Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 8 глава





302 Часть III. Дидактические материалу
1) делают вдох через нос;
2) делая выдох через широко открытый рот, поднимают правую
руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок; i
3) затем, делая вдох через нос, опускают правую руку и ногу, j
Далее повторять пункты 2 и 3. j
То же самое упражнение проделать с левой рукой и ногой.
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая, голова не двигается. Во время выполнения всего упражнения рот
ребенка открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней губе (см.
занятие 2).
Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задержи­вать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребе­нок должен удерживать взгляд в этих точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
4. «Растяжки».
Лечь на спину, руки и ноги вытянуты и не скрещиваются. На счет «раз» дети сгибают правую ногу в колене, на счет «два» — кладут ногу на пол коленом наружу, на счет «три» возвращают ногу в исходное положение. Затем упражнение выполняется левой ногой, потом сразу двумя ногами.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг
другу. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки, а язык в
противоположную сторону (шаг делает правая рука — глаза повора­
чиваются вправо, а язык влево; шаг делает левая рука — глаза пово­
рачиваются влево, а язык вправо). Это же упражнение дети выполня­
ют, двигаясь назад.
6. «Сутки». Обсудите с детьми, какие существуют части суток
(утро, день, вечер, ночь), как они называются, что происходит и что
мы делаем в то или иное время суток.
7. «Память». Предложите детям запомнить слова, предъявляя их в
паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка—моло­
ко», «мальчик—машина», «стол—пирог» и т.д. Первый ребенок запо­
минает слово «молоко», второй — «машина», третий — «пирог» и т.д.
Затем вы называете первое слово из любой пары, например, «маль-


Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет___________ 303
чик», ребенок, который запоминал второе слово из этой пары («ма­шина»), должен назвать его.
8. «Игры с мячом». Научите детей бросать мяч об стену, стоя спи­ной к стене и, после того как он ударится об пол, перепрыгивать че­рез него.
Занятие 11
1. Разминка. Дети бегают по кругу. По сигналу психолога — один
хлопок — дети останавливаются и хлопают два раза, затем бегут даль­
ше; на два хлопка дети останавливаются, хлопают один раз и бегут в
противоположном направлении.
2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не перекрещиваясь. По команде психолога дети:

1) делают вдох через нос;
2) делая выдох через широко открытый рот, поднимают правую
руку и левую ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок;
3) затем, делая вдох через нос, дети опускают правую руку и ле­
вую ногу.
Далее повторять пункты 2 и 3.
То же упражнение проделать левой рукой и правой ногой.
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая, голова не двигается. Во время выполнения всего упражнения рот
ребенка открыт, язык высунут и двигается в ту же сторону, что и гла­
за (см. занятие 3).
Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задержи­вать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребе­нок должен удерживать взгляд в этих точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и наконец, около переносицы.
4. «Растяжки».
1) Лечь на спину, руки и ноги вытянуты и не скрещиваются. На счет «раз» дети сгибают правую ногу в колене, на счет «два» — кладут ногу на пол коленом внутрь, на счет «три» возвращают ногу в исход­ное положение. Затем это же упражнение выполняется левой ногой.


304 Часть HI. Дидактические материал^
2) Упражнение выполняется одновременно двумя ногами.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят
перекрещивая. Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону «ша­
гающей» руки (рука делает шаг вправо — язык поворачивается впра­
во, рука делает шаг влево — язык поворачивается влево). Это же уп­
ражнение дети выполняют, двигаясь назад.
6. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят
перекрещивая. Рот открыт, язык высунут и двигается в противопо­
ложную от «шагающей» руки сторону (рука делает шаг вправо — язык
поворачивается влево, рука делает шаг влево — язык поворачивается
вправо. Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.
7. «Изучаем предлоги». Попросите детей показать следующие дей­
ствия: «рука над головой», «рука под носом», «рука за спиной», «рука
за ухом», «рука на груди» и т.д.
8. «Веселая цепочка». Психолог называет любое слово (например,
«стол») и просит ребенка из группы придумать следующее, которое
начинается на последнюю букву слова (стол—лодка); следующий ре­
бенок называет слово на последнюю букву слова «лодка» (стол—лод­
ка—арбуз).
Занятие 12
1. Разминка. Предложите детям представить, что их руки — это
лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и рас­
прямляясь, вращаться в разные стороны. Вращаем прямую правую
(левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе
руки в одном направлении, затем в противоположных (правая впе­
ред, левая назад).
2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваются. Дети выполняют четырехфазное ды­
хание: вдох — задержка дыхания — выдох — задержка дыхания. Все
четыре интервала равны по времени. Упражнение выполняется на счет
три, взрослый отсчитывает продолжительность каждой фазы. Психо­
лог командует детям «Вдох!» и считает: «Раз, два, три»; затем он ко­
мандует «Не дышим!» и считает: «Раз, два, три» и т.д.
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая, голова не двигается. Во время выполнения всего упражнения рот
ребенка открыт, язык высунут и двигается в противоположную сто­
рону от глаз (см. занятие 4).


 

Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет 305
Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задержи­вать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребе­нок должен удерживать взгляд в этих точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
4. «Растяжки». Лечь на спину, одна нога согнута в колене, дру­
гая вытянута, нога, согнутая в колене, упирается в пол пяткой, дру­
гая нога вытягивается, и наоборот. При выполнении этого упражне­
ния не следует сильно выгибать спину.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят
перекрещивая. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки
(рука делает шаг вправо — глаза поворачиваются вправо, рука делает
шаг влево — глаза поворачиваются влево). Это же упражнение дети
выполняют, двигаясь назад.
6. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят
перекрещивая. Глаза поворачиваются в противоположную от «шагаю­
щей» руки сторону (рука делает шаг вправо — глаза поворачиваются
влево, рука делает шаг влево — глаза поворачиваются вправо.) Это
же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.
7. «Изучаем предлоги». Возьмите стул и попросите детей показать
вам следующие действия: «ребенок на стуле», «ребенок перед стулом»,
«за стулом», «под стулом», «ребенок стоит около стула», «ребенок хо­
дит вокруг стула», «ребенок отходит от стула», «ребенок подходит к
стулу», «ребенок выходит из комнаты», «ребенок входит в комнату».
8. «Дни недели». Обсудите с детьми, какие существуют дни неде­
ли, как они называются, сколько их, выучите с детьми дни недели
по порядку (если задание дается ребенку с трудом, не спешите, воз­
можно, на это уйдет несколько месяцев). Чтобы детям было легче за­
помнить дни недели, прочтите ребенку или выучите с ним стихотво­
рение «Муха-чистюха».
МУХА-ЧИСТЮХА
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — в вишневой наливке.


306 Часть III. Дидактические материал]*
Во (вторник) — в томатной подливке.
В (среду) — в лимонном желе. ^
В (четверг) — в киселе и смоле.,,|
В (пятницу) — в простокваше, й
В компоте и манной каше.
В (субботу), помывшись в чернилах,
Сказала: «Я больше не в силах!
Ужасно-жужжасно устала, s
Но, кажется, чище не стала!»
Я. Бжехва ^
Занятие 13 п
JT
1. Разминка. Предложите детям представить, что их руки — это
лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и рас­
прямляясь, вращаться в разные стороны. Вытягиваем прямые руки в
стороны, сгибаем их в локтях и свободно раскачиваем предплечья,
затем вращаем их по кругу одной рукой, другой рукой, обеими рука­
ми в одном направлении и в противоположных.
2. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет четыре.
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая, голова не двигается. Упражнение выполняется так же, как на
занятии 9, при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно,
держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой
рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет
вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не
сгибаются в локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
4. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, правая рука
согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону правого
локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде психолога дети под­
нимают локоть, а кисть остается лежать на полу.
Затем упражнение выполняется наоборот — левая рука согнута, правая рука лежит вдоль тела.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят
перекрещивая. Глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей»
руки (рука делает шаг вправо — глаза и язык поворачиваются вправо,
рука делает шаг влево — глаза и язык поворачиваются влево). Это же
упражнение дети выполняют, двигаясь назад.


Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет___________ "07
6. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят
перекрещивая. Глаза и язык поворачиваются в противоположную от
шагающей руки сторону (рука делает шаг вправо — глаза и язык по­
ворачиваются влево, рука делает шаг влево — глаза и язык поворачи­
ваются вправо). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.
7. «Изучаем предлоги». Возьмите две игрушки, например, машин­
ку и какую-нибудь коробочку. Попросите детей показать вам следую­
щие действия: «машина стоит перед коробкой», «машина стоит за ко­
робкой», «машина стоит на коробке», «машина стоит под коробкой»,
«машина едет к коробке», «машина отъезжает от коробки», «машина
выезжает из коробки», «машина въезжает в коробку», «машина едет
вокруг коробки».
8. «Отгадай». Поиграйте с детьми в следующую игру: взрослый за­
гадывает какой-нибудь предмет и описывает его так, чтобы дети узнали
его (например, круглый, зеленый, внутри красный, сладкий — арбуз).
Если дети испытывают затруднения, начните с описания предметов,
игрушек, которые находятся в комнате, во время игры предупредите
детей, что предмет находится в комнате.
Когда дети хорошо освоят эту игру, поменяйтесь с ними ролями: дети загадывают и описывают предмет, а вы угадываете.
Занятие 14
1. Разминка. Предложите детям представить, что их руки — это
лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и рас­
прямляясь, вращаться в разные стороны. Вытягиваем прямые руки в
стороны и вращаем их в лучезапястном суставе, сначала одну руку,
затем другую руку, затем обе руки в одном направлении и в противо­
положных. Во время выполнения упражнения плечи и предплечья не­
подвижны.
2. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет пять.
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая, голова не двигается. Упражнение выполняется так же, как на за­
нятии 11, — язык поворачивается в ту же сторону, что и глаза, при
этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала
правой рукой (ведет предмет вправо), потом левой рукой (ведет пред­
мет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу),
руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.
Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.


308 Часть III. Дидактические материалы
4. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, правая рука
согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону правого
локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде психолога дети под­
нимают голову так, чтобы увидеть свои пятки, рука остается лежать
на полу.
Затем упражнение выполняется наоборот — левая рука согнута, правая рука лежит вдоль тела.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят
перекрещивая. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки, а
язык в противоположную сторону (рука делает шаг вправо — глаза
поворачиваются вправо, а язык влево; рука делает шаг влево — глаза
поворачиваются влево, а язык вправо). Это же упражнение дети вы­
полняют, двигаясь назад.
6. «Назови 5 предметов». Предложите детям назвать пять предме­
тов: больших (маленьких), красных (зеленых, синих и т.д.), квадрат­
ных (круглых, овальных и т.д.), сладких (горьких, соленых, кислых),
пушистых (гладких, холодных) и т.д.
7. «Память». Психолог показывает несколько движений, дети
должны повторить эти движения как можно точнее, в той же после­
довательности.
8. «Части тела». Дотроньтесь до какой-либо части тела ребенка и
предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на
вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела.
Занятие 15
1. Разминка. Сесть на пол, ноги согнуть. Поднять правую ногу и
вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево.
Опустить на пол. Аналогично — левой ногой, двумя ногами.
2. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет «шесть».
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая, голова не двигается. Упражнение выполняется так же, как на
занятии 12, — язык поворачивается в противоположную сторону от
глаз, при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа
его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой
(ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх,


Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет 309
вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгиба­ются в локтях.
Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
4. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, правая рука
согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону правого
локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде психолога дети под­
нимают голову вместе с локтем так, чтобы они смогли увидеть свои
пятки, левая рука остается лежать на полу.
Затем упражнение выполняется наоборот — левая рука согнута, правая рука лежит вдоль тела.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком (сначала вправо,
затем влево):
1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и левая нога и т.д. (приставной шаг);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога и т.д.
6. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком:
1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и левая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются;
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются.
7. «Право—лево». Попросите детей показать на себе (на теле ре­
бенка) правую руку, левую руку, левую ногу, правый глаз, левое
ухо, правый локоть, левое колено и т.д.
Если дети успешно справились с этим заданием, попросите их проделать все то же самое, но с закрытыми глазами.
8. «Память». Игра «Шпион». Возьмите 4—5 разных игрушек и по­
ставьте на стол, в это время ребенок стоит, повернувшись спиной к
столу. Затем, по вашей команде, ребенок поворачивается к игрушкам
лицом, смотрит на них несколько секунд и снова отворачивается.
После этого ребенок должен перечислить игрушки, желательно в том
порядке, в каком они стоят.
После этого взрослый меняет две игрушки местами либо добав­ляет одну игрушку или убирает одну, ребенок, повернувшись к иг­рушкам лицом, должен сказать, что изменилось.
Игру можно усложнять, постепенно увеличивая количество иг­рушек.


310 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 16
1. Разминка. Встать на одну ногу, вращать другой ногой от бедра
сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки; сменить
ногу.
2. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет «семь».
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит, ноги вме­
сте, руки опущены вдоль тела, голова не двигается.
Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к перено­сице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секун­ды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
4. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, правая рука
согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону правого
локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде психолога поднима­
ется левая нога, нога в колене не сгибается.
Затем упражнение выполняется левой рукой, согнутой в локте и правой ногой.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком (сначала вправо,
затем влево):
1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и левая нога и т.д. (приставной шаг), при этом дети повора­
чивают язык в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука —
язык вправо, шаг делает левая рука — язык влево);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом дети поворачивают язык в сторону
«шагающей» руки (шаг делает правая рука — язык вправо, шаг делает
левая рука — язык влево).
6. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком:
1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога, при этом во время второго шага руки пере­крещиваются; язык поворачивается в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — язык вправо, шаг делает левая рука — язык влево);


Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет


2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пе­рекрещиваются, язык поворачивается в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — язык вправо, шаг делает левая рука — язык влево).
7. Ползание. Проделать упражнения 5 и 6 этого занятия, только
язык поворачивается в противоположную от «шагающей» руки сто­
рону (шаг делает правая рука — язык поворачивается влево, шаг де­
лает левая рука — язык поворачивается вправо).
8. «Право—лево». Дети изображают робота, точно и правильно
выполняющего команды взрослого: «один шаг вправо», «два шага
назад», «два шага влево», «три шага вперед» и т.д.
Занятие 17
1. Разминка. Встать на одну ногу, бедро другой поднято парал­
лельно полу, колено согнуто; жестко фиксируя это положение, опи­
сывать голенью горизонтальные круги сначала по часовой стрелке,
потом против часовой стрелки. Сменить ногу.
2. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только ребенок действует самостоятельно, без
команд взрослого.
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит, ноги вме­
сте, руки опущены вдоль тела, голова не двигается.
Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к перено­сице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секун­ды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Во время этого упражнения язык поворачивается в ту же сторо­ну, что и глаза (см. занятие 3).
4. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, правая рука
согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону правого
локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде психолога дети под­
нимают голову вместе с локтем и левую ногу.


312 Часть III. Дидактические материалы
Затем упражнение выполняется левой рукой, согнутой в локте и правой ногой.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком (сначала вправо,
затем влево):
1) шаг делают одновременно правая рука и нога, затем левая
рука и нога и т.д. (приставной шаг), при этом дети поворачивают гла­
за в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза впра­
во, шаг делает левая рука — глаза влево);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом дети поворачивают глаза в сторону
«шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза вправо, шаг дела­
ет левая рука — глаза влево).
6. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком:
1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и левая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются; глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки
(шаг делает правая рука — глаза вправо, шаг делает левая рука — гла­
за влево);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются, глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки
(шаг делает правая рука — глаза вправо, шаг делает левая рука — гла­
за влево).

7. Ползание. Проделать упражнения 5 и 6 этого занятия, только
глаза поворачиваются в противоположную от «шагающей» руки сто­
рону (шаг делает правая рука — глаза поворачиваются влево, шаг де­
лает левая рука — глаза поворачиваются вправо).
8. «Право—лево». Поиграйте с детьми в следующую игру: ребенок
стоит в комнате, например, лицом к окну, и рассказывает, какие
предметы находятся справа от него, слева, за ним, перед ним. Затем
ребенок поворачивается лицом к двери и рассказывает, какие пред­
меты теперь находятся справа, слева от него, за ним, перед ним.
Занятие 18
1. Разминка. Встать на одну ногу, бедро другой поднято парал­лельно полу, колено согнуто; жестко фиксируя это положение, опи­сывать стопой горизонтальные круги, сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Сменить ногу.


Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет


2. Дыхательные упражнения. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги,
спина прямая. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уров­
не плеч, ладони смотрят вниз. По команде психолога во время вдоха
дети поднимают левую кисть вверх, одновременно опуская правую
кисть вниз. С выдохом левая кисть идет вниз, правая — вверх.
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит, ноги
вместе, руки опущены вдоль тела, голова не двигается.
Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задержи­вать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребе­нок должен удерживать взгляд в этих точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Во время этого упражнения язык поворачивается в противопо­ложную сторону от глаз (см. занятие 4).
4. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, обе руки,
согнутые в локтях, лежат на полу, лоб — на ладонях. По команде пси­
холога дети поднимают одновременно оба локтя, затем опускают.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком (сначала вправо,
затем влево):

1) шаг делают одновременно правая рука и нога, затем левая
рука и нога и т.д. (приставной шаг), при этом дети поворачивают гла­
за и язык в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — гла­
за и язык вправо, шаг делает левая рука — глаза и язык влево);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом дети поворачивают глаза и язык в
сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза и язык
вправо, шаг делает левая рука — глаза и язык влево).
6. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком:
1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и левая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются; глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей»
руки (шаг делает правая рука — глаза и язык вправо, шаг делает ле­
вая рука — глаза и язык влево);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пере-


314 Часть III. Дидактические материалы
крещиваются, глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза и язык вправо, шаг делает ле­вая рука — глаза и язык влево).
7. Ползание. Проделать упражнения 5 и 6 этого занятия, только
глаза и язык поворачиваются в противоположную от «шагающей»
руки сторону (шаг делает правая рука — глаза и язык поворачиваются
влево, шаг делает левая рука — глаза и язык поворачиваются вправо).
8. «Право—лево». Объясните детям, что у человека, стоящего
напротив, «все наоборот»: «право — где у меня лево, а лево — где
право». Сделать это можно так: встаньте с детьми друг за другом и вы­
тянете правые руки в сторону, затем дети остаются на месте, а взрос­
лый, не опуская руку, поворачивается к детям лицом, таким обра­
зом, дети убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.
Для того чтобы закрепить этот навык, поиграйте с детьми в игру «Моя рука, твоя рука». Дети и взрослый садятся друг напротив друга, и дети по указанию взрослого определяют сначала у себя, а затем у взрослого левую руку, правое колено, левый локоть, правый глаз и т.д.
Занятие 19
1. Разминка. Выполните с детьми прыжки на месте с поворотом
на 90° по сигналу: хлопок — прыжок. Прыжки выполняются сначала
по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
2. Дыхательные упражнения. И.п. — встать, ноги вместе, руки
опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притяги­
ваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе — опус­
каются вдоль тела ладонями вниз.
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит, ноги
вместе, руки опущены вдоль тела, голова не двигается.
Упражнение выполняется так же, как на занятии 16, при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала пра­вой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
4. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, обе руки,
согнутые в локтях, лежат на полу, лоб — на ладонях. По команде пси­
холога дети поднимают голову вместе с локтями, при этом глаза
смотрят вверх.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: