Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 5 глава





252 Часть III. Дидактические материалы
они создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребенка. Взрослый берет коробочку из своего набо­ра и трясет ее, ребенок прислушивается к шуму с закрытыми глазами. Затем ребенок берет по одной коробочке из своего набора и, потря­хивая, находит аналогично шумящую. Игра продолжается до тех пор, пока для каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара.
7. «Разрезные картинки». Дайте ребенку два одинаковых изобра­
жения, целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две
(по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в
виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок
складывает разрезанное изображение сначала по образцу, потом без
него. Количество фрагментов должно постепенно увеличиваться, а
элементы усложняться по конфигурации.
8. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая
его правой рукой, например «1-2-1», ребенок повторяет ритмический
рисунок той же рукой. Затем ритм задается взрослым левой рукой,
ребенок воспроизводит ритмический рисунок левой рукой.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 5-го, 6-го, 7-го и 8-го. Вместо 5-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Сортировка».
«Сортировка». Смешайте небольшое количество мелких и круп­ных бусинок (или бусинки разных цветов) и попросите ребенка ра­зобрать бусинки: мелкие положить в одну тарелку, крупные — во вто­рую. Важно, чтобы ребенок работал обеими руками.
{
Занятие 6
1. Дыхательные упражнения. И. п. — лежа на спине. По команде
взрослого, делая вдох через широко открытый рот, ребенок подни­
мает правую руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делая
выдох через нос, ребенок опускает руку и ногу. То же самое проделать
с левой рукой и ногой.
2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 2 (язык высунут и спокойно лежит на нижней
губе), при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, дер­
жа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой
рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет


вверх, вниз и к носу). Руки во время упражнения прямые и не сгиба­ются в локтях.
Затем то же самое ребенок проделывает согнутыми в локтях ру­ками.
3. «Растяжки». Лечь на спину, правая рука под головой, левая
лежит вдоль тела, ноги согнуты в коленях. По команде взрослого ре­
бенок на вдохе прогибает спину с опорой на плечи и копчик, на вы­
дохе локоть правой руки касается правого колена. Затем он должен
повторить это упражнение, поменяв руки местами (левая рука под
головой, правая рука лежит вдоль тела).
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая:

1) Делает шаг сначала правой рукой и правой ногой, затем ле­
вой рукой и левой ногой и т.д. Важно, чтобы ребенок одновременно
переставлял руку и ногу. Затем он выполняет это же упражнение, дви­
гаясь назад (пятясь).
2) Делает шаг сначала правой рукой и левой ногой, затем левой
рукой и правой ногой. Затем ребенок выполняет это же упражнение,
двигаясь назад.

5. «Ладушки». Играют взрослый с ребенком: каждый делает хло­
пок в ладоши, затем хлопок двумя руками с партнером, снова хло­
пок в ладоши, затем хлопок в ладоши с партнером «левая—правая»,
еще раз хлопок в ладоши, затем хлопок с партнером «правая—левая»
и т.д.
6. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять об пол мячом и,
прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши два раза.
7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя рука­
ми, например, два удара правой рукой, три — левой рукой; ребенок
воспроизводит ритм двумя руками в том же порядке.
По мере усвоения ребенком этого задания ритмы можно услож­нять и удлинять, например, «1» — правой рукой, «3» — левой рукой, «2» — правой рукой и т.п.
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками горизонтальные линии:
1) обе руки рисуют линии слева направо,
2) обе руки рисуют линии справа налево,
3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,


254 Часть III. Дидактические материалы
4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.. ь
Повторите упражнение, предложив ребенку нарисовать верти*1
кальные линии..<Р
i
0 Домашнее задание (занятие с родителями) >$.
Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го, 8-го. №
*&.
Занятие 7
1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде
взрослого, делая вдох через нос, ребенок поднимает правую руку и
левую ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делая выдох через
широко открытый рот, ребенок опускает руку и ногу. То же самое
упражнение проделать с левой рукой и правой ногой.
2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 3 (язык поворачивается в ту же сторону, что и
глаза), при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа
его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой
(ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх,
вниз и к носу). Руки остаются прямыми и не сгибаются в локтях.
Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
3. «Растяжки». «Звездочка»: ребенок лежит на спине в позе звез­
ды — слегка разведя руки и ноги. Взрослый берет одну руку ребенка и
немного растягивает ее (другая рука и ноги лежат расслабленно), за­
тем другую. То же — с ногами. Затем ребенок самостоятельно тянет
правую руку на вдохе, на выдохе — расслабляет, то же — с левой
ногой, затем левой рукой, затем правой ногой.
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу (см. занятие 5), при этом он одновременно перемещает од­
ноименные руку и ногу (либо разные — как ему удобнее).
Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону «шагающей» руки (перемещается правая рука — язык поворачивается вправо, пе­ремещается левая рука — язык поворачивается влево). Это же упраж­нение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).
5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Рот открыт, язык высунут и двигается в противоположную
от «шагающей» руки сторону (перемещается правая рука — язык по­
ворачивается влево, перемещается левая рука — язык поворачивается
вправо). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет


 


6. «Развитие чувства ритма». Психолог задает ритм, отстукивая
его правой ногой, например «1-2-1», ребенок повторяет ритмический
рисунок той же ногой. Затем ритм задается левой ногой, ребенок
воспроизводит ритмический рисунок левой ногой.
7. «Дорисуй предмет до целого». Предложите ребенку изображе­
ние с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутству­
ющие элементы и назвать их.
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками круги:

1) обе руки рисуют круги слева направо,
2) обе руки рисуют круги справа налево,
3) правая рука рисует слева направо, а левая рука в это же время
рисует справа налево,
4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го, 8-го.
Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет
упражнение «Игры с мячом».
«Игры с мячом». Научите своего ребенка ударять об пол мячом
и, прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши один раз.


256 Часть III. Дидактические материалы
но, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет пред­мет вверх, вниз и к носу), руки во время выполнения этого упражне­ния прямые и не сгибаются в локтях.
Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
3. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты, руки вытянуты в
стороны, руки одновременно перекатываются по полу таким обра­
зом, чтобы правая рука оказалась вытянутой вверх, а левая рука лежа­
ла вдоль тела, голова наклоняется в сторону правой руки, колени — в
сторону левой руки.
Затем упражнение выполняется наоборот — левая рука перека­тывается вверх, правая рука перекатывается вниз.
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг
делает правая рука — глаза смотрят вправо, шаг делает левая рука —
глаза смотрят влево). Это же упражнение ребенок выполняет, двига­
ясь назад (пятясь).
5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Глаза поворачиваются в противоположную от «шагающей»
руки сторону (шаг делает правая рука — глаза смотрят влево, шаг де­
лает левая рука — глаза смотрят вправо). Это же упражнение ребенок
выполняет, двигаясь назад (пятясь).
6. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя нога­
ми, например, «2» — правой ногой, «3» — левой ногой, ребенок вос­
производит ритм двумя ногами, в том же порядке.
По мере усвоения ребенком этого задания ритмы можно услож­нять и удлинять, например, «1» — правой ногой, «3» — левой ногой, «2» — правой ногой и т.п.
7. «Развитие внимания». Предложите ребенку задание на развитие
внимания: если вы хлопаете в ладоши один раз — ребенок хлопает в
ладоши два раза, если вы хлопаете в ладоши два раза — ребенок хлопает
один раз; во время выполнения упражнения хлопните три раза — ребе­
нок должен понять, что на три хлопка делать ничего не надо.
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками волны:

1) обе руки рисуют волны слева направо,
2) обе руки рисуют волны справа налево,


 

Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—б лет____
3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,
4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го, 8-го. Вместо 6-го упражнения базовой программы дается упражнение «Игры с мячом».
«Игры с мячом». Научите своего ребенка ударять об пол мячом и, прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши два раза.
Занятие 9
1. Дыхательные упражнения. И.п. лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваясь. По команде взрослого ребенок:
1) делает вдох через нос;
2) делая выдох через широко открытый рот, поднимает правую
ногу так, чтобы она «смотрела» в потолок;
3) затем, делая вдох через нос, опускает правую ногу.
Далее повторять пункты 2 и 3. Это же упражнение ребенок проде­лывает левой ногой.
2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина
прямая.
Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок дол­жен удерживать взгляд в этих точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
3. «Растяжки». Ребенок лежит на спине, ноги согнуты, руки
вытянуты перед собой лодочкой (они не на полу, а «смотрят» в пото­
лок). По команде взрослого ребенок кладет сложенные руки на пол
вправо (верхняя рука может скользить по другой руке), колени в про­
тивоположную сторону — влево. Это упражнение выполняется и на­
оборот: руки кладутся влево, ноги вправо.
9 — 4794


 

 


Рис. 35

 


258 Часть III. Дидактические материалы


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет______ 259
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей» руки
(шаг делает правая рука — глаза и язык поворачиваются вправо, шаг
делает левая рука — глаза и язык поворачиваются влево). Это же уп­
ражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).
5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Глаза и язык поворачиваются в противоположную от «шагаю­
щей» руки сторону (шаг делает правая рука — глаза и язык поворачива­
ются влево, шаг делает левая рука — глаза и язык поворачиваются впра­
во). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).
6. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм руками и
ногами, например, «2» — левой рукой, «2» — правой ногой, «3» —
правой рукой; ребенок воспроизводит ритм в том же порядке.
7. «Развитие внимания». Предложите ребенку на специальном
бланке зачеркнуть все звездочки, затем все квадраты и т.д. В качестве
усложнения задания можно попросить ребенка поставить точки во все
квадраты и зачеркнуть все круги и т.д. (рис. 35).
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «заборчик»:

1) обе руки рисуют слева направо,
2) обе руки рисуют справа налево,
3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,
4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.
0 Домашнее задание (занятие с родителями) Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.
Занятие 10
1. Дыхательные упражнения. И.п. лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваясь. По команде взрослого ребенок:
1) делает вдох через нос;
2) делая выдох через широко открытый рот, поднимает правую
руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок;
3) затем, делая вдох через нос, опускает правую руку и ногу.
Далее повторять пункты 2 и 3.
То же самое проделать с левой рукой и ногой.


Часть III. Дидактические материалы


 

Рис. 36


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет


 


2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая. Рот ребенка открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней
губе (см. занятие 2).
Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к перено­сице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секун­ды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
3. «Растяжки»
1) Лечь на спину, руки и ноги вытянуты и не скрещиваются. На
счет «раз» ребенок сгибает правую ногу в колене, на счет «два» кла­
дет ногу на пол коленом наружу, на счет «три» возвращает ногу в
исходное положение. Затем упражнение выполняется с левой ногой.
2) Упражнение выполняется сразу двумя ногами.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно
друг другу. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки, а язык
в противоположную сторону (шаг делает правая рука — глаза повора­
чиваются вправо, а язык влево; шаг делает левая рука — глаза пово­
рачиваются влево, а язык вправо). Затем это же упражнение ребенок
выполняет, двигаясь назад (пятясь).
5. «Обводилки». Попросите ребенка обвести и закрасить предме­
ты, нарисованные пунктиром (рис. 36).
6. «Найди отличия». Предложите ребенку две картинки, различа­
ющиеся лишь отдельными деталями. Попросите его внимательно по­
смотреть на картинки и сказать, чем они отличаются (рис. 37).
7. «Сутки». Обсудите с ребенком, какие существуют части суток
(утро, день, вечер, ночь), как они называются, что происходит и что
мы делаем в то или иное время суток. Подберите заранее соответст­
вующие иллюстрации.
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «сложный заборчик»:

1) обе руки рисуют слева направо,
2) обе руки рисуют справа налево,


Рис. 37

 


262 Часть III. Дидактические материалы

 


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет______ 263
3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,
4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 5-го, 6-го, 7-го, 8-го. Вместо 5-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Развитие чувства ритма».
«Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая его правой рукой, например, «1-2-1», ребенок повторяет ритмический рисунок той же рукой. Затем ритм задается взрослым левой рукой, ребенок воспроизводит ритмический рисунок левой рукой.
Занятие 11
1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваясь. По команде взрослого ребенок:
1) делает вдох через нос;
2) делая выдох через широко открытый рот, поднимает правую
руку и левую ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок;
3) затем, делая вдох через нос, опускает правую руку и левую
ногу.
Далее повторять пункты 2 и 3.
То же упражнение проделать левой рукой и правой ногой.
2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая. Рот ребенка открыт, язык высунут и двигается в ту же сторону,
что и глаза (см. занятие 3).
Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задержи­вать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребе­нок должен удерживать взгляд в этих точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
3. «Растяжки»
I) Лечь на спину, руки и ноги вытянуты и не скрещиваются. На счет «раз» ребенок сгибает правую ногу в колене, на счет «два» кла-


264 Часть III. Дидактические материалы
дет ногу на пол коленом внутрь, на счет «три» возвращает ногу в ис­ходное положение. Затем упражнение выполняется левой ногой. 2) Упражнение выполняется двумя ногами одновременно.
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону
«шагающей» руки (рука делает шаг вправо — язык поворачивается
вправо, рука делает шаг влево — язык поворачивается влево). Это же
упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).
5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Рот открыт, язык высунут и двигается в противопо­
ложную от «шагающей» руки сторону (рука делает шаг вправо — язык
поворачивается влево, рука делает шаг влево — язык поворачивается
вправо). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад.
6. «Изучаем предлоги». Встаньте вместе с ребенком перед зерка­
лом и выполните с проговариванием следующие действия: «рука над
головой», «рука под носом», «рука за ухом», «рука перед глазами»,
«рука на груди», «рука между глазами» и т.д.
7. «Наложенные или зашумленные изображения». Ребенок должен
найти спрятанное на картинке изображение либо назвать все нарисо­
ванные предметы на картинке, где изображения накладываются друг
на друга (примеры приведены на рисунках 38—39).
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «петельки»:

1) обе руки рисуют слева направо,
2) обе руки рисуют справа налево,
3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,
4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го. Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Развитие чувства ритма».
«Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая его правой ногой, например, «1-2-1», ребенок повторяет ритмический рисунок той же ногой. Затем ритм задается взрослым левой ногой, ребенок воспроизводит ритмический рисунок левой ногой.


Программа 1 Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 265

 

 


 

 


Рис. 38

 


Назови все предметы и всех животных на картинках. Как их можно назвать одним словом?


266 Часть III. Дидактические материалы

 

 


Рис. 39

 


Найди в квадрате вишню и раскрась ее.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет


Занятие 12
1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. Ребенок вы­
полняет четырехфазное дыхание: вдох — задержка дыхания — выдох —
задержка дыхания. Все четыре интервала равны по времени. Упражне­
ние выполняется на счет «три» взрослый отсчитывает продолжитель­
ность каждой фазы. Взрослый командует ребенку «Вдох!» и считает:
«Раз, два, три»; затем взрослый командует ребенку «Не дыши!» и счи­
тает: «Раз, два, три» и т.д.
2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая. Рот ребенка открыт, язык высунут и двигается в противополож­
ную от глаз сторону (см. занятие 4).
Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
3. «Растяжки». Лечь на спину, одна нога согнута в колене, дру­
гая вытянута, нога, согнутая в колене, упирается в пол пяткой, дру­
гая нога вытягивается и наоборот, при выполнении этого упражне­
ния не следует сильно выгибать спину.
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Глаза смотрят (поворачиваются) в сторону «шага­
ющей» руки (рука делает шаг вправо — глаза поворачиваются впра­
во, рука делает шаг влево — глаза поворачиваются влево). Это же уп­
ражнение ребенок выполняет, двигаясь назад.
5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Глаза поворачиваются в противоположную от «ша­
гающей» руки сторону (рука делает шаг вправо — глаза поворачива­
ются влево, рука делает шаг влево — глаза поворачиваются вправо).
Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад.
6. «Изучаем предлоги». Возьмите стул и попросите ребенка пока­
зать вам следующие действия: «ребенок на стуле», «ребенок под сту­
лом», «ребенок перед стулом», «ребенок за стулом», «ребенок стоит
около стула», «ребенок ходит вокруг стула», «ребенок отходит от сту-


268 Часть III. Дидактические материалы

Рис. 40


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 269
ла», «ребенок подходит к стулу», «ребенок выходит из комнаты», «ре­бенок входит в комнату».
7. «Дни недели». Обсудите с ребенком, какие существуют дни
недели, как они называются, сколько их, выучите с ребенком дни
недели по порядку (если задание дается ребенку с трудом, не спеши­
те, возможно, эта работа займет несколько месяцев) (рис. 40). Чтобы
ребенку было легче запомнить дни недели, прочтите ребенку или вы­
учите с ним стихотворение «Муха-чистюха».
МУХА-ЧИСТЮХА
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — в вишневой наливке.
Во (вторник) — в томатной подливке.
В (среду) — в лимонном желе.
В (четверг) — в киселе и смоле.
В (пятнице) — в простокваше,
В компоте и манной каше.
В (субботу), помывшись в чернилах,
Сказала: «Я больше не в силах!
Ужасно-жужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!»
Я. Бжехва
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «перевернутые петельки»:
1) обе руки рисуют слева направо,
2) обе руки рисуют справа налево,
3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,
4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го. Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Развитие чувства ритма».


270 Часть III. Дидактические материалы
«Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя ногами, например, два удара правой рукой, три — левой рукой, ребенок вос­производит ритм двумя ногами в том же порядке.
По мере усвоения ребенком этого задания ритмы можно услож­нять и удлинять, например, «1» — правой ногой, «3» — левой ногой, «2» — правой ногой и т.д.
Занятие 13
1. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет «четыре».
2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая. Упражнение выполняется так же, как на занятии 9, при этом
ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала пра­
вой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет
влево), а потом двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу),
руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, правая
рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону пра­
вого локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде взрослого ребе­
нок поднимает локоть, а кисть остается лежать на полу.
Затем упражнение выполняется наоборот — левая рука согнута, правая рука лежит вдоль тела.
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Глаза и язык поворачиваются в сторону «шагаю­
щей» руки (рука делает шаг вправо — глаза и язык поворачиваются
вправо, рука делает шаг влево — глаза и язык поворачиваются влево).
Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад.
5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Глаза и язык поворачиваются в противоположную
от «шагающей» руки сторону (рука делает шаг вправо — глаза и язык
поворачиваются влево, рука делает шаг влево — глаза и язык повора­
чиваются вправо). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь
назад.
6. «Изучаем предлоги». Возьмите две игрушки, например, машин­
ку и какую-нибудь коробочку. Попросите ребенка показать вам следу­
ющие действия: «машина стоит перед коробкой», «машина стоит за
коробкой», «машина стоит на коробке», «машина стоит под короб-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: