Раздел 2. Формирование операционального обеспечения
25. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в раз
личных вариантах) букву, цифру (слово). Попросите его определить,
что за буква (слово) не дорисована, и дописать ее.
26. «На что похожа буква?» Спросите, на что похожа та или иная
буква. Попросите дорисовать ее так, чтобы получился этот предмет.
В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.
27. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком
различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опоз
нать и назвать.
На следующем этапе в воздухе прописываются их сочетания, а также целые слова. Этот прием эффективен при коррекции письма: пропуске букв, их заменах (например, ребенок путает строчные и прописные буквы, бн д, «и /п и др.), «зеркальном» написании и других ошибках. Далее ребенок выполняет необходимые движения вместе с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх перед школьной доской или тетрадью.
28. «Исправь ошибки». Ребенку надо найти и исправить разного
рода ошибки в тексте: отсутствующие или лишние штрихи в буквах,
лишняя буква или пропуск ее в словах; написание всех слов в пред
ложении с большой или с маленькой буквы; разные высота, шири
на, цвет или шрифт букв и т.п.
29. «Рамка с окошком». Рамка представляет собой прямоугольный
кусочек картона с вырезанным внутри окошком. По высоте окошко
равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться. Рам
ка может быть п- или г-образной формы (рис. 11). Введение рамки ус
траняет страх перед объемом текста, позволяет ребенку не терять сло
во, не перескакивать с одной строки на другую и благодаря этому
автоматизировать навык чтения.
|
Рис. 11
158 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Глава 3. Пространственные
и «квазипространственные» представления
§1. Освоение телесного пространства
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено-солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.
Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и т.п. Можно прикрепить значок у сердца. Таким образом вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).
Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например, «вверх», «вперед», «назад», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; вниз — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с психологом, который и поясняет (означивает) каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняется упражнение.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем — только взором.
|
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 159
30. Ходьба и прыжки:
а) с поворотом на 90° и 180° в обе стороны;
б) через предмет (вправо — влево, вперед — назад), лежащий на
полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом,
боком, спиной;
в) прыжки с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастичес
кую палку: с продвижением на разные расстояния от какого-то ори
ентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным дви
жением (один прыжок вперед — через линию, другой — параллельно
линии и т.д.).
31. Ребенок и психолог встают рядом лицом к зеркалу и с прого-
вариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же дей
ствия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на
груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.
32. «Выше — ниже». Стоя перед зеркалом, они вместе анализиру
ют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с
точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находим,
показываем и называем то, что «выше всего» (голова, макушка); что
«ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». После ос
воения данного этапа повторяем это без зеркала, а затем — с закры
тыми глазами.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
33. «Спереди — сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спе
реди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сза
ди (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по
инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) по
верхности своего тела и называет соответствующие его части.
34. «Дальше — ближе». Ребенку предлагается назвать у себя (от
носительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе,
чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем..., но дальше, чем...».
35. «Право — лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не
является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. на
ходятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо
привести путем специальных упражнений по соотнесению частей
тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме:
|
160 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».
36. «Путаница». Психолог намеренно показывает не те движения
или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить
ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения
становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взросло
му, ребенку) и контролирует их выполнение.
§2. Освоение внешнего пространства
Важным этапом здесь является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Вы уже начали формирование этих представлений, выполняя с ребенком упражнения предыдущего раздела. Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутого произвольного действия.
Вспомните игру с мячом, которой еще 10 лет назад так увлекались все дети. Сначала надо было стучать обеими поднятыми руками мячом об стену; потом — снизу, руками, сложенными в замок; потом «белочкой» — из-за спины мяч бросали о стену и ловили его; потом — из-под ноги... Вспомнили? Ведь в этой игре все этапы чередовались очень строго, а стучать о стену необходимо было условленное число раз. А «Прятки», «Казаки-разбойники»?.. Научите своего подопечного, и вы убедитесь, что забытое старое не так уж нелепо.
37. «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст — «Пусты
ня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что
растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями,
позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно,
необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий
вход в «норку»: например, между ножек стула или свернутый физ
культурный мат и т.п.
«Змея» — перемещения по полу без помощи рук (на животе, на спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изображая кобру, ужа или удава.
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 161
«Скорпион» — переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. Знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями.
«Суслики» — перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места.
«Перекати-поле» — перекатывания и кувырки в разных направлениях и с разной скоростью. Это упражнение направлено также на осознание границ собственного тела.
38. «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст — «Царство
животных». Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему
больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя
своеобразие его повадок. Потом они меняют образ, выражая его ха
рактер через движения, звуки и специфические позы.
«Лягушка» — прыжки на месте и в пространстве.
«Заяц» — прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения.
«Медведь» — медленные, тяжелые, сильные.
«Лиса» — плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах.
«Лев» (тигр, пантера) — сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоций).
«Лошадь» — акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.
39. «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст — «Царство
птиц».
«Синица» — мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.
«Орел» — сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук. Движения в широком диапазоне (пространственном и телесном).
«Лебедь» — плавные, широкие, грациозные движения. Текучесть пластики.
«Птичий двор» — дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.
В конце каждой волшебной игры-превращения: «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» — необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самих себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интеграции пережитого опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного. После этого дети вместе с педагогом садятся в круг для
б — 4794
162 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникали у них во время превращения в животных.
Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.
40. «Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытя
нуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо,
наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, при
сесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направле
ния — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.
41. «Что находится справа от меня?» Попросите ребенка, не
поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После
этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь нахо
дится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?»
Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
42. «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам
понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сто
рон — игроки. Игрок командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч
направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок
с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «На
зад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с
нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду
дает кто-либо из играющих (по договоренности).
43. «Кто где стоит?» В эту игру могут играть не менее трех детей.
Ставится задача: обозначить место человека, стоящего в колонне
(впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где
стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке
меняются местами, и игра продолжается.
44. «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помеще
ния можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психо
лога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
45. «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно вы
полняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага напра
во, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем
играют в непослушного робота, который выполняет все команды на
оборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть
вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.
После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием быстро выполнять эти задания, усложните программу:
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 163
«Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги, и т.д.».
46. «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количе
ство детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам
бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет дей
ствия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока
мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предла
гается вслух проговаривать название направления, в котором они пе
редают мяч.
47. «Мама, поверни направо...» Эта игра может предназначаться и
для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке,
по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок
говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». —
«Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не со
образил, как скомандовать, то должен остановить маму командой
«Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препят
ствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».
48. «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует об
судить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет
что?.. А слева?» и т.д. Ему дается инструкция: «Покажи верхний пра
вый угол впереди» и т.д.
После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
49. «Капризный фотограф». Психолог-фотограф, желая сделать
снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо посадить:
корову справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф
все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пе
ресаживать зверей.
Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы». Модификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
50. «Беги на новое место». Дети встают в колонну. Психолог или
ребенок-ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен пере
бежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я
стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.
164 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении.Аналогично, стоя в шеренге: «Я стою справа от...» (с передвижением влево и т.д.).
51. «Где же я сижу?» Дети рассаживаются в ряд или полукругом.
Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; спра
ва от Маши, но левее Сережи; напротив... и т.д.». Затем они меняются
местами, и игра продолжается.
52. «Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок
с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, напри
мер, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем мор
ковь».
Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: право — где у меня лево, а лево — где право.
— Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.
- Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свои правые руки и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своими, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих напротив друг друга.
53. «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к психологу или
сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у
себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое ко
лено и т.д. Потом роли меняются: инструкцию дает ребенок.
54. «Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один из
двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой —
называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз и т.д.».
55. «Найди свою правую руку». Сидя напротив ребенка, дать инст
рукцию: «Делай своей правой рукой («Кстати, где она?») то же, что
и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 165
одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно — согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).
56. «Найди правый рукав». Попросите ребенка определить правый
и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в раз
личных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.
57. «Веселые картинки». Ребенок определяет на картинках, какой
рукой действует герой, с какой стороны относительно других нахо
дится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т.п. Эту ра
боту рекомендуется проводить длительное время одновременно с лю
бой другой работой по картинкам.
Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например, дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т.п.
58. «Правильное зеркало». Стоя или сидя с ребенком друг на
против друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях снача
ла одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если психо
лог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую —
влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут иден
тичными.
59. «Неправильное зеркало». И.п. то же, но инструкция изменяет
ся: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой ру
кой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой ру
кой, ты — правой (поднимаются правые руки)». В результате если
психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то
ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно
себя и т.д.
Таким образом отрабатываются движения с перешифровкой:
—одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Напри
мер, дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до
правого колена, а правой рукой до сердца;
—движение рук ребенка относительно себя в сторону, противо
положную направлению рук психолога. Например, его правая
рука двигается вправо, а правая рука ребенка — влево относи
тельно себя (соответственно влево — вправо, вверх — вниз,
вниз — вверх, к себе — от себя, от себя — к себе, налево вверх
— направо вниз и т.д.).
166 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
§3. Пространственные схемы и диктанты
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
60. Двигательный диктант (по шагам), например: один шаг впе
ред, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т.д.
61. Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти пред
мет в комнате или здании. Совместное, а затем самостоятельное со
ставление планов (комнаты, класса, улицы и т.д.). На следующих эта
пах нужно научить ребенка работе с картой города, мира, и т.п.
В целом развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. При необходимости проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги; обсудите и подпишите вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем попросите ребенка сделать то же самое по памяти, но на чистом листе бумаги.
62. «Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить в
комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем
углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены.
Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в пра
вом верхнем углу».
63. «Покажи направление». Научите ребенка показывать направ
ления рукой (потом — только поворотом головы, взглядом) в возду
хе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем —
по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).
64. «Куда указывает стрелка?» Предложите ребенку расположить
карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указы
ваемых вами направлениях и называя их. Аналогично — нарисовать
стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.
65. «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит
определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и
т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаша от бумаги.
Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую
линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол» и т.д.
На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку— «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 167
освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.
66. «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре
точки. Поставь знак "+" от первой точки снизу, от второй — сверху,
от третьей — справа, от четвертой — слева». Аналогично — с двумя
разными знаками.
67. «Стрелки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. От
первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от
третьей — влево, от четвертой — вверх». Проверка: от какой точки
стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех вы
полненных заданиях.
68. «Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по
8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи
пальцем каждый из них».
В первом квадрате надо выделить карандашом первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).
В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (в правый верхний угол).
Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.
69. «Графические диктанты». Психолог диктует: «Начиная с тре
тьей клетки: одну клетку вправо... две — вниз... одну — влево» и т.д. Бо
лее сложный вариант — движение по диагональным направлениям,
например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну —
налево вниз». Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми,
постепенно все более усложняясь.
Каждый психолог легко может сам разрисовать по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т.п., чтобы использовать их Для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются этой рабо-
168 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
той. «Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:
—сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а за
тем — левой;
—ребенок рисует в направлении, противоположном тому, кото
рое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево
вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослуш
ный ученик»;
—после того как освоено выполнение графических диктантов од
ной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе
руки двигаются по инструкции, затем обе руки — в сторону,
противоположную той, которая указана в инструкции; после
этого правая рука — по инструкции, а левая — в противопо
ложную сторону и наоборот;
—по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соот
ветствии с инструкцией, а другую часть в противоположном
направлении; затем — снова в заданном направлении и т.д.
Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.
§4. Конструирование и копирование
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
70. «Конструирование предметов из заданных частей». Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса: например, емкость (для посуды) или туловище (для животных), стебель (для растений), и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с единой основой: например, на базе одной и той же «основы» для посуды могут быть (с помощью разных соответствующих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т.п.То же — с фигурой человека или животного, растениями и т.п. Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?» Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения
Рис. 12