Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 4 глава





Раздел 3 Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 233
67. «Многозначность слов». Сыграйте с ребенком в игру «Посмот­
ри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существитель­
ное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы
за короткий промежуток времени (1—3 мин.) придумать как можно
больше предложений-ситуаций с эталонным словом.
68. «Вставь пропущенное слово». Объясните ребенку, если он не
справляется сам, алгоритм решения такого рода интеллектуальных
задач. Из первого примера ясно, что искомое (...) слово образовано
из пятой и четвертой букв первого слова и третьей и четвертой — вто­
рого. Усвоив алгоритм решения, ребенок должен найти нужные от­
веты.

БАГОР (РОСА) ТЕСАКГАРАЖ (...) ТАБАК(ответ: жаба) ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КОСЯК (...) МИРАЖ (ответ: кожа)

 

ВОСК (СОХА) ФРАХТСКОТ(...) ФРОНТ(ответ: окно) КАНВА (ВНУК) УЛИКАХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ(ответ: слон)

 

БАГОР (РОСА) ТЕСАК ВОСК (СОХА) ФРАХТ
ГАРАЖ (...) ТАБАК СКОТ(...) ФРОНТ
(ответ: жаба) (ответ: окно)
ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КАНВА (ВНУК) УЛИКА
КОСЯК (...) МИРАЖ ХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ
(ответ: кожа) (ответ: слон)
69. «Распутай узел». Ребенку нужно «развязать» узлы (рис. 29) в
мысленном плане и рассказать, как это сделать.

Рис. 29


234 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Рис. 30
70. «Омонимы». Вспомните вместе с ребенком и вставьте вместо
точек в скобках слово, которое означало бы то же, что и слова, сто­
ящие вне скобок.
ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (газ)
РОДНИК (...) ОТМЫЧКА (ключ)
ЗАЛИВ (...) ЧАСТЬ ЛИЦА (губа)
РЫБА (...) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (скат)
ЖИВОТНОЕ (...) НЕЖНОСТЬ (ласка)
СКАМЬЯ (...) МАГАЗИН (лавка)
71. «Садовник». Надо пройти так, как шел садовник (рис. 30). Он
обошел по порядку все яблони (на рисунке — точки) и вернулся к
исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне
и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные
клетки.
72. «Полянки». Ребенку предлагается рисунок «Полянки» и за­
шифрованное письмо-схема, помогающая найти нужный домик. Ис­
пользуя схему, он должен найти домик, а затем объяснить, как схема
помогла ему найти путь. Примеры представлены на рис. 31.


Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 235


Рис. 31


236 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация


 

 



Рис. 32


Предложите ему выполнить обратную задачу. Дается аналогичный рисунок, на котором по инструкции психолога надо найти домик. При этом психолог диктует: «Вверх, направо, направо вниз, налево вниз» и т.д. После этого ребенку надо нарисовать письмо-схему само­стоятельно.
73. «Задачи Равена и Айзенка». Прекрасной тренировкой в уме­
нии устанавливать закономерности являются задания типа широко
известных матриц Равена и тестов Айзенка (рис. 32). Инструкция:
«Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее
место?»
На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение.
74. «Продолжи ряд чисел». Даны ряды чисел. Отметьте вместе с
ребенком особенность (закономерность) составления каждого ряда и
продолжите его, назвав (записав) подряд несколько чисел.

6 9 12 15 18 21... 5 10 15 20 25 30... 16 12 15 11 14 10. (Ответ: 24 27 30 33) (Ответ: 35 40 45 50).. (Ответ: 13 9 12 8) 15 12 14 11 13 10(...) 37 И 15 19 23(...) 11 16 14 19 17 22(...)

75. «Найди три числа». Ребенку предлагается: «Напиши три сле­
дующих числа в каждом ряду».

2 4 6 8... 1 4 7 10... 2 1 17 13... (Ответ: 10 12 14)(Ответ: 13 16 19)(Ответ: 9 5 1) 18 1064(...) 2 5 8 11 (...) 8 12 16 20 (...)

 

Раздел 3 Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 237
Глава 7. Роль инициации. Наказание и поощрение
Огромное значение имеет соблюдение инициальных «обрядов». Ини­циация (посвящение) является языком, с помощью которого происходит присвоение ребенком своей новой роли, отражение им появления какого-то нового качества себя: «С сегодняшнего дня я не такой, каким был вчера, теперь я...». Инициация также объединяет членов группы, по­вышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии.
Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фик­сировать завершение одного этапа и начало следующего. Неизбежное условие любой инициации— прохождение ребенком определенных «испы­таний», экзаменов, содержание которых вы можете варьировать в за­висимости от его возраста и возможностей.
Инициация в начале занятий может проходить в форме детско-родительского занятия, по завершении которого ребенок может ска­зать: «Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело!»
Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройден­ный материал. Тем самым психолог подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню, сообщая ребенку о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен спра­виться.
Каждый пройденный этап, а также достижения каждого ребен­ка должны быть обязательно отмечены психологом (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т.д.) и присвоением определенной роли («ведущий», «помощник» и т.д.).
В конце коррекционного цикла, наряду с уже упомянутыми мар­керами, абсолютно необходима «тронная» речь психолога: «Теперь вы стали... Вспомните, как трудно было вначале... Сегодня вы уже знаете и умеете так много, что можно назвать вас "Знайками"».
Наказание и поощрение
Необходимым условием любого коррекционного процесса явля­ется система наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «об­щественный договор»: обещанное наказание или поощрение в непрелож­ном порядке должно состояться. «Сила честности» — взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка.
Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, «скамья запасных» и т.д.). Другим способом наказания яв-


238 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
ляется лишение ребенка возможности участвовать в наиболее зна­чимых для него моментах групповой жизни. Каждому психологу из собственного опыта работы известны такие популярные моменты групповых занятий (у кого-то это игра на экзотической дудочке, у кого-то — батут, компьютер или описанная выше игра «Царство животных»).
В качестве поощрений можно предложить детям различные при­зы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок, маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и т.п.), а также некоторые правила-привиле­гии для наиболее отличившегося ребенка, признание которых непре­ложно для всех.
В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность. Они могут выступать в качестве поощрительных призов. В конце занятия наиболее отличившийся ребенок получает право самостоятельно выб­рать игру, в которую будут играть все лети, или музыку, под которую они будут танцевать.
Причем этим выдающимся может быть не объективно самый ус­пешный, а, напротив, самый неконтактный и неловкий ребенок. Важно помнить одно из центральных этологических правил: сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следо­вательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.


Часть III
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


В этой части представлен ряд авторских программ, разработанных на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» (Семе­нович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001). В них отра­жены варианты дидактической поурочной разработки схемы нейро-психологической коррекции, абилитации и профилактики процессов развития. Каждая из программ реализуется по единому плану, кото­рый предполагает:
—предварительную нейропсихологическую диагностику и дина­
мическое диагностическое обследование детей в середине ра­
боты и по ее завершении;
—занятия с детьми в течение 2,5—3 месяцев с периодичностью
два раза в неделю (в целом 20—25 занятий; продолжительность
каждого занятия от 60 до 90 минут);
—дополнительное (по необходимости) индивидуальное сопро­
вождение ребенка или (в тяжелых случаях) предварительные
встречи в индивидуальном режиме;
—обязательную отработку в домашних условиях применяемых
упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в
течение всего цикла (по понятным причинам это требование
является одним из главных условий эффективности психоло­
го-педагогического сопровождения); проявление требователь­
ности при проверке и обязательность тактичной оценки вы­
полненного домашних условиях;
—постоянное консультирование родителей с подробным объяс­
нением целей и задач формирующего обучения.


 

Часть III. Дидактические материалы
В ходе проведения занятий (индивидуальных и групповых) необ­ходимо учитывать следующее:
—в структуре каждого занятия в обязательном порядке должны
присутствовать технологии, обозначенные выше как «диафраг­
ма жесткости» и «навешанные конструкции»;
—все двигательные упражнения (дыхательные, глазодвигатель­
ные, передвижения на спине, животе, четвереньках, растяж­
ки и т.д.) должны выполняться регламентированно, в медлен­
ном
темпе 6—8 раз в течение занятия, по команде взрослого;
—оптимальный размер группы — 5—7 человек; меньшее или
большее количество участников менее эффективно в силу вне­
дрения в коррекционный процесс значительного числа сюжет-
но-ролевых технологий; состав группы должен быть постоян­
ным (во всяком случае, с 3-го занятия);
—группы формируются на основании исходного статуса («синд­
рома отклоняющегося развития») и возраста детей;
—два-три первых занятий проводятся совместно с родителями;
—важно неукоснительно выполнять ритуалы и правила, вве­
денные и закрепленные «общественным договором» в начале
работы и воспроизводимые в течение всех занятий; договор
разрабатывается психологом для разных возрастных групп и
модифицируется в зависимости от главных задач коррекции/
абилитации;
—в ходе занятий важно получать и обсуждать осязаемый резуль­
тат, продукт (рисунок, сложенную конструкцию, построен­
ный совместно «дом» и т.п.); следует ввести продуманную сис­
тему «наказаний» и «поощрений».
И еще одно замечание, связанное с постоянно возникающими вопросами: «Когда и с какими детьми можно начинать работать по данному методу, как этому научиться, смогу ли я, и каковы проти­вопоказания к его применению?».
Работать можно с детьми (и не только с детьми) всех возрастов, начиная с 4 лет, с любым типом онтогенеза: от «супернормы» до крайней «патологии». Вместе с тем частично метод можно применять и раньше в пассивном, адекватном возрасту варианте.
Исключения составляют, например, дети с повышенной эпи-готовностью: несмотря на то что эта технология применима и эффек­тивна в работе с ними (Мельников, Родригес, 1997), она не может ти­ражироваться повсеместно, поскольку требует постоянного, скрупу-


242 Часть III. Дидактические материалы
лезного, сверхграмотного клинического сопровождения эпилептоло­гом. Очевидно, что столь же тщательного наблюдения требуют дети с другими клиническими диагнозами (психиатрическими или общепа­тологическими).
У вас прекрасно все получится. Более того, вы станете виртуозом в области комплексной нейропсихологической коррекции, как только обу­читесь (хотя бы в течение 2—3 месяцев) этой технологии у опытных нейропсихологов и пройдете подготовку под руководством не менее опытного специалиста в области телесно-ориентированной психотера­пии, а потом в течение 2—3 лет будете каждый день шлифовать свое умение вкупе с собственными профессиональными достижениями и обязательной супервизией. О необходимости знания базовых теорети­ческих источников можно не дискутировать...
Программа 1 (автор — нейропсихолог Е.В.Пивоварова, ЦППРиК «Строгино» СЗАО г. Москвы) рассчитана на индивидуальную и/или групповую коррекцию детей 5—6 лет. В ней подробно описаны «до­машние задания». Данный вариант достаточно традиционен, поэтому может использоваться универсально. Программа представляет собой базовый вариант полноценного внедрения метода замещающего он­тогенеза в психолого-педагогическое сопровождение детей в течение одной сессии одним ведущим.
Программа 2 (авторы — психологи М.В. Евлампиева и М.В. Че­ренков, логопед Т.Н. Ланина; иллюстративный материал подготовлен педагогом-психологом Г.С. Лев, ЦППРиК «Тверской» ЦАО г. Моск­вы) является расширенной модификацией первой. В этой программе представлены варианты коррекционных циклов для детей разных воз­растов и разнообразный репертуар психолого-педагогического сопро­вождения психического развития детей.
Программа состоит из двух основных частей и осуществляется двумя группами специалистов. Первая часть преимущественно ориен­тирована на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга и соответственно инициацию базовых составляющих подкорко-во-корковой и межполушарной организации процессов развития. Эта часть программы представлена в 1—9 разделах. Вторая часть направле­на на коррекцию когнитивных процессов и произвольной саморегу­ляции, актуализируемых благодаря активизации 2-го и 3-го ФБМ (10—17 разделы).
Возможно как параллельное, так и последовательное (два цикла длительностью 2,5—3 месяца каждый) проведение данной програм­мы в течение учебного года.


Часть III. Дидактические материалы


 


Программа 3 (автор — логопед Т.Н. Ланина, ЦППРиК «Твер­ской» ЦАО г. Москвы) также создана по идеологии метода замещаю­щего онтогенеза, но она в отличие от предыдущих дидактических раз­работок ориентирована более локально на формирование базовых предвербальных предпосылок речевого развития и инициацию по­требности ребенка в активной коммуникации.
Мы надеемся, что использование данных программ как исходной модели позволит читателям в полной мере актуализировать свои соб­ственные профессиональные задачи и предпочтения. Очевидно, что представленный материал эффективно интегрируется в процесс пси­холого-педагогического сопровождения процессов развития как в массовых (детских садах, центрах творчества, школах и даже яслях), так и в специальных образовательных учреждениях. Имея в виду на­метившуюся в последнее время тенденцию к интенсификации про­цессов инклюзивного образования, можно предположить, что пред­ставленный в данной книге подход станет одним из валидных и эф­фективных путей приближения тех или иных вариантов отклоняюще­гося развития к нормативному течению.


Программа 1
Курс индивидуальных занятий
с детьми 5—6 лет
Эта программа может использоваться:
1) для индивидуальных занятий ребенка с психологом,
2) для индивидуальных занятий ребенка с родителями или заме­
няющими их людьми.
Психолог проводит занятия два раза в неделю; при этом обяза­тельным условием является отработка дома с родителями упражне­ний, выполняемых на занятии. Только в этом случае работа будет эффективной. Родители проводят дома упражнения, усвоенные на занятии, в течение 3—5 дней. Дыхательные упражнения выполняют­ся лишь при наличии достаточной подготовки у взрослого, занима­ющегося с ребенком.
Все двигательные упражнения (дыхательные, глазодвигательные, ползание на спине, животе, четвереньках, растяжки) выполняются по команде взрослого в медленном темпе 6—8 раз в течение занятия.
В некоторых случаях родители после консультации со специалис­том могут заниматься с ребенком дома самостоятельно, тогда каждое занятие также выполняется в течение 3—5 дней.
Программа для индивидуальных занятий ребенка с психологом (ба­зовая) приведена полностью.
Программа для занятий ребенка с родителями представляет собой сокращенный вариант базовой, поэтому в конце каждого занятия указаны номера упражнений, которые исключаются при работе дома, и приводятся упражнения, отличающиеся от тех, что выполнялись ребенком на занятии со специалистом.
Занятие 1
1. Дыхательные упражнения. Ребенок лежит на спине, руки и
ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок
делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот.
2. Глазодвигательные упражнения. Исходное положение (и.п.) —
лежа на спине, голова фиксирована (лежит неподвижно). Взрослый
берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит
предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет


 


и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок дол­жен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. «Качалочка». И.п. — ребенок сидит, обхватив согнутые ноги
руками, затем откатывается назад, ложась на спину, и возвращается
в И.п. Во время выполнения всего упражнения ноги у ребенка согну­
ты, и он обхватывает их руками.
4. «Лодочка». Ребенок ложится на живот, руки вытягивает впе­
ред, приподнимает прямые ноги. По команде взрослого он должен
прогнуться и покачаться в таком положении.
5. Ползание. Ребенок ползает на спине, на животе (как сможет).
6. Массаж ладоней и пальцев. Помассируйте ребенку пальцы на
руках, ладони, повращайте ребенку руки в кистевом суставе по часо­
вой стрелке и против нее.
7. Рисование на спине и руках геометрических фигур и букв.
Вспомните с ребенком, какие геометрические фигуры он знает (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб), и нарисуйте их на листе бумаги. Затем нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из геометрических фигур и попросите его сказать, какая фигура нарисо­вана. То же проделайте на руках ребенка, рисуя на обеих сторонах кисти (во время рисования на кистях рук глаза у ребенка должны быть закрыты).
8. «Животные-детеныши». Вспомните с ребенком, как называ­
ются детеныши животных. Подберите соответствующие иллюстрации,
например, изображения собаки и щенка, коровы и теленка, курицы
и цыпленка и т.п.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.


Часть III. Дидактические материалы

 

246 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 2
1. Дыхательные упражнения. Исходное положение (И.п.) — лежа
на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде
взрослого ребенок делает глубокий вдох через нос, втягивая при этом
живот, затем — выдох через широко открытый рот, надувая живот
как шарик.
2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 1, только рот ребенка открыт, язык высунут и
спокойно лежит на нижней губе.

3. «Растяжки». Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях,
руки лежат вдоль тела. По команде взрослого ребенок на вдохе через
нос прогибает спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе через
широко открытый рот возвращается в исходное положение.
4. «Бревнышко». Ребенок должен покататься по полу, как «брев­
нышко»:

1) с прямыми руками и ногами, руки прижаты к бокам («по
стойке смирно»);
2) с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой,
ладони касаются друг друга.
Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать.
5. Ребенок лежит на полу, руки и ноги не скрещиваются. По
команде взрослого ребенок должен:
1) приподнять голову (взрослый следит, чтобы в это время ребе­
нок не напрягал и не поднимал плечи) и опустить ее;
2) сесть из положения лежа без помощи рук.
6. Определение фактуры поверхности предметов. Покажите, на­
зовите и дайте потрогать ребенку предметы с разной фактурой по­
верхности (гладкие, шершавые, колючие, мягкие и т.д.). Затем пред­
ложите ребенку ощупать материал двумя руками вслепую (с закры­
тыми или завязанными глазами) и назвать ощупываемый предмет, то
же самое проделайте с каждой рукой по отдельности.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 247
Если ребенок затрудняется назвать предмет, предложите ему ощупать материал одной рукой и найти этот же материал сначала этой же рукой, а затем другой.
7. Массаж ступней. Предложите ребенку походить босиком
по неровной поверхности — массажному коврику, фасоли, насыпанной
в таз.
8. «Игра в животных». Предложите ребенку показать вам какое-
либо животное (корову, собаку, кошку, лягушку и т.д.), подвигаться,
как это животное, воспроизвести звуки, которые издает это животное,
так, чтобы вы могли догадаться, что за животное изображает ребенок.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 6-го и 8-го.
Занятие 3
1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде
взрослого ребенок делает глубокий вдох через нос, надувая живот,
как шарик, затем ребенок делает выдох через широко открытый рот,
втягивая живот.
2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 1, при этом рот ребенка открыт, язык поворачи­
вается в ту же сторону, что и глаза (глаза за предметом вправо — язык
вправо, глаза вверх — язык вверх и т.д.).

3. «Растяжки». И.п. — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в
коленях, одна рука лежит на диафрагме, другая на животе. По коман­
де взрослого на вдохе ребенок прогибает спину с опорой на плечи и
копчик, на выдохе возвращается в исходное положение, при этом
руки, надавливая на живот и диафрагму, помогают ему сделать это.
4. Ползание на животе. Ребенок должен поползать на животе:

1) только при помощи ног (руки лежат на спине);
2) только при помощи рук, отталкиваясь сразу обеими руками;
3) только при помощи рук, отталкиваясь каждой рукой попе­
ременно.


Часть III. Дидактические материалы

 

248 Часть III. Дидактические материалы
5. Ползание на спине. Ребенок должен поползать на спине с помо­
щью только ног (руки лежат на животе):
1) отталкиваясь одновременно обеими ногами;
2) отталкиваясь попеременно то левой, то правой ногой.

6. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы —
маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь напра­
во, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый па­
лец изображает «змейку»; если движение не получается, взрослый
помогает.
7. «Волшебный мешочек». Положите в непрозрачный мешочек
различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, каме­
шек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие
предметы лежат в мешочке. При этом ребенок должен ощупывать
предмет как двумя руками, так и каждой рукой по очереди. Перед


 

 



Рис. 33


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—б лет


началом игры следует показать ребенку предметы из мешочка и обсу­дить, что это за предметы.
Так же можно поиграть с вырезанными из картона геометричес­кими фигурами.
8. «Профессии». Обсудите с ребенком, какие он знает профессии (повар, портной, летчик, врач и т.д.), чем занимаются люди этих про­фессий, какими инструментами и предметами пользуются (рис. 33).
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.
Занятие 4
1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде
взрослого, делая вдох через нос, ребенок поднимает правую руку так,
чтобы она «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый
рот, ребенок опускает руку. Затем ребенок выполняет упражнение,
поднимая и опуская левую руку.
2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 1, при этом рот ребенка открыт, язык поворачи­
вается в другую от глаз сторону (глаза за предметом вправо — язык
влево, глаза вверх — язык вниз, глаза к кончику носа — язык высо­
вывается и т.д.).

3. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки за
голову. По команде взрослого на вдохе ребенок прогибает спину с
опорой на плечи и копчик, на выдохе голова и руки приподнимаются
так, чтобы ребенок увидел свои колени, локти к голове не сводятся.
4. Ползание. Ребенок должен поползать на животе «по-пластунски»:

1) одновременно сгибаются правые рука и нога — ребенок от­
талкивается ими от пола, затем — левые рука и нога;
2) одновременно сгибаются правая рука и левая нога — ребенок
отталкивается ими, затем левая рука и правая нога.
5. «Сортировка». Смешайте небольшое количество фасоли и го­
роха или мелких и крупных бусинок и попросите ребенка положить


Часть III. Дидактические материалы

 

250 Часть III. Дидактические материалы


фасоль в одну тарелку, горох во вторую, важно, чтобы ребенок рабо­тал обеими руками.
6. «Угадай, что за звук». Предложите ребенку послушать, как
звучат любые предметы и материалы (погремите карандашами в ко­
робочке или стакане, пошуршите смятой бумагой, пощелкайте нож­
ницами, позвените ложечкой в стакане, пошуршите пакетом и т.д.).
Затем предложите ребенку с закрытыми глазами определить, какой
из предметов издает шум.
После того как ребенок хорошо научится определять источник звуков, усложните задание, предлагая ребенку для угадывания по­следовательность из двух или трех шумов.
7. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять мяч об пол, сначала
держа его двумя руками, затем попеременно правой и левой руками.

 

 


Рис. 34

 


Какие картинки подходят к каждому
из времен года? Соедини линиями.,


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет


 


8. «Времена года». Обсудите с ребенком, какие времена года он знает: как они называются, в каком порядке идут друг за другом, что происходит в природе во время каждого из времен года (рис. 34).
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го.
Занятие 5
1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде
взрослого, делая вдох через нос, ребенок поднимает правую ногу так,
чтобы она «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый
рот, ребенок опускает ногу. То же самое упражнение проделать с ле­
вой ногой.
2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 1, при этом ребенок перемещает предмет само­
стоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо),
затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом двумя руками (ве­
дет предмет вверх, вниз и к носу); руки во время этого упражнения
прямые и не сгибаются в локтях. Затем это упражнение выполняется
согнутыми в локтях руками.
3. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, правая
рука под головой, левая рука держит левое колено. По команде взрос­
лого на вдохе ребенок прогибает спину с опорой на плечи и копчик,
на выдохе локоть правой руки касается левого колена. Повторить это
упражнение, поменяв руки местами (левая рука под головой, правая
рука держит правое колено).
4. Ползание. Ребенок стоит на четвереньках (на руках и коленях).

1) Делает шаг сначала правой рукой и ногой, затем левой рукой
и ногой и т.д. Важно, чтобы ребенок одновременно переставлял руку
и ногу. После этого упражнение выполняется в обратном направле­
нии (ребенок пятится назад).
2) Ребенок делает шаг сначала правой рукой и левой ногой, за­
тем левой рукой и правой ногой. Потом это же упражнение он выпол­
няет в обратном направлении.

5. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять об пол мячом и,
прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши один раз.
6. «Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочками,
заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки,
фасоль, горох, бумажные шарики и т.д.). Если потрясти коробочки,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: