Целеполагание и планирование
в работе классного руководителя
Целеполагание и планирование – два взаимосвязанных и в то же время имеющих свои особенности процесса.
Проблема целей воспитания и целеполагания относится к числу наиболее важных в педагогике. Любая деятельность возникает потому, что есть цель. К чему стремится школа и каждый педагог – ключевой вопрос в воспитательной деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы работы классного руководителя.
Педагог несет ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неверно поставленная цель – причина многих неудач и ошибок. Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.
Классный руководитель ставит самые разнообразные цели; ближайшие, средние, дальние; текущие и перспективные; реальные и идеальные; глобальные и частные; абстрактные и тактические. Он учитывает цели ребенка, родителей, педагогов, работающих в классе, привлекает всех участников воспитательного процесса к выработке, определению общих целей.
Важна не только сама цель, но и то,как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности классного руководителя. Однако цель становится движущей силой, если она значима для всех участников деятельности, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованнойработы (см. рис. 1).
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.
|
От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшейработе.
Потребности | Факторы, условия | |||
Ребенка | Социально- экономические условия | |||
Родителей | Цель Воспитания | Условия образовательного учреждения | ||
Педагогов | Индивидуальные и возрастные особенности учащихся | |||
Образовательного учреждения | ||||
Социальной сферы | Уровень развития коллектива | |||
Общества |
Рисунок 1. Потребности и факторы, влияющиенавыработку целей воспитания
Целеполагание может быть успешным, если учитываются следующие требования.
1. Диагностичность, т. е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий работы классного руководителя, деятельности коллектива.
2. Реальность, т. е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
3. Преемственность, которая означает осуществление связей между всеми целями и задачами, выдвижение и обоснование целей на каждом этапе.
4. Согласованность, непротиворечивость целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
|
5. Направленность на результат, возможность «замера» результатов достижения цели, что осуществимо, если четко, конкретно определены цели воспитания.
Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность целесообразно организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.
Цель может быть задана коллективу, ребенку извне, может быть выработана ими самими. По-разному также может идти определение способов достижения целей. Исходя из этого, опираясь на материалы проведенных исследований (О. Б. Лебедев), можно условно выделить следующие типы целеполагания: свободное, жесткое, интегрированное (см. табл. 1).
Таблица 1