Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 10 глава





330 Часть III. Дидактические материалы
Во время вдоха ребенок поднимает только правую руку и на вре­мя задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опус­кает правую руку на левое бедро, задерживает дыхание, лежа спокой­но. На следующем вдохе ребенок поднимает правую ногу и удержива­ет ее в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает на левую ногу и лежит спокойно (правая рука на левом бедре, правая нога на левой ноге). На вдохе поднимает правую руку с бедра и удер­живает ее в воздухе. На выдохе кладет правую руку ровно (параллель­но телу). Во время задержки дыхания лежит спокойно. На вдохе под­нимает правую ногу и удерживает ее на время задержки. На выдохе кладет правую ногу параллельно с левой ногой (ровно). То же с левой рукой и ногой (всего 8 вдохов-выдохов). Упражнение выполняется 2—3 раза. Единица счета равна одной секунде.
Занятие 11
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких вы­дохов ртом под прохлопывания: 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пау­за — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлоп­ков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков. Во время вдоха ребенок под­нимает только правую руку и на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку на левое бедро и лежит спокойно, задержав дыхание. На следующем вдохе ребенок под­нимает левую ногу и на время задержки дыхания удерживает ее в воз­духе. На выдохе опускает на правую ногу. Во время задержки дыхания лежит (правая рука на левом бедре, левая нога на правой ноге). На вдохе поднимает правую руку с бедра и удерживает ее в воздухе. На выдохе кладет правую руку ровно (параллельно телу). На вдохе подни­мает левую ногу и удерживает ее на время задержки дыхания. На вы­дохе кладет левую ногу параллельно правой ноге (ровно). То же с ле­вой рукой и правой ногой (всего 8 вдохов-выдохов). Упражнение вы­полняется 3—4 раза. Единица счета равна одной секунде.
Старайтесь отслеживать правильную последовательность движе­ний, глубину вдоха, удержание темпа.
Занятие 12
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких вы­дохов ртом под прохлопывания: 9 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 9 хлопков — пауза — 5 хлопков.
Во время выдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу. На время задержки удерживает их в воздухе. Во время вдоха опускает


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—Шлет 331
их. На следующем выдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу. Удерживает их в воздухе на время задержки. На вдохе опускает их. Упражнение выполняется 5—8 раз. Единица счета равна одной се­кунде.
Занятие 13
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких вы­дохов ртом под прохлопывания: 10 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 10 хлопков — пауза — 5 хлопков.
Во время выдоха ребенок поднимает правую руку и левую ногу и удерживает их в воздухе на время задержки дыхания. Во время вдоха опускает их. На следующем выдохе ребенок поднимает левую руку и правую ногу. На вдохе опускает их. Упражнение выполняется 5—8 раз. Единица счета равна одной секунде.
Занятие 14
Ребенок садится, прислонившись спиной к стене. На вдохе он поднимает правую руку вверх, удерживает позу, задерживая дыха­ние на выдохе — опускает правую руку вниз, а левую поднимает вверх, удерживает позу, задерживая дыхание, затем на вдохе — ме­няет руки местами и т.д. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, выдох — 10 хлопков, задержка дыхания — 5 хлопков.
Занятие 15
Ребенок садится на пятки, спина прямая, руки расставлены в стороны — правая рука согнута в локте, а левая рука прямая, — при этом обе руки смотрят влево. На вдохе руки описывают полукруг че­рез верх и на задержке дыхания останавливаются в позе — обе руки смотрят вправо: правая рука прямая, а левая согнута в локте. На вы­дохе: руки описывают полукруг через низ и останавливаются в перво­начальной позе и т.д. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, выдох — 10 хлопков, задержка — 5 хлопков.
Занятие 16
Ребенок садится на пятки, спина прямая, прямые руки расстав­лены в стороны. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев. Один палец смотрит вниз, а другой вверх. Со вдохом пальцы меняются ме­стами, с выдохом — опять меняются местами и т.д. На задержке — удержание позы. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, вы­дох — 10 хлопков, задержка дыхания — 5 хлопков.


332 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 17
Ребенок стоит, спина прямая, прямые руки вытянуты вперед, одна ладонь смотрит вниз, а другая вверх. На вдохе ладони перевора­чиваются одна вверх, а другая вниз; на выдохе — опять переворачи­ваются и т.д. На задержке дыхания — удержание позы. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, выдох — 10 хлопков, задержка — 5 хлопков.
S,
Занятие 18т
Ребенок стоит с опущенными руками и головой, на вдохе мед­
ленно поднимает расслабленные руки и голову вверх, постепенна
«растягивая» все тело (не отрывая пятки от пола); задерживает дыхан
ние. На выдохе — постепенно расслабляя тело, опускает руки и голо*»
ву, сгибается в пояснице; задерживает дыхание. р
Занятие 19
Ребенок стоит, спина прямая, руки прямые смотрят влево. На вдо­хе руки описывают полукруг через верх и останавливаются в позе — обе руки прямые смотрят вправо. Дыхание при этом задерживается. На выдохе руки описывают полукруг через низ и останавливаются в пер­воначальной позе и т.д. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, выдох — 10 хлопков, задержка дыхания — 5 хлопков.
Занятие 20
Ребенок стоит, спина прямая, прямые руки расставлены в сто­роны. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев. Один палец смотрит вниз, а другой вверх. На вдохе пальцы меняются местами, на выдохе — опять меняются местами и т.д. На задержке дыхания — удержание позы. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, вы­дох — 10 хлопков, задержка дыхания — 5 хлопков.


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—Шлет____________________ "33
Занятия 2—3
«Зоопарк-2». Дети изображают мишку, птенчика, уточку, двига­ясь при этом вперед и пятясь назад, а также неуклюжего пингвина (на внутренней стороне стопы), двигаясь только вперед. При этом гла­за смотрят в точку на стене перед ребенком.
Занятие 4
«Зоопарк-3». Дети изображают мишку, птенчика, уточку, пинг­вина, двигаясь при этом вперед и пятясь назад, а также аиста (высо­ко поднимают ноги), двигаясь только вперед.
Занятие 5
«Гусиный шаг». Дети передвигаются на корточках и на мысочках.
Занятие 6
«Самолет». Дети бегают по залу, наклоняя тело с разведенными руками то вправо, то влево. Надо стараться не сталкиваться друг с другом.
Занятие 7
«Аист и лягушка». Дети разбиваются на пары, один изображает лягушку, а другой аиста. Лягушка убегает от аиста, а тот ее ловит.
Занятие 8
«Рыбки и водоросли». Дети делятся на две группы — «рыбки» и «водоросли». Водоросли поднимают руки и раскачиваются из сторо­ны в сторону. В это время рыбки быстро «плавают» (лавируют) между водорослями, сложив ладошки вместе и вытянув руки вперед. Затем группы меняются ролями.
Занятие 9
«Кузнецы и сенокосцы». Дети складывают руки так, как будто у них в руках молот, и куют железо. Затем дети представляют, что у них в руках коса, и косят траву.
Занятие 10
«Птицы и насекомые». Каждый ребенок выбирает, какую он бу­дет изображать птицу или насекомое. Птицы охотятся на насекомых, а насекомые спасаются от птиц. Затем дети меняются ролями.


334 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 11
«Гусеница». Дети изображают гусеницу. Прямые руки и ноги сто­ят на полу близко друг к другу. Затем руки убегают, а ноги стоят, по­том ноги догоняют, а руки ждут.
Занятие 12
«Морские жители». Дети изображают осьминогов (энергичные движения руками и ногами) и медуз (медленное и плавное перетека­ние всем телом).
Занятие 13
«Бревнышко». Дети ложатся друг рядом с другом в одну линию. Первый ребенок начинает перекатываться через остальных и ложится последним. Затем то же делает следующий и так далее.
Занятие 14
«Кувырки». Дети кувыркаются вперед и назад.
Занятие 15
Фольклорная игра «Мяч». Дети стоят в кругу. Ведущий прогова­ривает стихотворение, демонстрируя при этом движения, которые дети повторяют за ним:
«Бросишь об стенку, а я отскачу
(приседает и подскакивает вверх).
Бросишь об пол, а я подскачу
(приседает и подскакивает вверх).
Я из ладони в ладонь лечу
(раскачивается из стороны в сторону, перенося вес тела с одной ноги на другую).
Смирно сидеть не хочу
(приседает и подскакивает вверх)».
Занятие 16
«Козел». Дети садятся друг за другом в ряд. Последний в ряду ре­бенок перепрыгивает через всех остальных по очереди. Затем это дела­ет следующий и т.д.
Занятие 17
«Перешагивание». Держа гимнастическую палку на уровне чуть ниже живота, дети перешагивают через нее вперед. Палка оказывает-


Программа 2. Курс занятий с детьми 5 — 10 лет _ 335
ся за спиной. Не разжимая рук, дети перешагивают через палку назад и снова держат ее перед собой. Затем все повторяется снова.
Занятие 18
«Лягушки прыгают по кочкам на болоте». Дети по очереди пры­гают с одной мягкой формы (большие кубы, прямоугольники разной формы, «таблетки» и т.п.) на другую. Маршрут проложен так, чтобы дети прыгали вперед, назад и вбок.
Занятие 19
«Вышибалы»,
Занятие 20
Дети идут по бревну, затем перешагивают через мягкие формы, затем прыгают с одной формы на другую, потом прыгают на одной ноге, затем приседают и подпрыгивают и т.д.
_____________________________________________ 7—8 лет
Занятие 1
«Зоопарк-1». Дети ходят, изображая косолапого мишку (на внеш­ней стороне стопы), птенчика (на мысочках), уточку (на пяточках), двигаясь вперед и пятясь назад, а также неуклюжего пингвина (на внутренней стороне стопы), двигаясь только вперед. При этом глаза смотрят в точку на стене перед ребенком.
Занятие 2
«Зоопарк-2». Дети изображают мишку, птенчика, уточку, пинг­вина, двигаясь вперед и пятясь назад, аиста (высоко поднимают ноги), двигаясь только вперед.
Занятие 3
«Гусиный шаг». Дети передвигаются на корточках и на мысочках.
Занятие 4
«Аист и лягушка». Дети разбиваются на пары, один изображает лягушку, а другой аиста. Лягушка убегает от аиста, тот ее ловит.


336 Часть III. Дидактические материалы^
Занятие 5 '•
«Кузнецы и сенокосцы». Дети складывают руки так, как будто у
них в руках молот, и куют железо. Затем дети представляют, что у них
в руках коса, и косят траву.
Занятие 6
«Гусеница». Дети изображают гусеницу. Прямые руки и ноги стоят на полу близко друг к другу. Затем руки убегают, а ноги стоят, потом ноги догоняют, а руки ждут.
«Бревнышко». Дети ложатся друг рядом с другом в одну линию. Первый ребенок начинает перекатываться через остальных и ложится последним. Затем то же делает следующий и так далее.
Занятие 7
«Кувырки». Дети кувыркаются вперед и назад.
Занятие 8
«Козел». Дети садятся друг за другом в ряд. Последний в ряду ре­бенок перепрыгивает через всех остальных по очереди. Затем это дела­ет следующий и т.д.
Занятие 9
«Перешагивание». Держа гимнастическую палку на уровне чуть ниже живота, дети перешагивают через нее вперед. Палка оказывает­ся за спиной. Не разжимая рук, дети перешагивают через палку назад и снова держат ее перед собой. Затем все повторяется снова.
Занятие 10
«Вышибалы». "••
Занятие 11
«Канатоходец». Дети идут по одной линии, приставляя пяточку к носочку.
«Перекрестный шаг». Дети идут вдоль линии, перешагивая ее то одной ногой, то другой.
Занятие 12
«Перекрестные и односторонние движения». Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, согнутые в колене, и дотрагиваются правой


 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет


 


рукой до правой ноги, а левой рукой до левой ноги. Затем они дотра­гиваются левой рукой до правой ноги, а правой рукой до левой ноги. Взрослый прохлопывает каждый шаг. Ритм можно ускорять.
Занятие 13
«Бег и прыжки». Дети бегают по залу в разном темпе, потом пры­гают, затем чередуют бег и прыжки.
«Прыжки». Дети по-разному прыгают, чередуя между собой раз­ные виды прыжков (вперед—назад, в стороны, ноги вместе—ноги врозь, скрестив ноги). Затем подключаются руки (они повторяют дви­жения ног).
Занятие 14
«Головашея—руки». Дети вращают головой, качают ею в разные стороны, поднимают—опускают плечи (вместе и по отдельности), а также совершают вращательные движения: руки поднимаются вверх и падают, затем вращаются в плечевом суставе вместе и по отдель­ности.
Занятие 15
«Подвижные суставы рук». Упражнения выполняются сначала правой, потом левой рукой; затем обеими руками синхронно в од­ном направлении, далее — обеими руками в противоположных направлениях. Отрабатывается подвижность каждой группы сус­тавов: пальцевых, кистевых и т.д.; остальные суставы должны быть неподвижными, зафиксированными. Каждое задание выполняется 5-10 раз.
—Руки согнуты в локтях. Ребенок смотрит на свои кисти. Выпол­
няются «змеевидные» движения каждым пальцем. Остальные
при этом сжаты в кулак. Упражнение выполняется от мизинца
к большому пальцу, затем — в обратном направлении.
—Руки вытянуты вперед. Потрясти произвольно кистями. Затем
начинать вращательные движения.
—Руки подняты в стороны и согнуты в локтях. Потрясти ими
произвольно в локтевом суставе. Затем начинать вращательные
движения в указанном порядке.
—Вращательные движения каждой рукой; затем обеими в плече­
вом суставе.


338 Часть III. Дидактические материалы»
Занятие 16
«Подвижная поясница». В положении стоя дети выпячивают жи­вот, убирают его назад, затем делают вращательные движения тазом.
Занятие 17
«Подвижные суставы ног». Дети выполняют упражнения, анало­гичные тем, что были описаны для рук, в голеностопном, коленном, тазобедренном суставах.
Занятия 18, 19, 20
«Подвижные суставы рук и ног». Дети последовательно выполни^ ют упражнения для рук и ног (см. занятия 15, 17).
«Полоса препятствий». Дети идут по бревну, затем перешагивают через формы, затем прыгают с одной формы на другую, потом пры­гают на одной ноге, затем приседают и подпрыгивают и т.д.
1
____________________________________________ 9—10 лет
Занятие 1
«Зоопарк-1». Дети ходят, изображая косолапого мишку (на внеш­ней стороне стопы), птенчика (на мысочках), уточку (на пяточках), двигаясь вперед и пятясь назад, а также неуклюжего пингвина (на внутренней стороне стопы), двигаясь только вперед. При этом глаза смотрят в точку на стене перед ребенком.
Занятие 2
«Зоопарк-2». Дети изображают мишку, птенчика, уточку, пинг* вина, аиста (высоко поднимают ноги).
Занятие 3
«Гусиный шаг». Дети передвигаются на корточках и на мысочках.
Занятие 4
«Гусеница». Дети изображают гусеницу. Прямые руки и ноги стоят на полу близко друг к другу. Затем руки убегают, а ноги стоят, потом ноги догоняют, а руки ждут.
«Бревнышко». Дети ложатся друг рядом с другом в одну линию. Затем первый ребенок начинает перекатываться через остальных и ложится последним. За ним следующий и так далее.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: