Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 11 глава





Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 129
и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие со­здают необходимые условия для отреагирования ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия.
86. Поставить ноги шире плеч, немного согнуть их в коленях,
мыски развернуть внутрь. Руки не касаются тела, слегка округлены,
опущены вниз, ладони развернуты назад. Спина прямая. Глаза закры­
ты. Сохраняя позу, максимально расслабиться, представляя, как на­
пряжение «стекает» по телу вниз. Шея отдыхает, голова соответствен­
но занимает свободное, произвольное положение, удобное для ре­
бенка (откинута назад или к плечу, слегка опущена вниз).
Приведем несколько возможных сценариев для релаксации продол­жительностью около 5 мин. Дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый принимает одну из предложенных педагогом или просто удобную для себя позу, делает 3—4 цикла глубокого дыхания в инди­видуальном темпе.
87. «Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и заго­
раете. Ласково светит солнышко и согревает вас. Веет легкий ветерок.
Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и
танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте
позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить
свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были
максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего цели­
ком и запомните возникший образ (пауза)... Потягиваемся, делаем
глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спе­
ша встаем».
88. «Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет;
ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко
покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все
отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озе­
ра... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в
нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и вы­
дох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».
Для выхода из длительной (более 10 мин.), глубокой релаксации, чтобы вернуться в состояние «здесь и сейчас» и подготовиться, моби­лизоваться для дальнейшей работы, рекомендуется, лежа на спине, выполнить последовательно пять упражнений, каждое из которых за­нимает около 30 сек.:
а) сделать 3—5 циклов глубокого дыхания;
б) потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и мыски ног
от себя;
5 — 4794


130 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
в) поднять одно колено, перекинуть его через другую ногу и по­
стараться достать им до пола. Плечи при этом должны оставаться на
полу. Повторить движения несколько раз в каждую сторону;
г) потереть ладонь о ладонь и подошву о подошву;
д) подтянуть колени к груди и обхватить их руками. Прокатиться
несколько раз на спине вперед — назад, раскачиваясь как «корзиноч­
ка» («качалка»), или перекатываясь как «бревнышко».
Само по себе это одно из лучших упражнений для позвоночника и всей спины, но делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.
§2. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширениесенсомоторного репертуара
Глаза
89. После массажа век и области вокруг глаз 3—5 раз повернуть глазные яблоки влево и вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем — сильно зажмурить. Это снима­ет напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение.
При выполнении упражнений голова всегда фиксирована. Слеже­ние глазами идет за предметом, расположенным 1) на расстоянии вытянутой руки, 2) на расстоянии локтя и, наконец, 3) около пере­носицы. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.
При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. Вначале он следит за предметом, перемещаемым психологом, затем — за своей рукой, которую пере­двигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой, а затем обеими руками вместе. В грубых случаях несформированности глазодвигательных функций необходимо выполнять описываемые упражнения с сопротивлениемдвижению рук ребенка со стороны взрослого.
Психолог обязательно следит за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 131
дополнительное внимание, «прорисовывая» их до тех пор, пока дви­жение и удержание взгляда на предмете не станут устойчивыми.
90. Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка
движений глаз по четырем основным направлениям — вверх, вниз,
направо, налево — и четырем вспомогательным: по диагоналям, к
себе (сведение глаз к центру) и от себя.
91. Руки (опущенные, поднятые в стороны или вверх) сжаты в
кулаки, большой палец вытянут. Движения глаз сочетаются с одно­
временным поворотом рук в ту же сторону, что и глаза, затем — в
противоположную. То же со ступнями ног в положении лежа и сидя.
92. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому
контуру круга, овала, треугольника, квадрата, восьмерки, знака бес­
конечности, синусоиды и т.д.: на расстоянии вытянутой руки, на
расстоянии локтя и около переносицы.
93. Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные верти­
кальные, горизонтальные и кривые линии, фигуры, которые он дол­
жен отследить, опознать, нарисовать в воздухе (вместе с психологом
и самостоятельно), на бумаге, назвать.
После того как эти упражнения усвоены, можно совместить их с дыхательными упражнениями: движение — на фазе глубокого вдоха; удержание взгляда в крайнем верхнем (нижнем, правом, левом) по­ложении, у переносицы — на фазе задержки. Возврат в И.п. — на пас­сивном выдохе. Успешным является результат, при котором каждое движение глаз согласуется с равными фазами дыхания.
94. Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности оо
(центр знака — напротив переносицы). Сначала психолог плавно пе­
редвигает одну руку ребенка, начиная из центра вверх, обводя три
раза воображаемый знак бесконечности. Ребенок должен вниматель­
но следить за кончиками пальцев своей руки, не мигая, не отводя
взгляда и не задерживая дыхания. Затем то же — другой рукой и дву­
мя руками, сцепленными в замок. Далее можно варьировать размеры
знака и то расстояние, на котором он рисуется.
95. «Слоник». Голова кладется на вытянутую вперед и в сторону
руку — «хобот». Стоя на слегка согнутых в коленях ногах, наклоняя
туловище вслед за движением руки (работает все тело) и фиксируя
взгляд на кончиках пальцев, ребенок рисует «хоботом» в воздухе
большой знак бесконечности. Затем этот же знак рисуется другой ру­
кой и двумя сцепленными руками (голова прямо).


132 Часть П. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Речевой аппарат
Работа над расширением сенсомоторного репертуара речевого аппарата всегда начинается с массажных упражнений (глава 2) и подробно описана в логопедической литературе, поэтому мы пере­числим лишь некоторые из соответствующих упражнений:
• открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с зак­
рытым ртом и обнаженными зубами; вытягивание губ вперед
(влево — вправо) трубочкой; чередование положений губ: в
улыбке — трубочкой — спокойное; разнообразные движения
(вперед — назад, вправо — влево, круговые) нижней челюс­
тью и сложенными в «трубочку» губами;
• язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; движения
языком — «жало змеи», «часики», «качели»; чередование всех
этих положений и движений;
• движения языка по внешней и внутренней поверхности верх­
них и нижних зубов; в глубь рта — к передним нижним резцам;
облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья
и цоканья.
Следующий блок упражнений (каждое выполняется 3—6 раз), заимствованный из актерской практики, помогает бороться с вялос­тью речевого аппарата («кашей во рту») и, кроме того, расширяет репертуар соответствующих кинестетических (артикуляционных) и кинетических возможностей.
Тренировка нижней челюсти
Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
96. И.п. — голову держать прямо. Подбородок в обычном удобном
положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на
расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у
нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажают­
ся. Все внимание сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два»
фиксируем открытое положение рта; «три» — рот закрыт.
97. И.п. — то же. На счет «один» челюсть опускается; на счет «два»
челюсть двигается вправо (рот раскрыт); на счет «три» челюсть воз­
вращается на место; на счет «четыре» челюсть двигается влево; на счет
«пять» челюсть снова опускается; на счет «шесть» челюсть выдвигает­
ся вперед; на счет «семь» челюсть возвращается в И.п. Делать упраж­
нение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 133
Тренировкагубныхмышц
98. И.п. — зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.
На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимают форму
«пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая
зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует).
99. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два»
«пятачок» двигается вправо; «три» — снова вперед; «четыре» — «пята­
чок» двигается влево. Круговые движения «пятачком» вправо и влево.

100. И.п. — зубы сомкнуты. На счет «один» нижняя губа опускает­
ся и обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; «два» — губа возвра­
щается в И.п. На счет «три» верхняя губа поднимается так, что обна­
жаются зубы; на «четыре» — губа опускается.
101. Губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под
сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широ­
ко раскрывается.
Тренировкамышцязыка
Подвижность и точность работы языка является одним из глав­ных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В их образовании большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, его передняя часть, спинка, корень.
102. И.п. — рот открыт, язык лежит плоско, его кончик — у ниж­
них передних резцов. На счет «один» кончик языка поднимается к
верхним передним зубам; на «два» — язык опускается (кончик языка
у нижних резцов). На счет «три» кончик языка поднимается к аль­
веолам, «четыре» в И.п.; «пять» — кончик языка за альвеолами;
«шесть» — в И.п.
103. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутрен­
ней стороны левой щеки; на «два» — внутренней стороны правой
щеки. Эти движения повторяются 3—4 раза без перерыва; при этом
необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
104. И.п. — рот открыт. Положить язык плоско, чтобы была видна
задняя стенка глотки (этому помогает глубокий вдох через рот). Уп­
ражнение тренирует и небную занавеску, которая поднимается квер­
ху при глубоком вдохе через рот. На счет «один» высунуть язык так,
чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в И.п.
105. Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка
языка выгибается и направляется вперед толчком от корня.


134 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
106. Рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне зу­
бов (!). При толчке от корня язык своей передней частью должен сом­
кнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуется щелчок.
107. Кончик языка плотно прижат к нижним передним зубам,
между верхними и нижними зубами должно быть небольшое расстоя­
ние (несколько миллиметров). Одновременно с выдохом через рот
язык прогибается в передней части, приближаясь к верхним резцам,
но не прикасается к ним, оставляя небольшую щель. По середине
языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя
проходит по ложбинке в щель.
108. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губа­
ми сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувству­
ется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается
звук, подобный детскому «поддразниванию».
109. Тренировка небной занавески и корня языка. Губы сомкну­
ты, язык лежит плоско, кончик — у нижних передних зубов. Не раз­
жимая губ и вдыхая через нос, как можно ниже опускать нижнюю
челюсть при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние
мышц небной занавески и корня языка. Некоторое время задержать
это состояние, а затем снять напряжение. Чтобы зрительно фиксиро­
вать результат работы мышц, раскройте губы и посмотрите в зеркаль­
це: маленький язычок и небная занавеска поднялись вверх (как бы
сократились), корень языка опущен и хорошо видна задняя стенка
глотки.
Проделайте упражнение, стараясь увеличивать время, при кото­ром небная занавеска находится в поднятом состоянии, мысленно считая до четырех, пяти, шести, десяти — сколько сможете. Следует тренировать небную занавеску и корень языка как при сомкнутых, так и при открытых губах.
Шея, плечи
ПО. «Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в сторо­ны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить го­лову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3—5 раз. Аналогично — ладони на лоб.
111. «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание — на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления: 1) выполнить контра­стное напряжение и расслабление плеч; 2) плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед — одновременно и попеременно; 3) вра-


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 135
щать плечами вперед и назад (одновременно и попеременно), не про­гибая и прогибая спину назад и вперед.
112. «Наклоны головы». Сесть или встать прямо. В медленном темпе
достать подбородком до груди, затылком до спины, положить ухо на
правое плечо, затем — на левое (при этом важно, чтобы плечи и по­
звоночник оставались прямыми). Медленно поворачивать голову на­
право, налево.
113. «Перекаты головы». И.п. то же, что и в упражнении 111, ноги
на ширине плеч, руки и плечи расслаблены. Все внимание сосредото­
чено на абсолютно расслабленных мышцах шеи. Наклоните голову
вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Затем
наклоните голову назад и снова делайте перекаты из стороны в сто­
рону. То же — по кругу в одну и другую сторону.
114. «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения го­
ловы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опуска­
ются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи
поднимаются, подбородок — к груди), то крутит головой по сто­
ронам. Более сложный вариант движения выполняется с неподвиж­
ными расслабленными плечами — голова как бы «вкручивается» в
плечи.
Эти упражнения, помимо снятия напряжения с плеч и шеи, спо­собствуют улучшению кровообращения головы, движению спинно­мозговой жидкости.
Руки
115. «Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто
вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и
обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи,
предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и рас­
слабление рук.
116. «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз,
в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спи­
ной в замке, тянуть руки вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и
тянуть его вправо, то же с правой рукой; 3) зацепиться пальцами рук
друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре
пальцев.
117. «Краб». Покажите ребенку, как передвигается краб (лягуш­
ка, гусеница, змея и т.д.). Предложите ему имитировать их движения
своими руками (прямыми или согнутыми в локтях); затем руками со-


Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация


вершать рывки в стороны, вверх — вниз (бросать руки в разных на­правлениях).
118. «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает
указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец на безы­
мянный. Поза удерживается 10—20 сек. После выполнения правой ру­
кой то же — левой, а затем — двумя руками одновременно.
Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем — в противоположные.
119. «Волшебная мельница». Ребенок представляет, что его руки —
это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и
распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание — на ощу­
щениях в разминаемых суставах:
а) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе впе­
ред, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в
противоположных (правая — вперед, левая — назад); поставить кисти
к плечам и совершать такие же круговые движения;
б) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и сво­
бодно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогич­
но предыдущему — вращение рук в локтевых суставах (при этом пле­
чи и кисти неподвижны);
в) вращать руки в лучезапястных суставах (руки вытянуты впе­
ред, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).
120. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы —
маленькие змейки. Они могут двигаться и извиваться, вращаясь на­
право, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый
палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение,
помочь другой рукой).
Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом — от него, при двуручном упражнении — друг к другу. В последнем случае снача­ла прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем — разноимен­ные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
121. «Море». Ребенок вместе с психологом рассказывает историю
и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море пле­
щутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем
другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепить в
замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дель­
фины (совершаются синхронные волнообразные движения всей ру­
кой вперед). Они вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 137
нырнул, другой нырнул (совершаются поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в лок­тях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнооб­разные движения вперед). Ныряют вместе и по очереди (одновремен­ные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волно­образные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)».
Ноги
122. Ребенок ложится на спину, руки в стороны. Одна нога сгиба­
ется в колене, поднимается и отводится наружу (или в обратную сто­
рону), кладется на пол. Возвращается в И.п. То же — с другой ногой.
Затем аналогично работают обе ноги одновременно.
123. Имитация шага: одна нога согнута в колене и упирается в
пол пяткой, а другая — вытягивается мысочком вперед.
124. «Велосипед». Лежа или сидя имитировать езду на велосипеде
(свободно, с усилием, с сопротивлением).
125. Сесть на пол, ноги согнуть. Поднять правую ногу и вращать в
коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево. Опустить
на пол. Аналогично — левой ногой; двумя ногами.
126. «Две гусенички». Сидя или лежа на спине с согнутыми в ко­
ленях ногами, ребенок представляет, что его стопы — гусенички,
которые ползут по земле. Сначала они ползут от него, затем — к нему.
После этого одна ползет от ребенка, а другая — к нему, и наоборот.
Не отрывать стопы от пола, стремясь сначала максимально выпря­
мить ноги, а затем — максимально согнуть в коленях.
127. «Лягушка». Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук
(между коленей) — как лягушка. Подпрыгнуть высоко вверх и опус­
титься снова на корточки. Другой вариант прыжков — вперед.
Работая над упражнениями для ног, необходимо помнить, что тем самым мы способствуем повышению устойчивости ребенка. Она связана с развитием равновесия, «чувства опоры» или «заземления». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.
Для того чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчи­вость, ребенку предлагается встать в свободной позе, перенести вес


Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация


тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения. Припод­нять немного одну ногу, не теряя равновесия, покачать ею в разных направлениях, вернуться к свободной позе. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле. Расте­реть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки и ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног.
128. «Развитие устойчивости и раскрепощение суставов». Внима­
ние направлено на ощущения в разминаемом суставе:
И.п. — встать на одну ногу. Вращать другой ногой от бедра снача­ла по часовой стрелке, потом против. Сменить ногу;
И.п. — то же. Бедро другой ноги поднято параллельно полу, коле­но согнуто. Жестко фиксируя это положение, описывать голенью (за­тем только стопой) горизонтальные круги, сначала по часовой стрел­ке, потом против. Голень (стопа) при этом полностью расслаблена. Сменить ногу;
И.п. — то же; согнуть другую ногу в колене, руки за спиной, пра­вой ладонью обхватить левое запястье. Описывать стопой вертикаль­ный круг, как бы вращая педаль велосипеда. Описав 3—5 кругов, по­менять направление на противоположное. Сменить ногу;
И.п. — то же; другая нога слегка приподнята над полом; вращать стопу в голеностопном суставе, описывая мыском ноги круги и вол­ны в горизонтальной (вертикальной) плоскости. После 3—5 раз поме­нять направление на противоположное. Затем сменить ногу.
129. «Перекаты». Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты,
спина прямая. Выполняются перекаты с мысков на пятки, затем — с
наружных на внутренние поверхности стоп и обратно. После этого
ребенок переходит к следующим движениям: левая нога начинает пе­
рекаты с пятки, а правая — с мыска.
130. «Приседания». Сесть на корточки, подошвы ног полностью
стоят на полу, руки свободно лежат на коленях. Более легкий вариант
упражнения — приседать до тех пор, пока пятки не начнут отрывать­
ся от пола.
131. И.п. — ноги шире плеч, руки расслаблены. Развернуть правую
ногу на 90° вправо, левая — в И.п. На выдохе согнуть правое колено
до напряжения в левом бедре. На вдохе выпрямить колено. Повторить
3 раза, вернуться в И.п., поменять ноги.
132. Ноги вместе; широкий шаг вперед правой ногой, сгибая ее в
колене, левая нога прямая (пятка немного приподнята), стопы па­
раллельны друг другу. Весь вес тела — на правую ногу. На выдохе при­
седаем на правой ноге и одновременно опускаем пятку левой ноги на


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 139
пол, чувствуя напряжение в икре и ахилловом сухожилии. На вдохе поднимаемся на правой ноге и одновременно отрываем левую пятку от пола. Повторить 3 раза. Поменять ноги.
133. «Канатоходец». Ребенок — канатоходец — имитирует проход по канату (он идет по прямой воображаемой линии по полу): сколь­зит и балансирует, ищет равновесие. Партнер дует на него со сторо­ны, как бы пытаясь «сдуть» канатоходца с каната. Дует он с расстоя­ния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь (справа, сле­ва). Цель канатоходца — удержаться, несмотря на препятствие.
В целом весь приведенный выше комплекс, как и развитие мел­кой моторики любого вида, является мощным тонизирующим фак­тором. Он неизбежно должен активно применяться в психологичес­кой, дефектологической и логопедической практике: массаж и само­массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика («пальчики здороваются», «человечек», выполнение различных фигурок из паль­цев и т.д.), лепка, нанизывание бус, застегивание пуговиц, завязы­вание и развязывание узлов, перебор круп и т.п. I Однако в настоящее время, как правило, популярны лишь неко­торые из этих упражнений. Между тем именно их последовательное и Иерархизированное включение в коррекционный процесс приводит к устойчивым результатам. Ведь каждое из них направлено на опреде­ленную коррекционную (абилитационную) мишень. И лишь в единой системе они выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, he только достигая своей собственной цели, но повышая и стабили­зируя общий энергетический потенциал ребенка. Обогащают и совер­шенствуют его двигательный и сенсорный репертуар, представление о собственном теле и владение им; развивают внимание, произволь­ность, успокаивают и уравновешивают эмоционально.
)3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий
Особое внимание следует уделить работе с теми патологически­ми ригидными телесными установками (в статике и динамике), ко-эрые ограничивают и обедняют движения ребенка. Например, при "Шсьме у него двигается язык и/или ноги, поднимаются и напряга-гся плечи; при чтении он принимает неестественную, вычурную юзу; при слежении глазами задерживает дыхание с последующей •остановкой взора; одновременно с движением руки наблюдаются(обильные мимические и оральные комплексы оживления.


140 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Коррекция здесь, может быть, наиболее трудоемка и сложна как для ребенка, так и для психолога, поскольку основной мише­нью является перестройка непродуктивных стереотипов и неэф­фективных формул движения. Однако достижение этой цели дает поразительный эффект в различных сферах психической жизни ребенка.
Синкинезии — это непроизвольное оживление двигательной ак­тивности, неадекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему. К приведенным выше примерам каждый специалист может добавить множество своих.
Принципиально существует два основных пути устранения синки-незий. Первый из них связан с тем, что синкинезии переводятся из непроизвольного движения в произвольное, то есть становятся воле­вым актом, иногда доведенным до абсурда, но контролируемым ре­бенком сознательно. Например, ребенку, у которого процесс письма сопровождается непроизвольными движениями ног, говорят: «...Нет уж, ты, пожалуйста, вместе с ногами!»
Второй связан с блокировкой синкинезии, при которой ребен­ку придается такое положение тела, когда их появление сведено к минимуму, вплоть до абсолютной невозможности. Основной методи­ческий прием при этом заключается в фиксации одного из патоло­гически «связанных» уровней с параллельной нагрузкой на другой. Затем фиксируется второй уровень, а первый нагружается опреде­ленными движениями, пока автономность движений по уровням неавтоматизируется. Степень фиксации варьируется от максимально внешней до произвольно контролируемой самим ребенком
Например, имеют место обильные синкинезии (ноги, язык, ми­мика и т.п.), возникающие одновременно с движением руки. В этом случае может рекомендоваться:
—используя утяжелитель, дать нагрузку на ту руку, действие ко­
торой вызывает наиболее яркие синкинезии с другими частя­
ми тела;
—перенести произвольное внимание ребенка, например, на
ноги: в этом случае ему предлагается, проговаривая какие-ни­
будь слова или скороговорки, отстукивать ритм ногой;
—удерживать в руке длительное статическое напряжение (напри­
мер, вытянутые руки с сильно сжатыми кулаками); ребенок
при этом может петь песни, проговаривать скороговорки, вра­
щать ногами «педали», проделывать дыхательные или глазо­
двигательные упражнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: