Задачи воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни в учебно-воспитательном процессе | 1. Формировать представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; о нравственных основах учебы, труда и творчества. 2. Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностноеотношение к учебе как виду творческой деятельности и бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам,личным вещам. 3. Формировать представления об основных профессиях. 4. Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов. 5. Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливости и равнодушию к результатам труда людей. 6. Формировать личностные качества, такие как дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий. | ||||
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика классных часов | ||||
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | ||
Познавательные беседы, классные часы (в том числе с приглашением родителей разных профессий) | Темы по выбору учителя «Труд в жизни людей», «Порядок вдоме и учебе», «Чей труд помогает нам учиться и жить в школе?», «Самые нужные профессии», «Храни порядок, и порядок сохранит тебя», «Учеба – наш труд», «Чтобы все успевать», «Начатое дело доводим до конца», «Хочу быть аккуратным» и др. | «О значении творчества в жизни человека и общества», «Самые древние профессии», «Профессия и труд», «Чтобы не быть попрошайкой», «Сколько может быть профессий?», «Важные профессиональные качества», «О происхождении профессий» | «Труд – источник создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей», «Воспитываю себя сам», «Требователен ли ты к себе?», «Честные и нечестные способы зарабатывания денег», «Деньги в доме – результат труда родителей» и др. | «Труд и экономика», «Учись видеть экономическую целесообразность (определять выгодность)», «Народное хозяйство и его составные части: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, и пр.», «Товар, рынок, купля-продажа»строительство | |
Беседы и классные часы по прочитанным произведениям детской художественной литературы | |||||
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | «Школьная ярмарка (подготовка сувениров)», «Город мастеров», «Сувениры мастерской Деда Мороза», «Мамин праздник», «Хлеб – всему голова», «Праздник урожая», «Народные ремесла» и др. | ||||
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали | Конкурсы: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Мир профессий», «Ученье – труд», «Лучший плакат на тему труда», «Изготовь плакат по безопасности при работе с инструментами», «Природоохранительная деятельность», «Работа в мастерской» и др. | ||||
Выставки рисунков: «Наши родители на работе», «Как стать дисциплинированным?», «Наши достижения», «Наши цели». Фестиваль «Все работы хороши – выбирай на вкус» | |||||
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры: «Я учитель», «Я библиотекарь», «Я почтальон», «Я доктор», «Я продавец», «Я экскурсовод», «Мы строители», «Мы путешественники» и т. п. Игровые ситуации: «Самообслуживание в семье и в школе», «Воспитывай самостоятельность», «Планирую и выполняю порученную работу (дежурный, санитар, библиотекарь и др.)», «Как я делал...», «Работа людей осенью (весной...)». Игровые ситуации по мотивам различных профессий (приобретение навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности). Подвижные игры. Игровые и тренинговые упражнения, прогулки. Викторины: «Профессии: переплетчик, огородник, садовник и др.», «Хорошо ли мы считаем, пишем и читаем?», «Юные знатоки экономики» и пр. Игра-беседа «Когда мама может отдохнуть?» | ||||
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) | Участие в разнообразных видах труда (уборка помещений и территорий, оформление класса и школьного двора, развешивание кормушек и подкармливание птиц, изготовление игрушек из природного материала, из картона, пластилина; занятия вышиванием, выпиливанием, выжиганием по дереву; изготовление аппликаций) | Субботники, общешкольные и районные мероприятия. Первые пробы создания материальных ценностей: сбор макулатуры, изготовление подарков для членов семьи к праздникам, трудовые акции и др. Шефская помощь класса ветеранам труда и войны, престарелым и инвалидам в микрорайоне | |||
Проектная деятельность | Проекты: «Наши папы и мамы на работе», «Кем я хочу стать?», «Мир профессий», «Что такое дисциплина?», «Для чего нужно быть настойчивым?», «Как стать дисциплинированным?», «Труд в жизни людей» и др. – и их презентации. Презентации учебных и творческих достижений. Творческий проект по мотивам профессиональных праздников с презентацией учебных и творческих достижений | ||||
Туристско-краеведческая деятельность: экскурсии, путешествия, походы | Ознакомительные экскурсии на предприятия, в общественные места: «Какие бывают виды труда», «Виды профессий», «Работники и профессии социальных учреждений нашего микрорайона». Туристические походы | ||||
Трудовая деятельность | Работа в кружках, спортивных секциях, клубах и других учреждениях дополнительного образования. Трудовые акции. Природоохранительная деятельность. Занятие народными промыслами. Работа в творческих и учебно-производственных мастерских. Деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных в учебное и в каникулярное время. Выполнение в классе обязанностей санитаров, цветоводов, библиотекарей, дежурных и др. Помощь взрослым по поддержанию чистоты в столовой и на территории около школы | ||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах
и ценностях в учебно-воспитательном процессе
Задачи воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях в учебно-воспитательном процессе | 1. Расширять представления о душевной и физической красоте. 2. Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством; интерес к чтению,произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам. 3. Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества. 4. Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида. | ||||||||||
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||||
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | ||||||||
Познавательные беседы | «Добрые, теплые чувства в нашей жизни», «Труд души», «Убегаем от болезни: в здоровом теле – здоровый дух» | «Фольклор – душа народа» | «Как выразить настроение», «Как видит и отображает мир художник» | «В мире красотымузыкальныхзвуков» | |||||||
Беседа-размышление | «Учись у них: у дуба, у березы» (А. Фет) | «Все, что волшебно, то манит», «Кто такой человек: хозяин природы или ее часть?» | «Кого мы называем добрыми?» | ||||||||
Этическая беседа | «Настроение» (стимулирование эмоционального отклика на художественные произведения) | ||||||||||
Чтение книг | «Час тихого чтения произведений этического содержания» | ||||||||||
Наблюдение и анализ типичных жизненных ситуаций из реальной жизни и изображенных в произведениях искусства с определением душевных, эстетических качеств, черт характера | «Оцени эмоциональное состояние героев сказки (хорошо – плохо)», «Духовное состояние и характер человека в его действиях и поступках в различных ситуациях (на примере прочитанных книг)», «Люди с добрым сердцем (на материале произведений изобразительного искусства)» | «По страницам прочитанных книг («Мальчик-Звезда» О. Уайлда, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и др.)» | «Красота родной природы (в реальной жизни и в пейзажах художников)» | ||||||||
Анализ и обыгрывание ситуаций на сопереживание | «Тебе больно?», «Не огорчайся», «Почему ты так переживаешь?», «Расскажи, что тебя гнетет» | ||||||||||
Аутотренинг эмоциональной отзывчивости | + | + | + | «На берегу волшебной реки» | |||||||
Духовная этика | «Уроки добра и красоты», «Уроки эпической сказки» | ||||||||||
Игровая деятельность | Игры духовно-нравственного содержания. Игры на развитие языка чувств. Образно-ролевые игры с идеальными отношениями. Досуговые игры. Игры в мужественность «Богатырские игры» | Игры «Духовная красота мальчиков и девочек». Игры в мужественность «Богатыри земли русской». Игры в женственность «Секреты волшебного сундука», «Прекрасная страна нежных принцесс» | Игры с образами, игры на конструирование эмоций, игры на воспитание эмпатии. Подвижные игры «Силачи-удальцы», «Эх, наша удаль!». Народные подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра на развитие духовных отношений | Игры «В образы», «Режиссерские игры» (по сюжетам народных сказок). Игровая психогимнастика (гимнастика души). Игры в идеальные отношения «Идеальные дети в семье», «Наша идеальная семья» | |||||||
Проблемно-ценностное общение | Диспут «Чудная картина, как ты мне родна!» (красота мира) | Диспут «Красота нашего класса». Диспут «Красота души важнее красоты тела» | Диспут «Красота сердца дорогого стоит!» (на примере сравнения красоты души литературных героев) | ||||||||
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | Кукольный спектакль по сказке | «День красивого сердца» | Фестиваль сказок | Мероприятие «День любви, День радости» | |||||||
Проектная деятельность | Коллективный творческий проект «Сердца друзей бьются всегда вместе» | Мимический диктант (изображение персонажей в различных душевных состояниях: просьба, мольба, радость, грусть | Коллективный творческий проект «Рукотворное чудо». «Любимые персонажи литературных произведений» | ||||||||
Трудовая деятельность в природе | «Одухотворенный труд», «Мы – художники-мастера» | «Чуткое отношение к природе» | |||||||||
Прогулки в природу | «Как прекрасен этот мир» | ||||||||||
Проблемно-ценностное общение с семьей | Семейный клуб по интересам «Любовь с открытыми глазами». Клуб по интересам «Судьба человека». Консультации «Дайте счастье своим детям!», «Гармония в доме», «Смысл родительской любви» | Семейный клуб по интересам «Дом, полный улыбок». Клуб по интересам «Воспитать человека – значит воспитать его душу». Консультации «Воспитание сердца – что это такое?», «Сила любви» | Семейный клуб по интересам «Материнство». Клуб по интересам «Воспитание чувства милосердия». Консультации «Воспитание сердца – то это такое?», «Борьба между добром и злом» | Семейный клуб по интересам «Духовный цветник». Клуб по интересам «Воспитать человека – значит воспитать его душу» | |||||||