать и кого-то ударить» и т. д.).

· Диспут на тему: «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон).

· Беседа на тему: «Как слово наше отзовется» (Ф. Тютчев).

· Рефлексия «Всегда ли я прав?»

· Просмотр и обсуждение кинофильма или видеофрагмента, представляющих проблемные нравственные ситуации.

· Самооценка «Когда в моем присутствии обижают человека, я...» или «Моей самой большой ошибкой было...».

· Беседа о равнодушии, неразличении добра и зла как источника жесткости, о жажде ясности и нравственной чистоты жизни в произведениях А. Вампилова «Прошлым летом в Челимске», «Утиная охота».

Задача 3. Воспитывать нравственное сознание – целенаправленно учить (через создание ситуаций и их осмысление) самостоятельно делать моральный выбор, решать моральные проблемы, выбирая позитивные поступки и действия (в том числе речевые) в неоднозначно оцениваемых ситуациях (при столкновении между собой разных правил поведения).

· Беседа на тему: «Друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, а тем, что сами их оказываем» (Фукидид).

· Дискуссия на тему: «Речь имеет нравственную основу?».

· Диспут на тему: «А как поступишь ты?» (предлагается модель возможной проблемной ситуации).

· Анализ реальных ситуаций, фрагментов литературных произведений, требующих выбора стратегии поведения.

· Просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов (например, к/ф «Чучело»).

· Беседа о сохранении нравственности в человеке, противостоянии общечеловеческой и потребительской морали в произведении Ю.Трифонова «Обмен».

· Ситуация решения моральной проблемы: «Создание учебной или творческой группы с участием учеников, которые часто не сдерживают свои негативные эмоции, легко переходят к грубости и постановка перед ними задачи, которую можно решить, только распределив роли и договорившись об участии каждого. Работа группы обязательно под контролем педагога, от которого потребуется несколько включений с рефлексией проблем и организации поиска выхода».

Задача 4. Развивать у школьников умение отвечать за нравственные последствия своих поступков (в том числе речевых) перед своей совестью и другими людьми.

· Беседа на тему: «Добродетель проявляется в поступках».

· Дискуссия на тему: «Можно ли мысли человека считать поступком?».

· Диспут на тему: «Что в моем понимании есть дружба?».

· Написание эссе (рефлексия) на тему: «Пожелание самому себе».

· Детская благотворительность (написать письмо воспитаннику детского дома, человеку с ограниченными возможностями, подарить игрушку и т. п.).

· Акция «К человеку – с любовью» (ярмарки милосердия, благотворительные концерты и пр.).

· Беседа о гуманизме и насилии, ответственности личности перед обществом и общества перед личностью по произведению Ю. Трифонова «Старик».





Читайте также:
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.