Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 9 глава





Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5 —6 лет


 


5. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком (сначала вправо,
затем влево):
1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и левая нога и т.д. (приставной шаг), при этом дети пово­
рачивают глаза в сторону «шагающей» руки, а язык в противополож­
ную сторону (шаг делает правая рука — глаза — вправо, а язык пово­
рачивается влево; шаг делает левая рука — глаза — влево, а язык по­
ворачивается вправо);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом дети поворачивают глаза в сторону
«шагающей» руки, а язык в противоположную сторону (шаг делает
правая рука — глаза — вправо, а язык поворачивается влево; шаг де­
лает левая рука — глаза — влево, а язык поворачивается вправо).
6. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком:
1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и левая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются; глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки, а
язык в противоположную (шаг делает правая рука — глаза — вправо,
а язык поворачивается влево; шаг делает левая рука — глаза — влево,
а язык поворачивается вправо);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются; глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки, а
язык в противоположную (шаг делает правая рука — глаза — вправо,
а язык поворачивается влево; шаг делает левая рука — глаза — влево,
а язык поворачивается вправо).
7. «Обобщающие понятия». Вспомните с детьми, какие они зна­
ют фрукты (овощи, ягоды, домашних животных, диких животных,
птиц, насекомых, одежду, обувь, инструменты, музыкальные инст­
рументы, мебель, транспорт и т.д.).
8. «Право—лево». Дети и взрослый встают друг напротив друга.
Взрослый объясняет детям: «То, что я буду делать правой рукой, вы
делаете своей правой рукой (все поднимают правые руки), а то, что я
буду делать левой рукой, вы делаете своей левой рукой (все поднима­
ют левые руки)». Таким образом, если взрослый вытягивает вправо
свою правую руку, то дети тоже вытягивают свои правые руки вправо
относительно себя. Примеры движений: правой рукой взяться за пра­
вое ухо, левую руку положить на левое плечо, правую ногу вытянуть
вперед и т.д.


316 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 20
1. Разминка. Выполните с детьми прыжки на месте с поворотом
на 180 градусов по сигналу: хлопок — прыжок. Прыжки выполняются
сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
2. Дыхательные упражнения. И.п. — ноги на ширине плеч, руки
опущены ладонями вперед. На медленный вдох (притягивающее дви­
жение) руки плавно разводятся в стороны и вверх, на выдох (оттал­
кивающее движение) — вытягиваются и опускаются вдоль тела ладо­
нями вниз. Вернуться в и.п.
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит, ноги
вместе, руки опущены вдоль тела, голова не двигается.
Выполняются так же, как на занятии 17 (ребенок следит за пред­метом, не поворачивая головы, язык поворачивается в ту же сторо­ну, что и глаза). Ребенок водит предметом самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ве­дет предмет влево), а потом двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
4. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, обе руки,
согнутые в локтях, лежат на полу, лоб — на ладонях. По команде пси­
холога дети поднимают обе ноги, ноги при этом не сгибаются.
5. «Необычные шаги». Дети делают шаги, стоя на коленях:

1) шаг правой ногой, при этом правая рука кладется на правый
бок, следующий шаг левой ногой — правая рука опускается, левая
кладется на левый бок и т.д.;
2) шаг правой ногой, правая рука кладется на левое плечо, сле­
дующий шаг левой ногой — правая рука опускается, левая рука кла­
дется на правое плечо;
3) шаг правой ногой, при этом правая рука кладется на левое
плечо, левая рука на левый бок, следующий шаг левой ногой — ле­
вая рука кладется на правое плечо, правая рука на правый бок.
6. Повторить упражнение 5, двигаясь спиной вперед.
7. «Память». Для развития слухо-речевой памяти поиграйте с
детьми в игру «Магазин». Взрослый посылает ребенка в «магазин» и
просит запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают игру
с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5—7. В
этой игре полезно меняться ролями: взрослый отправляется в мага­
зин, а ребенок перечисляет ему, что надо купить.


Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет


8. «Право—лево». Расчертите лист бумаги на четыре части и попросите детей показать две верхних части листа, две нижних, две правых и две левых. А теперь объясните детям, что каждая часть листа является правой верхней или правый нижней или левой вер­хней или левой нижней частью. Попросите детей нарисовать круг в правой верхней части листа, треугольник в левой нижней частилиста и т.д.
Занятие 21
1. Разминка. «Передай мяч назад». Дети стоят в колонне. Первый
передает мяч назад и сразу же бежит в конец колонны; второй оказы­
вается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде
психолога мяч передается сверху, снизу, справа, слева.
2. Дыхательные упражнения. И.п. — стоя. Развести прямые руки
в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка
прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох
носом. Затем медленно выдохнуть через рот. На выдохе сдавливать
грудную клетку ладонями, одновременно опустив голову вниз
слегка наклонив туловище вперед. Во время выдоха произносить
«с-с-с».
3. Глазодвигательные уражнения. И.п. — ребенок стоит, ноги
вместе, руки опущены вдоль тела, голова не двигается.
Выполняются так же, как на занятии 18 (ребенок следит за пред­метом, не поворачивая головы, язык поворачивается в противопо­ложную от глаз сторону). Ребенок водит предметом самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.
Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
4. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, обе руки,
согнутые в локтях, лежат на полу, лоб — на ладонях. По команде пси­
холога дети поднимают одновременно голову с локтями и ноги, гла­
за смотрят вверх, ноги не сгибаются.
5. Дети стоят лицом к стене, носки ног упираются в стенку, ла­
дони лежат на стене. Они одновременно переставляют:

1) правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу
(ноги передвигаются вдоль стены, руки передвигаются по стене);
2) правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу;


318 Часть III. Дидактические материалы
3) правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу,
при этом руки через шаг перекрещиваются;
4) правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу,
при этом руки через шаг перекрещиваются.
6. «Память». Взрослый зачитывает детям 4—6 слов, не связан­
ных между собой по смыслу, например: корова, стол, письмо, цве­
ток, каша. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов.
Кто-нибудь из детей должен назвать пропущенное слово.
Задание можно усложнять, увеличивая количество слов или про­пуская два-три слова.
7. «Что лишнее?» Предложите ребенку выделить слово или при­
знак, который в ряду других является лишним, а всем остальным
подобрать обобщающее понятие. Примеры рядов:
тарелка, чашка, стол, чайник береза, осина, сосна, дуб
8. «Сказка». Разыграйте с детьми небольшую сказку, которуф
знают все дети, например, «Репку» или «Теремок».


Программа 2
Курс занятий с детьми 5—10 лет
В этой программе представлены варианты коррекционных циклов для детей разных возрастов и разнообразный репертуар психолого-педагогического сопровождения психического развития детей.
Программа состоит из двух основных частей и осуществляется двумя группами специалистов. Первая часть преимущественно ориен­тирована на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга и соответственно инициацию базовых составляющих подкорко-во-корковой и межполушарной организации процессов развития. Эта часть программы представлена в 1—9 разделах. Вторая часть направле­на на коррекцию когнитивных процессов и произвольной саморегу­ляции, актуализируемых благодаря активизации 2-го и 3-го ФБМ (10—17 разделы).
Возможно как параллельное, так и последовательное (два цикла длительностью 2,5—3 месяца каждый) проведение данной програм­мы в течение учебного года.
Внутри тематических разделов упражнения структурированы по возрастам детей (от 5 до 10 лет) и распределены по занятиям. Таким образом, из приведенных ниже упражнений можно составить про­грамму в зависимости от конкретных целей работы и специфики про­блем детей, с которыми проводятся занятия.
Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе.
Раздел 1. ВНИМАНИЕ
_____________________________________________ 5—6 лет
Занятия 1-2*
«Остановись». Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекращается, они застывают на месте (не шевелятся).
* Как правило, упражнения отрабатываются в течение нескольких заня­тий в неизменном либо модифицированном виде.


320 Часть III. Дидактические материалы
Занятия 3—4
«Стоп-игра-1». Дети находятся на своих местах в зале. По коман­де взрослого (например, один хлопок) они начинают свободно бе­гать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале.
Занятия 5—6
«Стоп-игра-2». Вторая команда взрослого отличается от первой (например, первая — один хлопок, а вторая — два хлопка).
Занятие 7—8
«Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
Занятия 9—10
«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). На­звание одного овоща (например, «огурец») является запретным сло­вом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.
Занятие 11
«Запутанные руки-1». Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками рядом сидящих. По кругу передается мячик из руки в руку. Задача — как можно быстрее передавать мяч. Количество мячей мо­жет постепенно увеличиваться (2, 3 и т.д.).
Занятие 12
«Запутанные руки-2». Вместо передачи мяча дети хлопают ру­ками по коленкам сидящих рядом. Первая рука стучит один раз, вто­рая — два раза, следующая за ней — снова один раз и т.д.
Занятия 13, 14, 15
«Летели две птички*. Психолог поет песенку: «Летели две птич­ки, птички невелички, пролетали мимо, почесали спины. Летели, летели, на (головку) сели». Птички садятся на разные части тела. При этом психолог называет части тела правильно и одновременно пока­зывает их неправильно, например, говорит: «На головку сели», а по­казывает плечо. Дети должны выполнить задание правильно (так, как говорит психолог).


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 321
Занятие 16
«Найди и обведи фигуру*. Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача как можно быстрее найти среди них все тре­угольники и обвести их в круг.
Занятие 17
«Найди и зачеркни фигуру». Ребенку предлагается бланк с набо­ром различных фигур. Задача найти все круги и зачеркнуть их как можно быстрее.
Занятие 18
«Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты за­черкнуть, а все круги подчеркнуть.
Занятие 19
«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все бук­вы «А» в бланке и обвести их.
Занятие 20
«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все бук­вы «С» в бланке и зачеркнуть их.
_____________________________________________ 7—8 лет
Занятие 1
«Остановись». Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся).
«Фокус». По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5—30 секунд психолог подает команды: «Правая кисть», «Мочка левого уха» и т.д. Задача ребенка — сосредоточиться на этой части тела, почувствовать ее.
Занятие 2
«Фокус» (см. занятие 1).
«Стоп-игра-1». Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают


322 Часть III. Дидактические материалы
свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале.
Занятие 3
«Фокус» (см. занятие 1).
«Стоп-игра-2». Вторая команда отличается от первой (например, первая — один хлопок, а вторая — два хлопка).
Занятие 4
«Фокус» (см. занятие 1).
«Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
Занятие 5
«Фокус» (см. занятие 1).
«Запретное движение» (см. занятие 4).
Занятия 6—7
«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). На­звание одного овоща (например, «огурец») является запретным сло­вом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.
Занятие 8
«Запутанные руки-1». Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками рядом сидящих. По кругу передается мячик из руки в руку. Задача — как можно быстрей передавать мяч. Количество мячей мож­но постепенно увеличивать.
Занятия 9—10
«Запутанные руки-2». Вместо передачи мяча дети по очереди хло­пают руками по коленкам сидящих рядом. Первая рука стучит один раз, вторая — два раза, следующая за ней — снова один раз и т.д.
Занятие 11
«Летели две птички». Психолог поет песенку: «Летели две птич­ки, птички невелички, пролетали мимо, почесали спины. Летели, летели, на (головку) сели». Птички садятся на разные части тела. При этом психолог называет части тела правильно и одновременно пока-


 

 

Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет 323
зывает их неправильно, например, говорит: «На головку сели», а по­казывает плечо. Дети должны выполнить задание правильно (так, как говорит психолог).
Занятие 12
«Повтори за мной». Ребенок задает ритм или любую пантомими­ческую модель (позу, движения). Задача остальных — повторить. Тот, кто сможет повторить первым, становится ведущим и т.д. Если никто не может повторить модель, задающего просят самого повторить. Если у него не получается, он выбывает из игры.
Занятие 13
«Найди и обведи фигуру». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача — найти среди них все треугольники и обве­сти их в круг как можно быстрее.
Занятие 14
«Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты за­черкнуть, а все круги подчеркнуть.
Занятие 15
«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «А» в бланке и обвести их как можно быстрее.
Занятие 16
«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их как можно быстрее.
Занятие 17
«Охота на буквы-1». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести в бланке все буквы «П», зачеркнуть все буквы «Д», подчеркнуть все буквы «О».
Занятие 18
«Охота на буквы-2». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести в бланке все буквы «Б», зачеркнуть все буквы «Т», подчеркнуть все буквы «И».
и*


324 Часть III. Дидактические материалы
Занятия 19—20 «Таблицы Шульте»
___________________________________________ 9—10 лет
Занятие 1
«Остановись». Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекращается, дети застывают на месте (не шеве­лятся).
«Фокус». По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5—30 секунд психолог подает команды: «Правая кисть», «Мочка левого уха» и т.д. Задача ребенка — сосредоточиться на этой части тела, почувствовать ее.
Занятие 2
«Фокус» (см. занятие 1). f
«Стоп-игра-1». Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале.
Занятие 3
«Фокус» (см. занятие 1).
«Стоп-игра-2». Вторая команда отличается от первой (например, первая — один хлопок, а вторая — два хлопка).
Занятие 4
«Фокус» (см. занятие 1).
«Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
Занятие 5
«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). На­звание одного овоща (например, «огурец») является запретным сло­вом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 325
Занятия 6—7
«Птица, рыба, зверь...». Дети стоят в кругу. Первый ребенок на­зывает птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изоб­ражает птицу и т.д. Сделавший ошибку выбывает из игры.
Занятие 8
«Запутанные руки-1». Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками рядом сидящих. По кругу передается мячик из руки в руку. Задача — как можно быстрее передавать мяч. Количество мячей мо­жет увеличиваться (2,3 и т.д.). По хлопку направление меняется.
Занятие 9
«Запутанные руки-2». Вместо передачи мяча дети по очереди хло­пают руками по коленкам сидящих рядом. Первая рука стучит один раз, вторая — два раза, следующая за ней — снова один раз и т.д.
Занятие 10
«Правильно—неправильно-!». Психолог говорит: «Сейчас я буду называть части тела правильно, а показывать неправильно, вы долж­ны делать правильно, то есть так, как я говорю». Затем психолог, на­пример, кладет руки на плечи, а говорит — «колени». Дети должны положить руки на колени.
Занятие 11
«Правильно—неправильно-2». Упражнение проводится так же, какпредыдущее, однако теперь дети должны делать так, как психолог показывает, а не говорит (психолог делает правильно, а говорит не­правильно).
Занятие 12
«Повтори за мной». Ребенок задает ритм или пантомимическую модель (позу, движения). Задача остальных повторить — кто сможет повторить первым, становится ведущим и т.д. Если никто не может повторить модель, просят повторить задающего. Если у него не полу­чается, он выбывает из игры.


326 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 13
«Найди и обведи фигуру». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача — найти среди них все треугольники и обве­сти их в круг как можно быстрее.
«Условный сигнал». Психолог договаривается с детьми, что по одному хлопку они будут прислушиваться к себе, по двум хлопкам — бегать по залу, на три хлопка — слушать звуки за окном, а на четыре хлопка — называть четыре глагола.
Занятие 14
«Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты за­черкнуть, а все круги подчеркнуть.
«Условный сигнал» (см. занятие 13).
Занятие 15
«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «А» в бланке и обвести их как можно быстрее.
«Условный сигнал» (см. занятие 13).
Занятие 16
«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их как можно быстрее.
«Условный сигнал» (см. занятие 13).
Занятие 17
«Охота на буквы-1». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести все буквы «П», зачеркнуть все буквы «Д», подчеркнуть все буквы «О» в бланке.
Занятие 18
«Охота на буквы-2». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести в бланке все буквы «Б», зачеркнуть все буквы «Т», подчеркнуть все буквы «И».
Занятия 19—20 «Таблицы Шульте»


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 327
Раздел 2. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
___________________________________________ 5—10 лет
Занятие 1
«Бездушный шарик». Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него нахо­дится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Взрослый кладет свою руку на живот ребенка и помогает при обучении дыханию. Дети дышат по команде «вдох — выдох» (5 раз).
Занятие 2
Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубо­кий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом с задерж­кой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два)». Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5—8 раз.
Занятие 3
Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глу­боких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывание сче­та: «Вдох (4 хлопка), держим (2 хлопка), выдох (4 хлопка), держим (2 хлопка)». Упражнение выполняется 5—8 раз.
Можно предложить ребенку самостоятельно отстукивать ритм ла­донями об пол. В таком случае необходимо следить за тем, чтобы он не ускорял и не замедлял темп. Также обращайте внимание на то, чтобы тело ребенка было расслабленным.
Занятие 4
Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глу­боких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Произносите вслух только слова «Вдох», «Держим», «Выдох», «Дер­жим», а счет прохлопывайте: «Вдох (3 хлопка), держим (3 хлопка),


328 Часть III. Дидактические материалы
выдох (3 хлопка), держим (3 хлопка)». Единица счета равна одной се­кунде. Упражнение выполняется 5—8 раз.
Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслабленно!
Занятие 5
Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глу­боких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывайия. Вместо слов «Вдох», «Держим», «Выдох», вы хлопаете два раза, а счет прохлопываете как раньше: двойной хлопок — 3 хлопка — двой­ной хлопок — 3 хлопка — двойной хлопок — 3 хлопка. Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5—8 раз.
Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслабленно!
Занятие 6
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких вы­дохов ртом под прохлопывания: «Поднимаем (3 хлопка), держим (3 хлопка), опускаем (3 хлопка), держим (3 хлопка)». Во время вдоха ре­бенок поднимает правую руку и правую ногу и удерживает их в возду­хе на время задержки дыхания. Во время выдоха опускает их. На сле­дующем вдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу и также удерживает их на время задержки дыхания. На выдохе опускает руку иногу. Упражнение выполняется 5—8 раз.
Команды сначала необходимо проговаривать вслух. Можно даже подсказывать ребенку, какую руку и ногу надо поднимать. Также нуж­но следить за тем, чтобы руки и ноги, которые не работают в данный момент, лежали спокойно и расслабленно.
Занятие 7
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких вы­дохов ртом под прохлопывания: двойной хлопок — 4 хлопка — двой­ной хлопок — 4 хлопка — двойной хлопок — 4 хлопка — двойной хлопок — 4 хлопка. Единица счета — одна секунда. Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу. На время задержки удерживает их в воздухе. Во время выдоха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу и удерживает ихв воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает их. Упраж­нение выполняется 5—8 раз.
Внимательно следите за следующими моментами:
—вдох производится носом, а выдох — ртом,
—живот на вдохе надувается, а на выдохе опускается,


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 329
— ребенок точно следует ритму, разделяя одинарные хлопки,
обозначающие счет, и двойные, обозначающие переход к дру­
гому режиму (вдох, удержание, выдох, удержание),
— ребенок точно соблюдает последовательность смены правых
, руки, ноги и левых руки, ноги,
— «нерабочие» руки и ноги остаются расслабленными.
Занятие 8
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких вы­дохов ртом под прохлопывания: «Руку поднимаем (5 хлопков), дер­жим (4 хлопка), руку опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу опускаем (5 хлоп­ков), держим (4 хлопка)». Единица счета — одна секунда.
Во время вдоха ребенок поднимает правую руку, на время задер­жки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает пра­вую руку и во время задержки дыхания лежит спокойно. На следую­щем вдохе ребенок поднимает правую ногу и удерживает ее в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает правую ногу. То же с левой рукой и ногой (всего 4 вдоха-выдоха). Упражнение выполняет­ся 2—3 раза.
Занятие 9
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких вы­дохов ртом под прохлопывания: двойной хлопок — 6 хлопков — двой­ной хлопок — 5 хлопков — двойной хлопок — 6 хлопков — двойной хлопок — 5 хлопков. Единица счета — одна секунда.
Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и левую ногу. Удерживает их в воздухе на время задержки дыхания. Во время вы­доха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и правую ногу. На выдохе опускает их. Упражнение выполняет­ся 5—8 раз.
Занятие 10
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Руку поднимаем (7 хлопков), держим (5 хлопков), руку опускаем на бедро (7 хлопков), держим (5 хлопков), ногу поднимаем (7 хлопков), держим (5 хлопков), ногу опускаем на другую ногу (7 хлопков), держим (5 хлопков), руку под­нимаем (7 хлопков), держим (5 хлопков), опускаем на пол (7 хлоп­ков), держим (5 хлопков), поднимаем ногу (7 хлопков), держим (5 хлопков), опускаем на пол (7 хлопков), держим (5 хлопков)».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: