Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 1 глава





Глава 5. Слуховой гнозис
и фонетико-фонематические процессы
§1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма
Формирование слухового гнозиса необходимо начинать с расши­рения его репертуара, используя для этого природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т.д.
148. «Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков
природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, го­
лоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышан­
ные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т.д.).
Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки,
затем — сходные по звучанию.
149. «Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу лю­
бых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите,
бросьте, поскребите, подергайте и т.д.), варьируя громкость и темп,
нарастание и затухание звука.
150. «Угадай, чей звук». Попросите ребенка прислушаться к зву­
кам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефон­
ный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д.
151. «Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочка­
ми, заполненными различными материалами (песок, крупа, скреп­
ки, бумажные шарики и т.п.), которые при сотрясении создают раз­
личные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и
ребенка. Взрослый берет коробочку из своего набора, трясет ее, ребе­
нок внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он бе­
рет по одной коробочке из своего набора и сравнивает их между со­
бой, находя аналогичную. Игра продолжается до тех пор, пока для
каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара.
Другой вариант игры: психолог трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.
152. «Подбери картинку». Упражнение состоит в узнавании и на­
зывании ребенком различных звуков и подборе подходящих к ним
картинок.
153. Начните «диалог» с ребенком на инструментах — чередуйте
«высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослу­
шивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 193
структурированное, повторите. Продолжайте игру — один копируетритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Продолжайте, пока ребенок не отработает спонтанную находку.
Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое — совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (углубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения уже были описаны в разделе 1. Детям интересно бывает услышать свой пульс, прислушаться к ритму своего сердца или сердца другого.
Второе направление — ориентация на внешний ритм. Здесь ис­пользуется все многообразие средств. При выполнении любых упраж­нений, где вы сами считаете ребенку (счет на 8, на 12), можно, хло­пая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замед­ляя его. Можно использовать чередование звуков разной громкости и тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует разви­тию внимания и большей приспособляемости ребенка к изменяю­щимся условиям.
154. Психолог задает ритм, отстукивая его одной рукой, напри­
мер, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление —
ребенок видит руки психолога). Затем происходит постепенный пере­
ход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами):
—ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой
рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по сто­
лу), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой
рукой, «3» одновременно двумя руками);
—ребенок сначала «дирижирует» всей рукой, затем только кистью;
—ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рису­
нок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения
только стопой; прыжки на одной, двух ногах.
Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по оче­реди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения зву­ки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар — короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар — длинная вертикальная черта).
155. Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами
(например, «2» — левая нога, «2» — правая нога, «3» — хлопки рука­
ми). Здесь же можно предложить ребенку «дирижирование» различны­
ми частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены — «2»
7 — 4794


194 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская левую руку, «3» двумя ногами одновременно или «2» правой рукой и левой ногой одновременно, «2» левой рукой и правой ногой одновремен­но, «3» удара одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).
В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребе­нок испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развернутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: со-кол («2»), ле-тит («2»), вы-со-ко («3»).
156. Ребенок считает, сколько ударов в каждой серии, и подби­
рает слова с тем же количеством слогов или гласных букв. Если это
вызывает затруднения, то ему дается дополнительная зрительная опо­
ра: сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточка­
ми, например, 11 11 111, а затем подбираются слова и под каждой чер­
той пишется соответствующий слог.
Если ребенок все же не может воспроизвести образец, дается ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3», где цифра отражает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за дру­гом хлопков или ударов, а тире между ними — пауза.
157. «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Психолог отбива­
ет какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и по­
вторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они
получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по
очереди — слева направо — отбивает по одному отрывку из всего за­
данного ритма. Когда ритмический рисунок завершен, следующий по
кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей
команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший
паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко или вы­
бывает из игры».
158. Сначала так, как это было показано, происходит отработка
ритмического рисунка в статике, затем — в динамике: дети идут по
кругу, все одновременно или по очереди выполняя ритмический
фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме.
159. Упражнения с применением ритмических музыкальных инст­
рументов. Ребенок может либо повторять заданный ритм, либо его при­
думать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе,
когда дети по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой,
контролируя при этом правильность его повторения остальными.
160. Упражнения с использованием специально подобранных му­
зыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 195
предлагается произвольно (или повторяя уже усвоенные двигатель­ные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.
161. * Громко—тихо». Попросите ребенка произнести гласный
звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто — протяжно,
низким голосом — высоким. Затем так же сочетания разных звуков.
162. «Камертон». Предложите ребенку проговаривать по слогам
любой стишок и одновременно отстукивать его ритм по следующим
правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар); на каж­
дом слове, включая предлоги, рука меняется.
Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безудар­ный — ладошкой, предлог с гласной — ладошкой, предлог без глас­ной — ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражнениях в течение длительного времени.
§2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух
163. «Произнеси правильно». Попросите ребенка четко произно­
сить наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотреть
на вас и свою артикуляцию в зеркале. Обратите его внимание на раз­
личия в положении языка, губ, зубов.
Если он путает парные звонкие и глухие согласные звуки, снача­ла проанализируйте вместе: чтобы произнести звук «П», достаточно резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы, а чтобы произнести «Б», надо использовать еще и голос. Затем научите его превращать звонкие в глухие и обратно: попросите произнеси звук «Б» громко, потом тише, тише до тех пор, пока он не превратится в «П». Хорошо, если при произношении ребенок одновременно ощупает соответству­ющую букву, нарисует ее.
164. «Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, кото­
рый вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ре­
бенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.
Назовите ему несколько слов. Предложите поднимать руку каж­дый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середи­не слова.
165. «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно про­
слушать слова и найти в них одинаковый звук, например: мох, март,
муравей; удочка, кукла; грязь, зеркало, бизон и т.п. Затем задание можно
усложнить: надо сосчитать, сколько раз встречается в слове один и


196 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
тот же звук. Например, «о» в «молоко», «б» в «обрубок», «е» в «пере­селение».
166. «Сколько звуков в слове?» Назовите слово. Попросите ребен­
ка сосчитать, сколько в нем звуков, и сказать, какой первый, вто­
рой, последний? Начните с простых коротких слов, постепенно ус­
ложняя задание (кот, солнце, праздник и т.д.). Естественно, следует ар­
тикулировать слова четко.
Предложите ребенку последовательно назвать все звуки в слове, затем на выбор любой звук. Ответить, каким по счету стоит звук в слове. Начните со слов из трех звуков, например: сок, рот, мак, дом, кот и т. д.
167. «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя
четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. За­
тем поменяйтесь ролями. В более сложном варианте предложите ему
ответить, какой, например, по счету звук «г» в слове «книга» и т.д.
Поменяйтесь ролями.
168. «Домик для слова». Произнесите слово по звукам, четко их
артикулируя, или напишите его; если ребенок уже начал писать,
пусть напишет слово сам. Попросите ребенка в «домике» (сетке) най­
ти каждой букве, соответствующей произнесенному звуку, свою ком­
нату (клетку). На следующем этапе он сам (глядя на себя в зеркало)
утрированно четко произносит каждый звук любого сложного слова
и вписывает нужную букву в свою клеточку.

К н и г А

169. «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка при­
думать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего
(стол — лодка — арбуз — зуб и т.д.). Затем, усложняя задание, на тре­
тью букву от конца, предпоследнюю и т.д.
170. «Все на один звук». Придумайте вместе с ребенком предло­
жение (рассказ), в котором все слова, кроме предлогов и союзов,
содержат или начинаются с одной буквы. (Вариант задания: приду­
майте один рассказ на звонкую согласную, а другой — на парную ей
глухую.)
171. «Зашифрованное слово». Предложите ребенку последова­
тельность слов, из первых звуков которых можно сложить новое сло­
во. (Например: кролик, ослик, фиалка, торт, автобус — кофта.) По­
просите его составить такую же «шифровку» для вас.


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 197
172. «Отгадай слово». Предложите ребенку запомнить первый
звук из слова «крот», второй звук из слова «порт», четвертый звук из
слова «торт». «Какое слово получилось?» (Кот.)
173. «Скажи слово наоборот». Попросите ребенка сказать предло­
женное вами слово с конца. Начинайте с коротких слов (кот, дом),
постепенно переходя к более длинным.
174. «Игра в рифму». Ребенку предлагается придумать рифму к
различным словам. Например: «кошка — мошка — поварешка»,
«удочка — улочка — булочка» и т.д.
175. «Запрещенный звук». Поставьте ребенку условие, что в своих
ответах на вопросы взрослого он не должен употреблять слова с оп­
ределенным звуком, например, «м». Тогда на вопрос «Какую ягоду ты
любишь?» ему нельзя назвать малину и землянику. Другой вариант —
вместо запрещенного звука он хлопает в ладоши.
176. «Первый звук, последний звук». Предложите ребенку вспом­
нить, название какой ягоды начинается со звука «м» и заканчивается
звуком «а» (малина). Подобные задания ребенок должен выполнять,
вспоминая названия овощей, предметов мебели, посуды и т.д.
177. «Метаграммы». Предложите ребенку отгадать загадку, най­
дя слово: со звуком «л» — я слезы проливаю, со звуком «ж» — по воз­
духу летаю (лук — жук).
178. «Запомни слова». Предложите ребенку во время прослушива­
ния небольшого рассказа (предложения) запоминать слова, начина­
ющиеся с заданного звука. Он должен запомнить 5—7 таких слов в том
порядке, в каком он их услышал, и затем воспроизвести эти слова
вслух или на бумаге.
Например, надо запомнить слова, начинающиеся со звуков «л», «ль». «В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины». При повторном чтении проверяется правильность выполнения задания.
179. «Балда». Играют два или более человек. Первый игрок назы­
вает звук; второй задумывает какое-нибудь слово, начинающееся с
этого звука, и называет его второй звук. Следующий игрок, задумав
слово, начинающееся двумя названными звуками, говорит третий и
т.д. Проигрывает тот, кто скажет последний звук какого-либо слова,
он объявляется «Балдой».
180. «Родственные слова». Попросите ребенка подобрать к задан­
ному вами слову родственные (например, к слову пыль: пыльный, пы­
линка, пылесос
и т.д.). Когда он будет легко справляться с такой рабо-


198 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
той, предложите ему задание на проверку безударных гласных: подо­брать к слову, содержащему безударную гласную, такое родственное слово, в котором эта гласная стоит под ударением (сторона — стороны, сторонка).
181. «Похожие слова». Предложите ребенку выписывать в два
столбика слова с оппозиционными фонемами, которые хуже всего
различаются на слух: б—п, д—т, г—к и др. Например: бак — паук,
гроздь — хвост, звезды — сдача, душ — туча, гусь — куст, кит —
кеды, бусы — парус, дача — тачка, гость — кость.
182. «Буква изменилась». Ребенку предлагается определить (на­
звать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился
смысл слова.
Дом-дым, бак-бок, пить-петь, путь-пять, мак-рак-бак-лак-так, дом-том-ком-ром-сом, день-перь-тень-лень, ром-рог-рот-рок, роза-роса-рота, коза-коса-кожа, пашет-пишет-пышет, палка-полка-пил­ка, торт-порт-корт-борт-лорд-сорт и т.п.
183. «Магнитофон в помощники». Прослушивание ребенком соб­
ственной речи или чтения хорошо сказывается на совершенствовании
звукоразличения. Пусть он напишет диктант под собственный голос с
кассеты.
Дайте ему возможность прослушивать записи четкого, правиль­ного, художественного чтения (например, записи актеров, читающих А.С. Пушкина) с одновременным отслеживанием по тексту.
Предложите повторить стихотворение перед зеркалом, открывая только рот, но не произнося звуки, под запись этого стихотворения (эффект фонограммы). И наоборот, декламировать вместе с исполни­телем (эффект караоке).
184. «Кроссворденок». Придумайте для ребенка простой кроссворд
из 4—5 слов. Попросите его заполнить клеточки ответами на ваши
вопросы. Предложите ему придумать кроссворд для вас.
185. «Слово рассыпалось». Напишите на бумаге слово, в котором
буквы перепутаны местами. Попросите ребенка расставить буквы по
местам и сказать, какое слово «рассыпалось».
186. «Составь много слов из одного». Предложите ребенку из букв
одного длинного слова составить как можно больше других слов. На­
пример, из слова государство можно составить такие слова, как гора,
город, рот, дар, дуга, и множество других.
187. «Конец и начало». Попросите ребенка написать в скобках та­
кие буквы, чтобы они стали концом первого и началом второго:


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 199
МЕ(...)ОЛАД (ответ: ШОК); БАР(...)НО (ответ: СУК); НО(...)ОЛ (ответ: СОК); ПОРЯ(...)ТОР (ответ: ДОК); ПО(...)ОТ (ответ: ТОП); ОБЫ(...)КА (ответ: ЧАЙ); ПО(...)АРЬ (ответ: ТОК); БЕГЕ(...)ОР (ответ: МОТ); ВАМ(...)АМИДА (ответ: ПИР); У(...)ОВА (ответ: ГОЛ); СВИР(...)НИК (ответ: ЕЛЬ); СНА(...)ОВОЙ (ответ: РЯД); ПЕ(...)ОЛ (ответ: СОК);БАЛ(...)ЕДА (ответ: БЕС) и т.п.
188. «Лишнее слово». Предложите ребенку исключить из ряда слов
то, которое не подходит к остальным словам. Например: белый, белок,
белка, отбеливатель. Попросите его объяснить, почему он исключил
именно это слово (белок и отбеливатель произошли от слова белый, а
белка — нет).
189. «Поиск». Объясните ребенку, как работать со словарем. Пред­
ложите ему находить в нем слова с одинаковым количеством гласных;
с одинаковым количеством слогов; слова, содержащие «ь», и т.д.
После этого ребенок записывает слова и объясняет их значение. Делая
это, дети непроизвольно запоминают написание слов.
190. «Анаграммы». Решите с ребенком анаграммы (слова с пере­
путанными буквами) и исключите лишнее слово, например:
ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ (ответ: чемодан, т.к. все остальные — посуда)
НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР (ответ: тесто, т.к. все остальные — мебель)
ЖААРБ ТЯХА НУССК КОДАЛ (ответ: скунс, т.к. остальные — типы судов)
АТСЕН ТИВОНОКР РАКЫШ КООН (ответ: воротник, т.к. остальные — части дома)
191. «Найди общее окончание слов».

ДР(-..) В(.„) Б(„.)
М(...) ГЛ(...) Д(-)
ТР(...) ЛЬД(...) К(....)
  Ш(...) Т(...)
(ответ: ель) (ответ: ина) (ответ: очка)

192. «Исправь ошибки». Если ребенок делает много ошибок в
письме и чтении, можно предложить ему задания, аналогичные при­
веденным ниже.
Подготовьте бланки со словами и предложениями, заранее сде­лав «необходимые» ошибки. Предложите ребенку найти все ошибки и


200 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
подчеркнуть их. Примеры сложных заданий (их можно давать как в печатном, так и в письменном варианте):
— Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
— Внизу над ними расстилалась пустыня.
— В ответ я киваю ему рукой.
— Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними.
— Сорняки шипучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Для подобных заданий можно использовать и специально приго­товленные тексты, и письменные работы самих детей.
Глава 6. Мнестические процессы
Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможнос­тей ребенка является сформированность межмодальных перцептив­ных взаимодействий, то есть перевод информации с языка одной модальности на язык другой, межмодальный синтез.
193. «Межмодальный перенос».
«Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите
объемные либо вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигур­
ки различной формы (звездочка, круг, квадрат, треугольник, в том
числе буквы и цифры). Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе
бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми
глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву,
а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой
вариант — то же, но ребенку надо нарисовать эталон.
«Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность». Ребенку
предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой
рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать
соответствующий звук из прослушиваемого ряда аудиозаписи.
«Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на
ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы.
«Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок
называет фигурки, предметы или буквы, показанные ему психо­
логом.


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 201
«Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводит­
ся определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо живот­
ным, или звук работы какого-либо прибора, механизма, средства
транспорта (можно использовать аудиозапись). Ребенку предлагается
найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать са­
мостоятельно опознанный источник звука.
«Перевод из слуховой в тактильную модальность». Психолог про­
износит отдельный звук речи, называет предмет или фактуру матери­
ала. Ребенок должен найти на ощупь соответственно букву, предмет
или материал.
Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слу-хо-речевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться опре­деленного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконецизбирательности памяти.
При коррекции узнавания алгоритм следующий: ребенок запо­минает 2—6 изображений предметов (животных, растений, игрушек и т.п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти) их сре­ди 10—15 аналогичных. Вначале эталонные стимулы «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом — среди похожих.
В ходе формирования избирательности любого вида памяти ре­бенку предлагается запоминаемый материал, затем следует:
— показать ему такой же ряд, но с расположением эталонных
стимулов в другом порядке; ребенку необходимо восстановить нуж­
ный порядок;
— показать ребенку такой же ряд, но с искажениями (фигуры с
недорисованными фрагментами или развернутые, слова со сходным
звучанием, те же движения, но с несколько измененными позами и
т.п.). Он должен указать, что неправильно, и заменить ошибочный
вариант верным.
Таким образом, развитие памяти связано с запоминанием и после­дующим полноценным узнаванием или воспроизведением эталона. С дру­гой стороны, оно опирается на обучение ребенка разным мнемотехни-кам, то есть возможности опосредствования мнестического процесса.
§1. Тактильная и двигательная память
194. «Теплый—холодный, сухой—мокрый». Подготовьте стимуль-ный материал, например, кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т.п. Сначала предложите ребенку с открыты­ми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они. После


202 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему пред­мет, дает ему название и говорит, какой он на ощупь (например: «Это сухой и теплый клубок ниток»).
195. «Найди такой же». Ребенок с закрытыми глазами ощупыва­
ет ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые,
колючие, бархатистые, скользкие и т.д. Затем, не открывая глаз, он
должен найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в
заданном порядке. Количество фигур увеличивается постепенно. Ощу­
пывание осуществляется сначала двумя руками одновременно, потом
одной рукой (правой, левой), а нахождение предметов — двумя рука­
ми одновременно, той же и другой рукой.
196. «Запомни форму». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает
фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называ­
ет их и запоминает последовательность, в которой они ему предъяв­
лялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой
паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.
197. «Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с за­
крытыми глазами ребенку придается и «снимается» какая-либо поза
(усложненный вариант — последовательно 2—3 позы). Его задача —
почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной по­
следовательности.
198. «Замри». Играют несколько детей, один из них — ведущий.
Он придумывает и демонстрирует какую-либо позу. Все дети внима­
тельно смотрят и запоминают ее, затем начинают бегать, прыгать,
ползать (по договоренности). По сигналу «Замри!» дети воспроизво­
дят позу (позы), которую показывал ведущий.
199. «Двигательная память». Психолог показывает несколько
движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Ребенок должен по­
вторить эти движения как можно точнее, желательно в той же после­
довательности.
§2. Зрительная память
200. «Шапка-невидимка». В течение трех секунд надо запомнить
все предметы, собранные под шапкой, которая на это время подни­
мается, а затем перечислить их.
201. «Запомни и найди». Приготовьте таблицы с изображением
предметов (рис. 25), геометрических фигур.
Покажите ребенку на 4—5 сек. карточку с предметами и предло­жите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней ча­сти таблицы. То же — с геометрическими фигурами.


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения


 


 


 

 



 


 

Рис. 25
Рис. 25 'J
Между запоминанием и отыскиванием изображений следует де­лать паузы разной длительности (от 5 сек. до 5 мин.), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятель­ностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, по­вторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физи­ческих упражнений и т.д.).
202. «Запомни точно».
а) Приготовьте лист бумаги с 15—20 геометрическими фигура­
ми, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги,
квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т.п.). Попросите ребен­
ка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые
фигуры и т.п. Затем найти их на другом бланке.
б) Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми
(сверху — вниз, справа — налево) фигурками, цифрами или бук­
вами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите ребенка
запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (циф­
ры, буквы), а затем — найти и/или нарисовать их.
Время запоминания — 15—20 сек. Количество запоминаемых эле­ментов — от 5 до 10.
203. «Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее
подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги
(рис. 26), а также лист бумаги и карандаш.
Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запом­нить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в


Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

204 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация


 

 



Рис. 26
Рис. 26
том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последова­тельности — 2 сек., для второй — 3—4 сек., для пятой — 6—7 сек.
204. «Восстанови порядок». Приготовьте 5—10 игрушек (предме­
тов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запом­
нить их расположение (15—20 сек.). Затем он отворачивается, а психо­
лог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен
восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти этало­
ны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами порядок в ряду.
Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).
205. Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка — запом­
нить порядок расположения детей. Первый вариант — он отворачива­
ется и называет детей по порядку; второй вариант — психолог изме­
няет порядок, переставляя не более 3—5 детей, а ребенок его восста­
навливает.
206. Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осмат­
ривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из ком­
наты, а психолог производит не более трех — пяти изменений в позах и
одежде детей. Задача ведущего — вернуть все в исходное положение.
207. Дети располагаются определенным образом по периметру
зала (например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.) и запо­
минают свое место. Включается музыкальный фрагмент, дети свобод­
но бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее:
а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед
при движении по часовой стрелке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: