Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 15 глава





186 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация


 

 




Рис.22


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 187
Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двух элементов и заканчивая сложными комбинациями), важным являет­ся строгое соблюдение ребенком заданной последовательности.
Более сложный вариант — штриховка бусинок (вертикальными,горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т.п.). Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом — цветными карандашами. Например, одна бусинка в «крас­ную клеточку», вторая — в «синюю полосочку» и т.д.
130. «Сотри букву». Попросите ребенка мелом написать на доске
букву (это касается в первую очередь наиболее трудно усваиваемых
букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.
131. «Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе от­
дельных букв, цифр при их изучении, а также словарных слов или
элементов слияния букв при освоении слитного письма является не
только занимательным для детей, но и очень полезным занятием. Оно
осуществляется сначала последовательно каждой рукой, затем двумя
руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка
неотрывно следят за траекторией движения ладони(-ей). Размер бук­
вы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего
(двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и
обратно: от большого до маленького.
§3. Последовательность, ряд. Время
132. «Лестница». Пройдитесь с ребенком по лестнице, считая
ступеньки. Затем соорудите «лестницу» из подручных средств, потом
можно будет изобразить ее на бумаге. Расставьте с ним на ступеньках,
например, матрешек (соответственно — по восходящей и по нисхо­
дящей) или любые другие постепенно увеличивающиеся (уменьшаю­
щиеся) предметы.
Усложняя ситуацию, попросите ребенка каждую ступеньку обо­значить соответствующей цифрой. Задачи можно варьировать: просто от 1 к...; четные, нечетные числа и т.д.
133. «Карты покерные». Обсудите с ребенком последовательность
карточного ряда, соотнося его с числовым. Его задача — выложить
одновременно два (а потом и четыре) ряда — красный и черный,
находя для каждой карты ее место. Усложнение задачи — один ряд
выкладывать в прямом, а другой — в обратном порядке. Следует под­
черкнуть, что умение ребенка играть в карты — «девятку», «дурака»,
«Кинга» — намного ускорит формирование у него самых разнообраз­
ных функций.


188 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
134. «Домино». Брать из «базара» по одной кости и выкладывать
ряд в порядке возрастания (убывания) сумм на кости.
135. «Я загадал число». Один из игроков загадывает число в опре­
деленном интервале по договоренности. Остальные пытаются его отга­
дать: «Это число пять». «Нет, мое число меньше», — говорит загадав­
ший. «Два». — «Нет, больше». Игра идет до тех пор, пока число не будет
угадано. Необходимо следить, чтобы дети не называли чисел наугад, а
осознавали, на каком интервале числового ряда они находятся.
136. «Всему свое время». Предложите ребенку рисунки, на ко­
торых люди ведут себя не по возрасту. Сопроводите их комментариями
и вопросами типа: «Каждый человек ведет себя в соответствии со сво­
им возрастом. То, что хорошо для детей, может быть нелепым для
взрослых и наоборот. Что такое возраст? Какой вопрос задают чело­
веку, когда хотят спросить о его возрасте? С какого дня начинается
возраст человека? Знаешь ли ты, сколько лет тебе, твоим родным?»
Здесь же необходимо проработать временные понятия «младше», «старше», «ровесники» и т.п.
137. «Как меняется человек с возрастом». Обсудите с ребенком,
как меняются с годами физические способности, объем знаний, па­
мять, опыт и т.д., опираясь на изображения людей соответствующего
возраста. Затроньте вопрос об отношении к детям и старикам.
138. «Состав семьи и ролевые функции». Подготовьте соответ­
ствующие иллюстрации и разберите с ребенком, кто кем является в
семье, делая точкой отсчета сначала ребенка, потом других членов
семьи («Для дедушки твой папа — сын, ты — внук, бабушка — жена
и т.д.). Составьте схему семьи ребенка, сопроводив ее фотографиями.
Обсудите, кто какие роли выполняет в семье и какие имеет права и
обязанности (мама заботится о бабушке, а бабушка о внуках).
139. «Кто чей ребенок?» Игра вербальная (можно с перекидыва­
нием мяча) или с подбором картинок: у козы —..., у белки —..., у
овцы —... и т.д.
140. «Кто кем станет, кто кем был?» «Жил-был маленький
щенок. Он подрос, однако, и теперь он не щенок — взрослая... Жере­
бенок с каждым днем подрастал и стал... Бык, могучий великан, в
детстве был..., толстый увалень баран — тоненьким...»
Кем были раньше дубок, цыпленок, цветок? И т.п.
141. «Генеалогическое древо». На основе предыдущих упражнений
составьте вместе с ребенком «ветви», соединяющие детей (братьев и
сестер) и родителей (бабушек, дедушек).


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения


 


142. «Время суток». Проанализируйте вместе с ребенком после­
довательность времени суток. Нарисуйте вместе с ним рисунок 23.
Для закрепления этих знаний рекомендуются следующие игры:
1) Четверо детей стоят с четырех сторон вокруг водящего, на­
ходящегося в центре. Каждый из игроков олицетворяет ка­
кую-либо часть суток, занимая свое место в суточном кругу
(образ циферблата). Игрок кидает мяч водящему и называет
себя: «Утро». Тот бросает мяч игроку, изображающему следу­
ющую часть суток, а потом поворачивается в его сторону. Иг­
рок с мячом опять называет часть суток и бросает мяч водя­
щему.
2) Условия те же. Ребенок, олицетворяющий «утро», подбрасыва­
ет мяч вверх и говорит: «После утра будет...» Мяч ловит тот ре­
бенок, который отвечает за «день». Когда последовательность
со словом «после» усвоена, так же отрабатывается последова­
тельность со словами «перед» и «за»; затем вперемешку.
3) Дети садятся в круг, вводится правило: если ведущий, называя
какую-либо часть суток, направляет ребенку красный мяч —
тот перчисляет части суток до названной; если синий мяч —
части суток после названной; желтый — противоположную
часть суток («утро — вечер», «день — ночь»).

Рис. 23

 


143. «Распорядок дня». Проанализируйте вместе с ребенком, что
он обычно делает в первую очередь «после» того, как проснулся; что


190 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

 

Рис. 24
делает «после» этого и т.д. Затем схематично, как на рисунке 23, про­пишите распорядок дня, дайте четкое направление хода времени. При этом со зрительной опорой на схему, на конкретном материале рас­порядка дня у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», «до» и «после».
Попросите его рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия: вечером, ночью, утром, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно и т.п. Проанализируйте, чем заняты в это же время другие люди, животные (ночью гуляют кошки, летает сова, бегают мыши).
144. «Дни недели, времена года, месяцы». Для запоминания этих
временных последовательностей проводится работа, аналогичная
предыдущей, с такими же опорными схемами (рис. 24).
145. Полезно освоить следующие игры с мячом:
а) игроки ловят мяч только в том случае, когда назван месяц оп­
ределенного времени года;
б) ведущий называет месяц, а игрок, которому бросили мяч, —
соответствующее время года;
в) игроки должны ловить мяч, только если назван какой-либо
месяц, а ведущий может называть еще и времена года, дни
недели, части суток.
Здесь же отрабатывается понимание сложных временных конст­рукций и возможность их актуализации. Например, понимание кон-


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 191
струкций: «После какого времени года наступает...», «Перед каким временем суток бывает...» и т.д.
Для успешного запоминания временных последовательностей дайте ребенку опору в виде иллюстраций из календаря, стишков, за­гадок, например:
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает? Снег на полях, лед на реках, иней сверкает, когда это бывает?
146. «Определение времени по часам». Ребенка, освоившего счет в
первом десятке, нужно на действующей модели познакомить с часа­
ми с арабскими цифрами. Вначале введите понятие о минуте как ма­
лом промежутке времени. Засеките минуту (например, с помощью
секундомера), дайте почувствовать ребенку, обсудите, что можно
сделать за одну минуту, за две, за пять. Так же можно обыграть «пят­
надцать, сорок пять минут». Затем аналогично введите понятие о часе
и других промежутках времени.
Сколько раз за сутки часовая стрелка обходит циферблат? Поче­му есть понятия 7 часов утра и 7 часов вечера, 12 часов дня (полдень) и 12 часов ночи (полночь)? Нужно попросить ребенка показать время на часах, связывая его с определенными событиями дня: «Ты вста­ешь в 8 часов, завтракаешь в половине девятого, в 11 часов идешь гулять» и т.д. Нужно почаще задавать ему вопрос: «Сколько сейчас времени?»
147. «Стрелки часов». Для детей, освоившихся с часами и спо­
собных представить циферблат мысленно, можно предложить игру,
где отгадывается задуманное ведущим время в интервале от получа­
са до пяти минут (по уговору). На вопросы можно отвечать только
«да» или «нет». Задаются вопросы типа: «Минутная стрелка располо­
жена в верхней половине циферблата? Часовая стрелка расположе­
на между 4 и 8?» Подразумевается, что границы интервала являются
его частью. Поэтому если, например, мин.утная стрелка стоит на 12,
то она попадает и в интервал с 8 до 12, и в интервал с 12 до 3. Вы­
игрывает определивший время соперника за меньшее число вопро­
сов, а также нарисовавший циферблат с соответствующим располо­
жением стрелок.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: