Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 7 глава





Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 79
Итак, мозг ребенка (при нормативном развитии) в 12—15 лет достаточно зрел, чтобы в полной мере принять на себя все эти функ­ции. Именно в этом возрасте бывает особенно очевидным рассогласо­вание между этой субъективной нейробиологической зрелостью и упроченными программами социально-адаптивного поведения; нара­ботанными на их основе собственными приемами произвольной са­морегуляции.
Ни для кого не секрет, что подростковый кризис (равно как и все иные возрастные кризисы) бывает у любого человека. Но преодо­ление его («злое» или «доброкачественное») весьма индивидуализи­ровано. У одних он протекает без каких-то особых взрывов и трагедий. У других происходят, в сущности, революционные, подчас весьма нежелательные преобразования.
Смею утверждать, что варианты принципиально, практически стопроцентно зависят от родительских и педагогических «вложений» в формирование произвольной саморегуляции ребенка. В старину это называлось воспитанием. Во все века таковое служило спасательным кругом, «буфером безопасности» в самых неблагоприятных условиях, воспитание, как известно — процесс поэтапного, формируемого из­вне превращения порыва в привычку.
Однако лишь к 18—20 годам это лидирующее функциональное юложение лобных отделов мозга по-настоящему закрепляется вос­требованностью извне. Связано это с отходом от последнего «оплота» раннего онтогенеза; впервые в этом возрасте внешние условия жизни вынуждают человека сепарироваться, быть самостоятельным. | Ведь завершается социально ограниченная (а потому, что бы ни говорилось об этом периоде жизни, объективно комфортная, стерео­типная и безопасная) жизненная программа преимущественного Пребывания в семье и школе. То есть в достаточно однозначно струк­турированной и жестко заданной среде с заведомо расписанными 'сюжетами, ролями и правилами, в том числе — «родительского тыла». Рамки контактов человека резко расширяются. Начинается выход в неизвестное, непредсказуемое, малопрогнозируемое; выход в низко­вероятностный мир, в котором может произойти все. J Вот здесь-то и начинается истинная «свобода выбора». Но пара­докс заключается как раз в том, что этот процесс должен быть сфор­мирован. Чтобы владеть этой свободой, необходимо довести до уров­ня «таблицы умножения», автоматизма хотя бы навык постановки вопросов: «Из чего, собственно, выбирать? Как, собственно, это де­вается? И вообще, является ли данная ситуация той, в которой этот самый выбор необходим: может быть, достаточно ограничиться веко­вой мудростью человечества?»


80 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития
Далее начинаются вопросы более высокого уровня сложности (как это бывает в компьютерных играх): «Чего, собственно, я хочу достичь? Для чего мне это нужно, и нужно ли именно мне, и нужно ли именно сейчас? Какую цену мне придется за это заплатить: ведь любая жизненная ситуация в той или иной мере расположена на шка­ле ценностей, ограниченной в крайних точках понятиями "плата-выигрыш"?»
Вложить в память ребенка эти непреложные правила, алгоритмы постановки вопросов и поиска ответов, особенно на самых ранних этапах его развития, могут только родители и истинные Учителя из его ближайшего окружения (например, вы). И делать это следует в достаточно ясной и непротиворечивой форме, постоянно контроли­руя себя по поводу четкости, доступности и верного понимания и усвоения ребенком ваших формулировок. Это важно и полезно хотя бы в силу того, что никому другому ребенок в таком ракурсе неинте­ресен. Гораздо чаще в реальности он может быть интересен посторон­ним только как средство достижения ими своих целей. Не уверена, что они всегда совпадают с вашими.
На этом месте мне слышатся возмущенные протесты с непремен­ными ссылками на «восточные методы воспитания, где ребенку по­зволяется все». Это один из многочисленных мифов, созданных не очень компетентными специалистами в области воспитания. Любой профес­сионал, улыбнувшись, продолжит эту фразу: «...Позволяется все в рамках жесткой семейной и социальной иерархии, традиций и ритуа­лов; веками отобранных и заслуживших общественно-культуральное одобрение правил поведения, которые неукоснительно выполняются всем окружением ребенка (не только по отношению к нему, но и друг к другу вообще). Да, в любой восточной семье ребенка редко воспиты­вают словами, там просто делают».
В сущности, все перечисленное называется произвольной само­регуляцией человека.
Формирование программы, предвидение результатов ее вопло­щения постановка цели и задач, способов их выполнения, постоян­ный самоконтроль, самооценка и своевременная оперативная кор­рекция — непременные условия адекватности любой деятельности.
Побудительной силой нашего поведения являются наши актуаль­ные потребности, но организует весь организм (прежде всего мозг) — желаемый результат. Предполагаемый, предвкушаемый результат зас­тавляет вовремя реагировать на любые внутренние и внешние измене­ния. Именно он создает вектор направления целесообразного актив­ного поведения на основании механизмов предвосхищения будущего, или акцептора результата действия.


Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 81
И каждый отдельный отрезок нашего целостного, казалось бы, нерасчленимого поведенческого потока оказывается законченным, когда происходит сопоставление желаемого результата с достигну­тым — оценка, контроль. С этой точки выстраивается следующая программа (или подпрограмма), цели, задачи и т.д., хотя мы редко отдаем себе отчет в существовании всей этой драматургии. В нейро-науках она обозначается как актуализация функциональных систем (по П.К. Анохину, А.Р. Лурия и др.).
Именно таков modus vivendi (образ жизни) нашей психической деятельности, который предопределяет ее modus operandi (образ дей­ствия). Следовательно, необходимо постепенно сформировать у ре­бенка все эти этапы и средства их воплощения. Об этом уже говори­лось выше как о «законе зеркала», или «законе обратной связи» — фундаментальном механизме онтогенеза. Здесь же обсуждаются более конкретные рекомендации.
Очевидно, что реализовать все эти задачи можно только на пути от механического принятия и выполнения строго заданной, развернутой инструкции (демонстрации) со стороны взрослого, с постепенным переходом к совместному созданию программы деятельности, вычлене­нию ее предельно ясной цели; обсуждению возможных (желательных и не очень) последствий, способов их достижения, реализации (или, напротив, минимизации); наконец, контролю за достигнутыми на каждом этапе результатами.
Ясно, что чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция (а вероятнее — наглядная демонстрация), равно как и обсуждение всех этапов работы. Важно понимать разницу между программами «Делай как хочешь» и «Делай точно так»; «Брось в стенку мяч» и «Попади мячом в красный кружок (цель!) на стене».
Одним из выработанных тысячелетиями приемов по «обузданию» собственной непосредственности является правило: «Прежде чем отве­тить, сосчитай до десяти», которое должно стать обыденной привыч­кой. Равно как и мудрые советы и законы: «Переходя улицу...», «Утро вечера мудренее», «Твоя свобода кончается там, где начинается сво­бода другого человека», «Не буди спящую собаку», «Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежда...» и т.п.
Упоминая их, отвлечемся от морально-этических трактовок. Пе­речисленное не хорошо и не плохо. Все эти «трюизмы» — суть исто­рически сложившиеся, веками проверенные каноны, «буферные зоны безопасности» и модели наиболее адекватного, адаптивного по­ведения человека. Чем больше их будет в обиходе растущего ребенка, тем легче он преодолеет большие и маленькие преграды, стоящие на его жизненном пути. И транслировать их лучше, не докучая ему «ка-


82 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития
тегорическими императивами», а как бы между прочим, в повседнев­ной жизни, на примерах своих, его, других детей взлетов или неудач.
Оптимальными для развития произвольной саморегуляции явля­
ются развернутые на всех этапах инструкции со стороны взрослого,
подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности
(и что немаловажно, потребности) создавать собственную целостную и
непротиворечивую программу поведения. В дальнейшем он начинает
применять усвоенный алгоритм для планирования и оценки деятель­
ности других (сверстников, родителей, психолога), а уже затем само­
стоятельно выстраивать и регулировать свою собственную. Важней­
шим итогом онтогенеза функций произвольной саморегуляции и са­
моконтроля является присвоение навыка автоматически (вне зависи- <
мости от ситуации) задавать и отвечать себе на «лобные вопросы» хотя
бы в минимальной степени.
Формированию произвольности способствуют разнообразные за­дания, где ребенку предлагается придумать, спланировать или выбрать из уже известных какое-либо «дело» для приятеля (педагога, мамы). При этом сначала он должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконт­ролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, на­звав допущенные ошибки и объяснив, как их можно исправить.
Не надо стесняться быть недостаточно осведомленными и вслух признавать свои ошибки. Ведь только так у ребенка сформируется спо­койная, взвешенная позиция относительно собственных просчетов и неумений. Глядя на вашу адекватную реакцию, он постепенно поймет и примет за правило, что человеку свойственно ошибаться. И дело совсем не в том, чтобы никогда не ошибаться или уметь (знать) все на свете: это просто невозможно. Важно вовремя эти ошибки и недо­четы заметить и спокойно исправить; а то, чему хочешь научиться, — изо дня в день настойчиво, без лишних эмоций учиться делать.
Важным фактором развития произвольной саморегуляции явля­ется принятие и выполнение ребенком правил и норм взаимодей­ствия с другими людьми и самим собой. Необходимым при этом час­то бывает ведение «дневника природы», собственного календаря с обозначением эмоционально значимых дат и событий жизни, днев­ника занятий в нейропсихологической группе. Немаловажно, чтобы ребенок сам написал (нарисовал) свой распорядок дня с часами на­против каждого вида своей деятельности, в том числе и на период конкретного коррекционного занятия. Из собственных наблюдений могу констатировать, что сам факт появления в жизни ребенка экзо­тических песочных часов может способствовать моментальному пре­вращению «копуши» в «сверхскоростной лайнер».


Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 83
Очевидно, что базой здесь должно быть реальное соблюдение в повседневной жизни режима и определенных «домашних» ритуалов, посвящений и обязанностей. Мытье рук, чистка зубов, переодевание в домашнюю одежду после прихода с улицы; чашку на стол подавать непременно с блюдцем, выходя из автобуса — предлагать маме руку, своевременно говорить «спасибо», «извините», позвонить заболевше­му другу и т.д.
С самого начала ребенок должен понять и усвоить нормы и пра­вила (ритуалы) поведения в семье, группе, основные принципы «ро­левого» взаимодействия с ее членами. Сказанное с необходимостью включает достаточно «жесткую» позицию родителей и педагога, что способствует закреплению, автоматизации необходимого алгоритма. Не волнуйтесь и не спешите обсуждать консервативную, «антидемо­кратичную» позицию автора: воспитания, а я сейчас веду речь имен­но о нем, пока что никто не отменял.
Другая стороны медали состоит в максимальном обогащении ре­бенка разнообразными играми: народные (фольклорные), лото, кар­ты, классики, вышибалы, танцы и многое другое автоматически формируют у него осознание необходимости знания и соблюдения правил игры, которые могут кардинально меняться в зависимости от той роли, которую он принимает на себя в том или ином жизненном сюжете. Не забудьте, пожалуйста, о пользе игр в «крестики-нолики», «морской бой», шашки и шахматы, карты, «найди семь отличий»,прохождение по лабиринтам, различного рода эстафеты и т.п.
Важно, чтобы участники любой игры были заинтересованы в победе, вели борьбу «на интерес». Например, проигравший должен сделать что-то штрафное (дома — вымыть посуду, вынести мусорное ведро, сократить время, проводимое у компьютера; на ваших заняти­ях — пять минут посидеть на скамье штрафников, убрать после заня­тий зал или не участвовать в игре в «вышибалы»), а выигравший — непременно получить мини-приз.
Поскольку никакая игра невозможна без сосредоточенности на ней, с первых же занятий необходимо внедрить в коррекционный процесс упражнения, направленные на формирование навыков внима­ния и преодоление поведенческих стереотипов.
Следующим принципиальным моментом является формирование у ребенка двух важнейших психологических факторов: умения разво­рачивать во времени и пространстве плавную кинетическую мелодию и автоматически осуществлять элементарные конкурирующие между собой действия. О разнообразных методах обучения двигательной (всем телом и отдельными его частями, только рукой и т.д.) и рече­вой кинетике (динамике) речь пойдет ниже, в разделах, посвящен-


84 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития
ных коррекции и абилитации 1-го и 2-го ФБМ. Здесь же проиллюст­рируем положение о конкурирующих заданиях или «реакциях выбора».
Они строятся по единому алгоритму, включающему следующие пра­вила.
На первом этапе на определенное ваше движение ребенок (как «эхо») должен ответить тем же движением. Понятно, что это может быть абсолютно любой, доступный ребенку двигательный образ: под­нятый палец (нога, язык) или другое движение, жест, мимика. Очень полезно поработать с цветами, звуками, словами и т.д. В старшем воз­расте можно привлекать более сложные конструкции, например, ин­тегрируя в этот и следующие алгоритмы знания ребенка по литерату­ре, физике или биологии.
Например, вы подняли палец — он поднял палец; улыбнулись — он улыбается; подняли красный мячик — он делает то же самое. Вы постучали три раза — он три раза; два сильных удара, один слабый — два сильных удара, один слабый. Вы произносите «би-ба-бо», он по­вторяет это в том же порядке. Упражнение можно постепенно услож­нять, увеличивая количество заданных образов до 2—5.
Сначала это актуализируется в рамках одной какой-то модально­сти: жест-жест-жест (кулак-палец-открытая ладонь). Затем — привле­кая разные модальности. Например, вы опускаете голову, поднимае­те руку и произносите звук; ребенок повторяет, как «эхо», все ваши действия. Или: мячик подбрасывается вверх — кидается в цель — вы­совывается язык — произносится сложное слово или скороговорка.
После нескольких таких единообразных паттернов или набора движений программа меняется: «Я показываю тебе палец, а ты мне — открытую ладонь (кулак)». Или: «Если я говорю "д" — ты должен сказать "т"» (и наоборот: «Я — "т", а ты — "д"»); «Я беру красный шарик, а ты — зеленый» и т.п. Затем правила игры усложняются так же, как описано выше.
Самыми сложными являются задания на совмещение двух дей­ствий. Сначала действия должны быть аналогичными друг другу по одному из параметров. Например, что-то нужно произносить шепо­том (слова, цифры, считалки) и одновременно очень тихо хлопать в ладоши.
На следующем этапе инструкция усложняется: «Говорим тихо, а хлопаем (топаем) громко». Или: «Размахиваемся медленно, слабо, а кидаем резко».
Понятно, что высший пилотаж здесь достигается путем очень быстрой смены программ, отраженных на всех перечисленных этапах.
Следующим важным аспектом оптимизации произвольной само­регуляции ребенка является работа с ним в режиме «глухой инструк-


Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 85
ции» и формирование у него «детектора ошибок». Например, вы игра­ете с ребенком в игру: «Я принесла тебе интересную книжку с загад­ками, но в нее забыли положить инструкцию. Давай подумаем (при­думаем), что за загадки хотел предложить нам автор и как их решать». Далее ребенку предлагается тот или иной наглядный материал, ана­лизируя который вы совместно с ним постепенно приходите к нуж­ному решению.
Очевидно, этот алгоритм необходимо применять и при много­кратном воспроизведении (в разных вариациях) одного и того же упражнения. Работая с любым из заданий, описанных во второй час­ти настоящего издания, прекратите на определенном этапе давать ребенку развернутую инструкцию; постепенно сокращайте ее до воп­роса: «Я не помню, а что мы с тобой делали в этом упражнении?» — или в домашних условиях: «Посмотри, все ли мы с тобой поставили на стол к обеду (взяли с собой, выходя на прогулку)?»
Вначале, безусловно, необходимо предлагать ребенку абсолютно однозначно интерпретируемые паттерны. Например, недорисован­ную (частично изображенную пунктиром) фигурку или букву мож­но только дорисовать, 3—4 фрагмента известного предмета — толь­ко сложить в единый образ, сюжет картинки (серии картинок) — только пересказать, ряд из чередующихся белых и черных шашек (белая-черная-белая-черная и т.д.) — только продолжить аналогич­ным раппортом.
При формировании устойчивого алгоритма детекции ошибок и его автоматизации ребенку предлагается для анализа заведомо непра­вильная, ошибочная ситуация, которую он должен исправить. Это может быть реальная ситуация: мама перепутала и летом вместо крос­совок вынула из шкафа зимние сапоги; хлеб положила в холодиль­ник, а масло — в хлебницу, к чаю подала столовую ложку и т.д.; ана­логично — в ходе ваших занятий, причем начинать надо с очевидно абсурдных ситуаций, постепенно маскируя «ошибку». Когда ребенок (с вашей ненавязчивой помощью) замечает нелепость происходяще­го, обязательно надо акцентировать это: «Ой, какая же я невнима­тельная! Какой ты молодец, что вовремя меня поправил!»
В том же ряду стоят задания, где ребенку предлагаются заведомо нелепые сюжеты: зимний пейзаж с птицами, распевающими на цве­тущем дереве; пингвин, разгуливающий по пустыне; магазин с вы­веской «Обувь» и фруктами на прилавке; дерево, растущее корнями вверх, и т.д.
Ребенка просят найти ошибку художника, неправильно нарисо­вавшего какой-то предмет (цветок, животное, букву, цифру). Или найти правильное изображение среди аналогичных, но неверно —


86 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития
зеркально или с пропущенными, перепутанными деталями — нари­сованных. Аналогичные по смыслу «речевые» упражнения в более взрослом возрасте необходимы, если делается много ошибок в пись­ме и при чтении.
Перечисленные процедуры должны с самого начала стать универ­сальным фоном любого занятия; понятно, что их сложность будет ме­няться в зависимости от состава группы, возраста и т.д. В то время как упражнения на формирование обобщающей функции, иерархии и многозначности понятий, причинно-следственных отношений, дру­гих интеллектуальных операций могут реализовываться постепенно в зависимости от стоящих перед вами задач и состояния ребенка. Они также доказали свою очевидную эффективность и профилактическую ценность в процессе коррекции и абилитации различных аспектов и уровней произвольной саморегуляции детей. Однако в отличие от пер­вых имеют отношение к коррекции и абилитации более частных пси­хических процессов и операций. Кроме того, они очень удобны для кор­ректного выполнения домашних заданий детьми и их родителями са­мостоятельно, поскольку предельно ясны и не требуют длительных разъяснений о причине их необходимости.
§2. Коррекция и абилитация функционального статуса подкорковых отделов мозга,инициация подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1-й ФБМ)
Любая произвольная, проговоренная (про себя и вслух), развер­нутая операция чрезвычайно энергоемка. Мозг человека — удивитель­но совершенный и тонкий инструмент, но он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Она расходуется и на эмоции, и на познавательные процессы, и на модуляцию иммун­ного, эндокринного статуса; перечень системоорганизующих функ­ций мозга можно продолжать бесконечно.
Представляется, что в самом общем виде положение таково: чем больше энергии требуется на актуализацию высших психических процес­сов (движения, восприятия, речи, счета, мышления, а тем более про­извольной саморегуляции), тем больше вероятность «обкрадывания» базалъных структур психики (синергических и реципрокных сенсомо-торных взаимодействий, соматических и аффективных функций).
Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у современных детей. С одной стороны, они в подавляющем большинстве случаев де­монстрируют неблагополучный тип раннего развития, что весьма па­губно сказывается на состоянии их подкорковых структур. С другой — едва ли не с самого рождения постоянно нагружаются когнитивно в


Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 87
ущерб подвижным и ролевым играм, другим, чисто детским радостям и депривированы по отношению к окружающему миру в угоду компь­ютеру, телевизору и т.п. А ведь «памперсы», например, суть культур­но-исторические механизмы опосредования естественного развития. Иными словами, на неблагоприятное у многих детей течение внутри­утробного развития и родовые травмы накладывается элиминация ес­тественной аутокоррекции, каковой испокон веков была активность коммуникаций ребенка с собой и окружающим миром.
Я не призываю к воплощению заповедей Ж.-Ж. Руссо и возвра­щению к пещерному быту. Но как профессионалы мы должны отда­вать себе отчет, что упомянутые памперсы приводят к отсутствию дискомфортных ощущений (тактильно-кинестетических, обонятель­ных и т.д.) и закономерному повышению порогов чувствительности от систем малого таза и внешних половых органов. Отчего же нас так удивляет нарастание сексуальных расстройств (и в гипо-, и в гипер­функциональных ракурсах) в подростковом и юношеском возрасте?..Гностическая депривация не может не способствовать депривацииэмоционально-личностной, поскольку таковая является надстройкой над совокупностью сенсорных возможностей человека.
Именно поэтому нельзя пренебрегать такими общепринятыми способами общеукрепляющих мероприятий, как спортивные заня­тия, подвижные игры, ванны с морской солью и травами, массаж. Очень эффективен натуропатический подход, специально подобран­ные для ребенка диеты; грамотное использование различных трав, пряностей и т.п. Подчеркнем важность (и, к сожалению, неизбеж­ность) всех этих типов сопровождения, поскольку цифры в детской популяции, касающиеся частоты встречаемости только лишь различ­ного рода желудочно-кишечного дефицита (в том числе желчевыво-дящих путей, поджелудочной железы и т.д.), удручают — 93%!
Но определяющим является именно направленное нейропсихо-логическое сопровождение этих детей. Обращаем еще раз внимание на то, что обсуждаемые в данном параграфе блоки упражнений (под­робно описанные в 1-м разделе второй части книги) должны приме­няться одновременно. Иными словами, на отдельном занятии надо найти время для упражнений из каждого раздела. Другое дело, что решать вопрос об их удельном весе следует, исходя из объективного состояния ребенка и степени освоения им той или иной программы. Поскольку представлены упражнения в порядке от простого к слож­ному, можно просто постепенно продвигаться «вниз», периодичес­ки возвращаясь для контроля к уже освоенному. Варианты алгорит­мов поурочной реализации предлагаемой технологии представлены в части «Авторские программы».


88 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития
Любой человек является иерархически организованной, саморе­гулирующейся «нейропсихосоматической» системой, включающей три пересекающихся и не существующих друг без друга плоскости. «Нейро-» — связанная с деятельностью его нервной системы, глав­ным организатором которой является его мозг. «Психо-» — отража­ющая его психическую деятельность. «Соматическая» — телесная, включающая само его существование и реализацию через совокуп­ность внутренних и внешних органов и процессов.
Подчеркнем еще раз инвариантное единство этих трех плоско­стей: одно без другого просто не существует в природе. Поэтому мы и ставим ударение на слове «единовременное». Сбой, задержки, иска­жения или опережение в развитии каждой из перечисленных граней влекут за собой дезинтеграцию и/или перестройку всей системы, подчас в самом неприятном, препатологическом или патологическом варианте. В связи с этим Нейропсихологическое сопровождение и включает в данном разделе многие подходы (прежде всего восточ­ные), основным принципом которых является холистический, цело­стный взгляд на природу человека.
Итак, переходим к рассмотрению и кратким комментариям к наиболее важным и крупным блокам нейропсихологического сопро­вождения, обеспечивающего ребенку коррекцию и абилитацию, опти­мизацию нейропсихосоматического статуса.
Выработке правильного дыхания необходимо уделить большое внимание не только потому, что это оптимизирует газообмен и кро­вообращение; обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и спо­собствует концентрации внимания, создавая основу для формирова­ния базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спон­танной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Нако­нец, и это принципиально, именно наше дыхание играет первуюскрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе!
Дыхательные упражнения должны включаться в процесс занятий как можно раньше, в идеале — предшествовать самомассажу и дру­гим заданиям. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания, выполняемое сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движе­нием. Поскольку у многих детей не сформированы устойчивые впечат­ления о том, где у них правая—левая рука (нога), обязательно надо


Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 89
промаркировать левую руку (например, красной тряпочкой, брасле­том и т.п.). Таким образом, в памяти у ребенка остается образ: «левая сторона — это там, где...», что очень облегчает его жизнь. Движения осуществляются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы.
Массаж и самомассаж являются одним из необходимых по­вседневных мероприятий для профилактики телесных состояний, их психологических аналогов при негативном статусе, общей гармо­низации. Многие из нас на собственном (личном и профессио­нальном) опыте знакомы с чудодейственными результатами про­фессионального массажа и научно-прикладным обоснованием его внедрения в психолого-педагогическое сопровождение процессов развития. Опыт показывает, что сегодня нет ребенка (равно как и взрослого), которому не был бы дважды в год показан соответст­вующий курс.
Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в не­сколько этапов. Сначала 1) взрослый массирует тело ребенка сам, за­тем 2) руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого 3) ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Обязательно попросите ребенка описать свои ощущения до и после массажа: «Воз­можно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Напри­мер, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горя­чими, легкими или покрылись мурашками, тяжелыми и т.п. Можнопредложить ему на выбор несколько мелодий, чтобы подобрать наи­более приятную и комфортную; попросить его что-нибудь нарисовать в завершение этих процедур.
И для детей, и для взрослых очень полезным будет овладение не­которыми приемами даосской медицины, которые можно выполнять дома, на уроке, в транспорте и т.д. Они не зря называются «волшеб­ными», поскольку в их основе — древние знания о биоэнергетичес­ких меридианах человека, которые (наряду с нервной системой и со­единительной тканью) являются важнейшими энергоинформацион­ными магистралями в нашем организме. Попробуйте ввести их в свой повседневный распорядок и вы убедитесь, что со многими предбо-лезненными и болезненными состояниями можно расставаться без привлечения таблеток.
Блок упражнений «Здоровые глаза» широко известен в корейской медицине как весьма эффективный метод поддержания всех систем зрения и их коррекции. Это действительно так, поскольку каждый из описываемых ниже приемов, помимо собственно зрения, универ­сально активизирует кровоснабжение мозга и, опосредованно, мно­гие системы человеческого организма. Каждое упражнение выполня-


90 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития
ется 15—20 раз, желательно 2—3 раза в день; последний раз не позже 18—19 часов.
• Сильно потереть (растереть) ладони, ступни и каждый палец
рук и ног. При этом очень полезно применять дополнительно
специальные массажеры.
• Похлопать, подрумянить щеки. Потереть глаза кулачками.
• Обеими руками активно помассировать:

—лоб от центра к корням волос; подушечки бровей от носа к
вискам и обратно, зажав их между пальцами; височные впа­
дины;
—области перед и за ушами, уши вниз и вверх, не забывая обо
все закоулках; «пролопоушить» уши;
—крылья носа от основания к переносице и обратно, повра­
щать кончик носа; шею от основания до корней волос на за­
тылке; подбородок.
• Массировать активные точки:
—в центре лба, между бровями, над внутренними и внешни­
ми окончаниями бровей;
—рядом с внутренними и внешними уголками глаз;
—у основания крыльев носа; в углублении между нижней гу­
бой и подбородком.

• Двумя пальцами с закрытыми глазами надавить на глазное яб­
локо (5 сек.), затем круговыми движениями помассировать
веки. Повторить 2—3 раза. Помассировать, похлопать нижнее
веко.
• Массажером, грубым полотенцем, руками «пилить» и масси­
ровать спину от шеи до пояса; размять мышцы от головы к
плечам, особенное внимание уделяя зоне плеч.
• Встав у окна, выбрать два предмета: один на расстоянии 1 мет­
ра от глаз, другой — в 30—50 метрах. Фокусировать внимание в
течение 10—20 сек. то на ближнем, то на дальнем объекте.
• Закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, поси­
деть 10—20 сек., затем открыть глаза и быстро поморгать.
Древняя психосоматическая технология «Мудры» эффективна для профилактики и коррекции различных заблеваний, поддержания об­щего нейродинамического тонуса, гармонизации потоков энергии в организме, стабилизации телесных и соответственно межполушарных взаимодействий. В нейропсихологическом контексте эта технология — своего рода «стимулирующий массаж мозга» в зоне центральных из­вилин правого и левого полушарий: базовых для мануальной и рече-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: