Свободное | Интегрированное | Жесткое |
Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения | Определение целей классным руководителем | Определение целей педагогом |
Учет достигнутыхрезультатов | Учет планируемых результатов | |
Ориентация на личные потребности | Ориентация на мотивы долга и учет личностных интересов | Ориентация на мотивы долга |
Коллективная разработка программы действий по реализации цели | Коллективная разработка действий по реализации цели | Программа действий задается психологом |
Кратко охарактеризуем эти типы.
При свободном целеполагании учащиеся вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе совместного поиска; при жестком – цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. Свободное целеполагание дает многообразие по содержанию целей для личности и для группы. Они отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие. При жестком целеполагании цели однотипны: для одних они могут оказаться заниженными, для других – недоступными, хотя внешне объединяют участников совместной деятельности. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, но способы их достижения, распределение действий осуществляется в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.
Для конкретных групп детей и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Зависят они от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагога. Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целеполагание.
Так, перед классом ставится общественно значимая цель:организация дежурства по школе, но в данном случае также возможен переход от жесткого к интегрированному, а затем и свободному целеполаганию.
Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситуации (ситуации творческого процесса) педагогом при целеполагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в общей цели открыть для себя личностный смысл деятельности, а это возможно на основе сотрудничества, партнерства старших и младших.
Разнообразие целей, множество их типов обусловливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, классный руководитель должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.
Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция цели – это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все ее части должны представлять собой иерархическую структуру (В. Г. Гладких). Гармония, согласованность целей – это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса.
Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например по следующим основным линиям:
1) цель личности <–> цель микрогруппы <–> цель малой группы (первичного коллектива) <–> цель школьной общности <–> цель социума;
2) перспективная цель группы <–> цель ближайшего этапа в работе <–> цель дела <–> цель конкретного действия.
Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания классного руководителя. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рассматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели коллективного дела конкретизируются затем частными, личными целями.
Условно взаимосвязь целей конкретного действия педагога с системой других целей можно показать с помощью рис. 2.
Цель личности | Перспективная цель | |||
Цель микрогруппы | ![]() | ![]() | Цель ближайшего этапа в работе | |
Цель первичного коллектива | Цель проводимого дела | |||
Цель школьной общности | Цель предыдущего дела |
Рисунок 2. Взаимосвязь целей при целеполагании конкретного действия педагога
Одна из реальных проблем, встающих перед классным руководителем, – определение не только целей, но и задач воспитания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как выражение цели. Цель воспитания рассматривают как систему решаемых воспитательных задач. Задачи возникают и составляются в ходе достижения целей. Например, общая цель воспитания, по О. С. Газману, – воспитание труженика, семьянина, гражданина, которая достигается через систему, комплекс воспитательных задач, предложенных автором в работе «Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях».
Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути ее достижения. Например, цель «воспитание самостоятельности у ребенка» достигается через формирование у него навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и осуществлять самоконтроль.
Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, В. П. Беспалько условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализацию ее с помощью конкретных средств и действий.
Таким образом, задача включает в себя три компонента: цель, условия, действия.
Педагогическая задача –> цель = условие + действие
Например:
а) развитие познавательных интересов учащихся через создание системы дополнительных занятий по выбору;
б) развитие познавательных интересов учащихся во внеучебное время в процессе проведения коллективных познавательных дел;
в) развитие познавательных интересов через организацию деятельности клубных объединений и др.
Отметим, что разграничение педагогических целей и задач весьма относительно. Всё зависит от того, что и в какой системе целей и задач берется за отправную точку. Так, развитие познавательных интересов учащихся может выступать как задача по отношению к цели «подготовка учащихся к сознательному выбору профессии». В другом случае «развитие познавательных интересов учащихся» может быть целью работы классного руководителя в конкретном учебном году.
Из всего многообразия типологии целей и организации соответствующих уровней целеполагания остановимся на определении следующих: общие цели и задачи классного руководителя, учителей, детей и родителей; общие цели и задачи учащихся; общие цели и задачи классного руководителя и педагогов класса; цели и задачи классного руководителя.
Общие цели, задачи учащихся вырабатываются в процессе их совместной мыслительной деятельности, или, иначе говоря, на этапе планирования совместной деятельности классного руководителя и детей, и условно называются жизненно-практическими. Они выражают общие потребности и интересы участников деятельности, при этом определяющими являются интересы и потребности детей. По содержанию и формулировке жизненно-практические цели и задачи могут быть самыми различными – сориентированными на преобразование окружающей действительности, отношений в коллективе, на совершенствование самих себя, но главное, они должны быть понятными, осознанными и принятыми школьниками.
Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимодействия педагогов и школьников, становятся основой для объединения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учитывая их, классный руководитель определяет педагогические цели и задачи, которые сориентированы на развитие учащихся и их отношений, т. е. по отношению к жизненно-практическимзадачам педагог определяет свои воспитательные, профессиональные цели и задачи. Жизненно-практические задачи могут выполнять роль основных средств в решении конкретных педагогических задач. В то же время последние классный руководитель декомпозирует в профессиональные задачи, связанные с организацией воспитательного процесса (организационно-педагогические задачи) и ростом своего педагогического мастерства.
Таким образом, определив общую цель совместной деятельности, каждая сторона конкретизирует свою роль, индивидуальные цели, отражающие общую, с учетом социальных ролей, позиции, возможностей участников целеполагания. Цель совместной деятельности педагога и учащихся может заключаться в создании конечного материального продукта, в решении организационных вопросов. Классный руководитель декомпозирует общую цель совместной работы в педагогические цели и организационно-педагогические задачи, решение которых создаетусловия для формирования у школьников нравственных качеств, отношений друг к другу и к окружающему миру.
Воспитательные задачи сориентированы на развитие учащихся, отношений их с окружающими людьми и миром, коллектива детей и отношений в нем. Организационно-педагогические задачи направлены на организацию воспитательного процесса. Пример, показывающий взаимосвязь задач, приведен в табл. 2.
Таблица 2