Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 6 глава





Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет


 

 


кой», «машина едет к коробке», «машина отъезжает от коробки», «машина выезжает из коробки», «машина въезжает в коробку», «ма­шина едет вокруг коробки».
7. «Отгадай». Поиграйте с ребенком в следующую игру: загадайте
какой-нибудь предмет и опишите его так, чтобы ребенок узнал его
(например, круглый, зеленый, внутри красный, сладкий — арбуз).
Если ребенок испытывает затруднения, начните с описания предме­
тов, игрушек, которые находятся в комнате, во время игры предуп­
редите ребенка, что предмет находится в комнате.
Когда ребенок хорошо освоит эту игру, поменяйтесь с ним роля­ми: ребенок загадывает и описывает предмет, а вы угадываете.
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «сложные петельки»:
1) обе руки рисуют слева направо,
2) обе руки рисуют справа налево,
3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,
4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го. Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Развитие чувства ритма».
«Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм руками и нога­ми, например, два удара левой рукой, два — правой ногой, три — правой рукой, дети воспроизводят ритм в том же порядке.
Занятие 14
1. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет пять.
2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая. Упражнение выполняется так же, как на занятии 11 (язык по­
ворачивается в ту же сторону, что и глаза), при этом ребенок переме­
щает предмет самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет
предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом


272 Часть III Дидактические материалу

 

 


Рис 41

 


Покажи рисунок, где банан под яблоком и над вишней; где вишня над яблоком и под бананом; яблоко под бананом и над вишней. Расскажи, как расположены фрукты на дру­гих картинках. Расскрась одинаковые фрукты одним цветом.


Программа! Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 273
двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, правая
рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону пра­
вого локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде взрослого ребе­
нок поднимает голову так, чтобы он смог увидеть свои пятки, рука
остается лежать на полу.
Затем упражнение выполняется снова, однако теперь левая рука согнута, а правая лежит вдоль тела.
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­
вит перекрещивая. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей»
руки, а язык в противоположную сторону (рука делает шаг вправо —
глаза поворачиваются вправо, а язык влево; рука делает шаг влево —
глаза поворачиваются влево, а язык вправо). Это же упражнение ре­
бенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).
5. «Изучаем предлоги». Предложите ребенку выполнить задания
на листочках (рис. 41).
6. «Назови 5 предметов». Предложите ребенку назвать пять пред­
метов: больших (маленьких), красных (зеленых, синих и т.д.), квад­
ратных (круглых, овальных и т.д.), сладких (горьких, соленых, кис­
лых), пушистых (гладких, холодных) и т.д.
7. «Память». Взрослый показывает несколько движений, ребенок
должен повторить эти движения как можно точнее в той же последо­
вательности.
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «сложные перевернутые петельки»:

1) обе руки рисуют слева направо,
2) обе руки рисуют справа налево,
3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,
4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 5-го, 6-го, 7-го и #-го. Вместо 5-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Угадай часть тела и запомни ее название».


274 Часть III. Дидактические материалы
«Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь до ка­кой-либо части тела ребенка и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо про­делать со всеми частями тела.
Занятие 15
1. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет «шесть».
2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на
полу, ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях,
спина прямая. Упражнение выполняется так же, как на занятии 12
(язык поворачивается в противоположную сторону от глаз), при
этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сна­
чала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ве­
дет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх,
вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сги­
баются в локтях.
После этого упражнение выполняется согнутыми в локтях ру­ками.
3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, правая
рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону пра­
вого локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде взрослого ребе­
нок поднимает голову вместе с локтем так, чтобы он увидел свои
пятки, левая рука остается лежать на полу.
Затем это упражнение выполняется наоборот — левая рука согну­та, правая лежит вдоль тела.
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком (сначала
вправо, затем влево):
1) шаг делают одновременно правая рука и нога, затем левая
рука и нога и т.д. (приставной шаг);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога и т.д.
5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком:
1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и нога, при этом во время второго шага руки перекрещи­
ваются;
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет


 


6. «Право—лево». Попросите ребенка показать на себе (на теле ре­
бенка) правую руку, левую руку, левую ногу, правый глаз, левое
ухо, правый локоть, левое колено и т.д.
Если ребенок успешно справился с этим заданием, попросите его проделать все то же самое, но с закрытыми глазами.
7. «Память». Игра «Шпион». Возьмите 4—5 разных игрушек и по­
ставьте на стол, в это время ребенок стоит, повернувшись спиной к
столу. Затем, по вашей команде, ребенок поворачивается к игрушкам
лицом, смотрит на них несколько секунд и снова отворачивается.
После этого ребенок должен перечислить игрушки, стоящие на сто­
ле, желательно в том порядке, в каком они расположены.
Затем взрослый меняет две игрушки местами либо добавляет одну игрушку или убирает одну, ребенок, повернувшись к игрушкам лицом, должен сказать, что изменилось.
В качестве усложнения этой игры можно постепенно увеличивать количество игрушек.
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «восьмерки»:
1) обе руки рисуют слева направо,
2) обе руки рисуют справа налево.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.
Занятие 16
1. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только на счет «семь».
2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит. Ноги
вместе, руки вдоль тела.
Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направле­нии, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, и его глаза должны схо­диться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходи­мо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.


276 Часть III Дидактические материалы
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, правая
рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону пра­
вого локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде взрослого ребе­
нок поднимает левую ногу, нога в колене не сгибается.
Затем упражнение выполняется с левой рукой, согнутой в локте, и правой ногой.
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком (сначала
вправо, затем влево):
1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и левая нога и т.д. (приставной шаг), при этом ребенок
поворачивает язык в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая
рука — язык вправо, шаг делает левая рука — язык влево);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом ребенок поворачивает язык в сторо­
ну «шагающей» руки (шаг делает правая рука — язык вправо, шаг
делает левая рука — язык влево).
5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком:
1) шаг делают одновременно правые рука и нога, затем левые
рука и нога, при этом во время второго шага руки перекрещиваются;
язык поворачивается в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая
рука — язык вправо, шаг делает левая рука — язык влево);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем
левая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пе­
рекрещиваются, язык поворачивается в сторону «шагающей» руки
(шаг делает правая рука — язык вправо, шаг делает левая рука —
язык влево).

6. Ползание. Проделать упражнения 4 и 5 этого занятия, только
язык поворачивается в противоположную от «шагающей» руки сто­
рону (шаг делает правая рука — язык поворачивается влево, шаг де­
лает левая рука — язык поворачивается вправо).
7. «Право—лево». Ребенок изображает робота, точно и правильно
выполняющего команды взрослого: «один шаг вправо», «два шага
назад», «два шага влево», «три шага вперед», «один шаг вправо» и т.д.
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «восьмерки»:


_

Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 277
1) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,
2) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.
Занятие 17
1. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же,
как на занятии 12, только ребенок выполняет его самостоятельно, без
команд взрослого.
2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит. Ноги
вместе, руки вдоль тела.
Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глаза­ми, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды за­держивать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Во время выполнения этого упражнения язык поворачивается в ту же сторону, что и глаза (см. занятие).
3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, правая
рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону пра­
вого локтя, левая рука вытянута вдоль тела. По команде взрослого ре­
бенок поднимает голову вместе с локтем и левую ногу.
Затем это упражнение выполняется левой рукой, согнутой в лок­те, и правой ногой.
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком (сначала впра­
во, затем влево):
1) шаг делают одновременно правые рука и нога, затем левые
рука и нога и т.д. (приставной шаг), при этом ребенок поворачивает
глаза в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза
вправо, шаг делает левая рука — глаза влево);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом ребенок поворачивает глаза в сто-


278 Часть III. Дидактические материалы

 

 


Рис. 42

 


Назови, кто где живет. Например, лягушка живет между ежиком и поросенком, ежик живет слева от лягушки, над мышкой... Раскрась этих животных.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет______ 279
рону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза вправо, шаг делает левая рука — глаза влево).
5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком:
1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем
левая рука и левая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются; глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки
(шаг делает правая рука — глаза вправо, шаг делает левая рука — гла­
за влево);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются, глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки
(шаг делает правая рука — глаза вправо, шаг делает левая рука — гла­
за влево).

6. Ползание. Проделать упражнения 4 и 5 этого занятия, только
глаза ребенок должен поворачивать в противоположную от «шагаю­
щей» руки сторону (шаг делает правая рука — глаза поворачиваются
влево, шаг делает левая рука — глаза поворачиваются вправо).
7. «Право—лево». Выполните с ребенком задания, предложенные
на листочках (рис. 42).
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «лежащие восьмерки»:

1) обе руки рисуют слева направо,
2) обе руки рисуют справа налево.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.
Занятие 18
1. Дыхательные упражнения. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги,
спина прямая. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на
уровне плеч, ладони смотрят вниз. На вдохе поднять левую кисть
вверх, одновременно опуская правую кисть вниз. С выдохом левая
кисть идет вниз, правая — вверх. Упражнение выполняется по коман­
де взрослого.
2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит. Ноги
вместе, руки вдоль тела.


280 Часть III. Дидактические материалы
Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, и его глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды за­держивать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Во время этого упражнения язык поворачивается в противопо­ложную сторону от глаз (см. занятие 4).
3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, обе
руки, согнутые в локтях, лежат на полу, лоб — на ладонях. По коман­
де взрослого ребенок поднимает одновременно оба локтя, затем их
опускает.
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком (сначала впра­
во, затем влево):
1) шаг делают одновременно правые рука и нога, затем левые
рука и нога и т.д. (приставной шаг), при этом ребенок поворачивает
глаза и язык в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука —
глаза и язык вправо, шаг делает левая рука — глаза и язык влево);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом ребенок поворачивает глаза и язык
в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза и язык
вправо, шаг делает левая рука — глаза и язык влево).
5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком:
1) шаг делают одновременно правые рука и нога, затем левые
рука и нога, при этом во время второго шага руки перекрещиваются;
глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг делает
правая рука — глаза и язык вправо, шаг делает левая рука — глаза и
язык влево);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются, глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей»
руки (шаг делает правая рука — глаза и язык вправо, шаг делает ле­
вая рука — глаза и язык влево).
6. Ползание. Проделать упражнения 4 и 5 этого занятия, только
глаза и язык поворачиваются в противоположную от «шагающей»
руки сторону (шаг делает правая рука — глаза и язык поворачиваются
влево, шаг делает левая рука — глаза и язык поворачиваются вправо).


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 281
7. «Праволево». Объясните ребенку, что у человека, стоящего
напротив, «все наоборот»: «право — где у меня лево, а лево — где
право». Сделать это можно так: встаньте с ребенком друг за другом и
вытяните правые руки в сторону, затем ребенок остается на месте, а
взрослый, не опуская руку, поворачивается к ребенку лицом, таким
образом ребенок убеждается, что правые руки находятся наперекрест.
Для того чтобы закрепить этот навык, поиграйте с ребенком в игру «Моя рука, твоя рука». Ребенок и взрослый садятся друг напротив друга, и ребенок по указанию взрослого определяет сначала у себя, а затем у взрослого левую руку, правое колено, левый локоть, правый глаз и т.д.
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «лежащие восьмерки»:
1) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно
рисует справа налево,
2) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно
рисует слева направо.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.
Занятие 19
1. Дыхательные упражнения. И.п. — встать, ноги вместе, руки
опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притяги­
ваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе — опус­
каются вдоль тела ладонями вниз.
2. Глазодвигательные упражнения. И.п. стоя.
Упражнение выполняется так же, как на занятии 16, при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала пра­вой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, обе
руки, согнутые в локтях, лежат на полу, лоб — на ладонях. По коман­
де взрослого ребенок поднимает голову вместе с локтями, при этом
глаза смотрят вверх.


282 Часть III. Дидактические материалы
4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком (сначала впра­
во, затем влево):
1) шаг делают одновременно правые рука и нога, затем левые
рука и нога и т.д. (приставной шаг), при этом ребенок поворачива­
ет глаза в сторону «шагающей» руки, а язык в противоположную
(шаг делает правая рука — глаза — вправо, а язык поворачивается
влево; шаг делает левая рука — глаза — влево, а язык поворачива­
ется вправо);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом ребенок поворачивает глаза в сто­
рону «шагающей» руки, а язык в противоположную (шаг делает пра­
вая рука — глаза — вправо, а язык поворачивается влево; шаг делает
левая рука — глаза — влево, а язык поворачивается вправо).
5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках боком:
1) шаг делают одновременно правые рука и нога, затем левые
рука и нога, при этом во время второго шага руки перекрещиваются,
глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки, а язык в противо­
положную (шаг делает правая рука — глаза — вправо, а язык повора­
чивается влево; шаг делает левая рука — глаза — влево, а язык пово­
рачивается вправо);
2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем ле­
вая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки пере­
крещиваются, глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки, а
язык в противоположную (шаг делает правая рука — глаза — вправо,
а язык поворачивается влево; шаг делает левая рука — глаза — влево,
а язык поворачивается вправо).

6. «Память». Предложите ребенку выполнить задания для разви­
тия зрительной памяти (рис. 43 а, б).
7. «Право—лево». Ребенок и взрослый встают друг напротив дру­
га. Взрослый дает ребенку инструкцию: «То, что я буду делать правой
рукой, ты делаешь своей правой рукой (оба поднимают правые руки),
а то, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой
(оба поднимают левые руки)». Таким образом, если взрослый вытяги­
вает вправо свою правую руку, то ребенок тоже вытягивает свою пра­
вую руку вправо относительно себя. Примеры движений: правой ру­
кой взяться за правое ухо, левую руку положить на левое плечо, пра­
вую ногу вытянуть вперед и т.д.
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет______ 2оЗ

Рис. 43а

 


Рассмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке.


Часть III. Дидактические материа

 

284 Часть III. Дидактические материа


Рис. 436

 


Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая пара была у каждой картинки.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет


 


одновременно двумя руками «восьмерки», при этом правая рука ри­сует слева направо и вверх, а левая рука рисует справа налево и вниз.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го.
Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет
вариант упражнения «Право—лево».
«Право—лево». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды взрослого: «один шаг вправо», «два шага назад», «три шага вперед», «один шаг влево».
Занятие 20
1. Дыхательные упражнения. И.п. — ноги на ширине плеч, руки
опущены ладонями вперед. На медленный вдох (притягивающее дви­
жение) руки плавно разводятся в стороны и вверх, на выдох (оттал­
кивающее движение) — вытягиваются и опускаются вдоль тела ладо­
нями вниз. Вернуться в и.п.
2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — стоя. Упражнение выпол­
няется так же, как на занятии 17 (ребенок следит за предметом, не
поворачивая головы, язык поворачивается в ту же сторону, что и гла­
за). Ребенок водит предметом самостоятельно, держа его сначала пра­
вой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет
влево), а потом двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу),
руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, обе руки,
согнутые в локтях, лежат на полу, лоб — на ладонях. По команде взрос­
лого ребенок поднимает обе ноги, ноги при этом не сгибаются.
4. «Необычные шаги». Ребенок делает шаги, стоя на коленях:

1) ребенок делает шаг правой ногой, при этом правая рука кла­
дется на правый бок, следующий шаг левой ногой — правая рука
опускается, левая кладется на левый бок и т.д.;
2) ребенок делает шаг правой ногой, правая рука кладется на
левое плечо, следующий шаг левой ногой — правая рука опускается,
левая рука кладется на правое плечо;
3) ребенок делает шаг правой ногой, при этом правая рука
кладется на левое плечо, левая рука на левый бок, следующий шаг
левой ногой — левая рука кладется на правое плечо, правая рука на
правый бок.


286 Часть III. Дидактические материалы

Рис. 44

 


Раскрась все фигурки, которые нарисованы в верхних пра­вых углах квадратов, в зеленый цвет; в верхних левых — в синий цвет; в нижних левых — в красный цвет; в ниж­них правых — в коричневый; в центре — в желтый.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет______ *87
5. Повторить упражнение 4 этого занятия, пятясь (делая шаги
назад).
6. «Память». Для развития слухо-речевой памяти поиграйте с
ребенком в игру «магазин». Взрослый посылает ребенка в «магазин» и
просит запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают игру
с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5—7. В
этой игре полезно меняться ролями: взрослый отправляется в мага­
зин, а ребенок перечисляет ему, что надо купить.
7. «Право—лево». Расчертите лист бумаги на четыре части и по­
просите ребенка показать две верхних части листа, две нижних, две
правых и две левых. А теперь объясните ребенку, что каждая часть
листа является правой верхней, или правой нижней, или левой верх­
ней, или левой нижней частью.
Закрепите этот навык с помощью заданий (пример приведен на рис. 44).
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «восьмерки», при этом правая рука ри­
сует справа налево и вверх, а левая рука рисует слева направо и вниз.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го. Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет вариант упражнения «Право—лево».
«Право—лево». Объясните ребенку, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «право — где у меня лево, а лево — где право». Сделать это можно так: встаньте с ребенком друг за другом и вытянете правые руки в сторону, затем ребенок остается на месте, а взрослый, не опуская руку, поворачивается к ребенку лицом, таким образом ребенок убеждается, что правые руки находятся напере­крест.
Для того чтобы закрепить этот навык, поиграйте с ребенком в игру «Моя рука, твоя рука».
«Моя рука, твоя рука». Ребенок и взрослый садятся друг напро­тив друга, и ребенок по указанию взрослого определяет сначала у себя, а затем у взрослого левую руку, правое колено, левый локоть, правый глаз и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: