Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 13 глава





Раздел 2. Формирование операционального обеспечения


 


25. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в раз­
личных вариантах) букву, цифру (слово). Попросите его определить,
что за буква (слово) не дорисована, и дописать ее.
26. «На что похожа буква?» Спросите, на что похожа та или иная
буква. Попросите дорисовать ее так, чтобы получился этот предмет.
В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.
27. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком
различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опоз­
нать и назвать.
На следующем этапе в воздухе прописываются их сочетания, а также целые слова. Этот прием эффективен при коррекции письма: пропуске букв, их заменах (например, ребенок путает строчные и прописные буквы, бн д, «и /п и др.), «зеркальном» написании и дру­гих ошибках. Далее ребенок выполняет необходимые движения вмес­те с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх пе­ред школьной доской или тетрадью.
28. «Исправь ошибки». Ребенку надо найти и исправить разного
рода ошибки в тексте: отсутствующие или лишние штрихи в буквах,
лишняя буква или пропуск ее в словах; написание всех слов в пред­
ложении с большой или с маленькой буквы; разные высота, шири­
на, цвет или шрифт букв и т.п.
29. «Рамка с окошком». Рамка представляет собой прямоугольный
кусочек картона с вырезанным внутри окошком. По высоте окошко
равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться. Рам­
ка может быть п- или г-образной формы (рис. 11). Введение рамки ус­
траняет страх перед объемом текста, позволяет ребенку не терять сло­
во, не перескакивать с одной строки на другую и благодаря этому
автоматизировать навык чтения.

 

 



Рис. 11


158 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Глава 3. Пространственные
и «квазипространственные» представления
§1. Освоение телесного пространства
Формирование пространственных представлений связано с ис­пользованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически бо­лее ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено-солома»), ко­торые заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.
Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помо­щью тряпочки, часов и т.п. Можно прикрепить значок у сердца. Та­ким образом вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших ма­нипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращает­ся в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, бо­тинки, трава).
Базовое упражнение на формирование пространственных пред­ставлений заключается в том, что каждое из направлений связывает­ся (закрепляется) с определенным движением, например, «вверх», «вперед», «назад», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторо­ну; вниз — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с психо­логом, который и поясняет (означивает) каждое направление. Боль­шую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняется упраж­нение.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а так­же переход от совместного к самостоятельному выполнению, из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок перехо­дит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем — только взором.


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 159
30. Ходьба и прыжки:
а) с поворотом на 90° и 180° в обе стороны;
б) через предмет (вправо — влево, вперед — назад), лежащий на
полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом,
боком, спиной;
в) прыжки с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастичес­
кую палку: с продвижением на разные расстояния от какого-то ори­
ентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным дви­
жением (один прыжок вперед — через линию, другой — параллельно
линии и т.д.).
31. Ребенок и психолог встают рядом лицом к зеркалу и с прого-
вариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же дей­
ствия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на
груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.
32. «Выше — ниже». Стоя перед зеркалом, они вместе анализиру­
ют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с
точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находим,
показываем и называем то, что «выше всего» (голова, макушка); что
«ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». После ос­
воения данного этапа повторяем это без зеркала, а затем — с закры­
тыми глазами.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; соб­ственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, коле­но, голень, стопа) относительно друг друга.
33. «Спередисзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спе­
реди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сза­
ди (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по
инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) по­
верхности своего тела и называет соответствующие его части.
34. «Дальшеближе». Ребенку предлагается назвать у себя (от­
носительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе,
чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем..., но дальше, чем...».
35. «Право — лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не
является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. на­
ходятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо
привести путем специальных упражнений по соотнесению частей
тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме:


160 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), за­тем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (на­пример, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занима­тельным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний па­лец левой руки и т.д.».
36. «Путаница». Психолог намеренно показывает не те движения
или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить
ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения
становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взросло­
му, ребенку) и контролирует их выполнение.
§2. Освоение внешнего пространства
Важным этапом здесь является осознание двигательных возможно­стей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Вы уже начали формирование этих пред­ставлений, выполняя с ребенком упражнения предыдущего раздела. Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутого про­извольного действия.
Вспомните игру с мячом, которой еще 10 лет назад так увле­кались все дети. Сначала надо было стучать обеими поднятыми ру­ками мячом об стену; потом — снизу, руками, сложенными в за­мок; потом «белочкой» — из-за спины мяч бросали о стену и ловили его; потом — из-под ноги... Вспомнили? Ведь в этой игре все этапы чередовались очень строго, а стучать о стену необходимо было ус­ловленное число раз. А «Прятки», «Казаки-разбойники»?.. Научите своего подопечного, и вы убедитесь, что забытое старое не так уж нелепо.
37. «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст — «Пусты­
ня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что
растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями,
позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно,
необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий
вход в «норку»: например, между ножек стула или свернутый физ­
культурный мат и т.п.
«Змея» — перемещения по полу без помощи рук (на животе, на спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изоб­ражая кобру, ужа или удава.


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 161
«Скорпион» — переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. Знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями.
«Суслики» — перемещения с помощью различных прыжков в раз­ном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места.
«Перекати-поле» — перекатывания и кувырки в разных направ­лениях и с разной скоростью. Это упражнение направлено также на осознание границ собственного тела.
38. «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст — «Царство
животных». Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему
больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя
своеобразие его повадок. Потом они меняют образ, выражая его ха­
рактер через движения, звуки и специфические позы.
«Лягушка» — прыжки на месте и в пространстве.
«Заяц» — прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения.
«Медведь» — медленные, тяжелые, сильные.
«Лиса» — плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах.
«Лев» (тигр, пантера) — сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоций).
«Лошадь» — акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.
39. «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст — «Царство
птиц».
«Синица» — мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.
«Орел» — сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук. Движения в широком диапазоне (пространственном и теле­сном).
«Лебедь» — плавные, широкие, грациозные движения. Текучесть пластики.
«Птичий двор» — дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.
В конце каждой волшебной игры-превращения: «Пустыня», «Царст­во животных» или «Царство птиц» — необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самих себя (например, проползая по вол­шебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интегра­ции пережитого опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного. После этого дети вместе с педагогом садятся в круг для
б — 4794


162 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникали у них во время превращения в животных.
Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.
40. «Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытя­
нуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо,
наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, при­
сесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направле­
ния — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.
41. «Что находится справа от меня?» Попросите ребенка, не
поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После
этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь нахо­
дится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?»
Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
42. «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам
понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сто­
рон — игроки. Игрок командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч
направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок
с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «На­
зад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с
нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду
дает кто-либо из играющих (по договоренности).
43. «Кто где стоит?» В эту игру могут играть не менее трех детей.
Ставится задача: обозначить место человека, стоящего в колонне
(впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где
стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке
меняются местами, и игра продолжается.
44. «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помеще­
ния можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психо­
лога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
45. «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно вы­
полняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага напра­
во, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем
играют в непослушного робота, который выполняет все команды на­
оборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть
вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.
После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием быстро выполнять эти задания, усложните программу:


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 163
«Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги, и т.д.».
46. «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количе­
ство детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам
бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет дей­
ствия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока
мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предла­
гается вслух проговаривать название направления, в котором они пе­
редают мяч.
47. «Мама, поверни направо...» Эта игра может предназначаться и
для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке,
по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок
говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». —
«Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не со­
образил, как скомандовать, то должен остановить маму командой
«Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препят­
ствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».
48. «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует об­
судить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет
что?.. А слева?» и т.д. Ему дается инструкция: «Покажи верхний пра­
вый угол впереди» и т.д.
После выработки навыка ориентации в пространстве относитель­но себя можно переходить к ориентации других объектов относитель­но друг друга и себя относительно других объектов.
49. «Капризный фотограф». Психолог-фотограф, желая сделать
снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо посадить:
корову справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф
все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пе­
ресаживать зверей.
Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструк­ции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы». Мо­дификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и про­веряет ее выполнение.
50. «Беги на новое место». Дети встают в колонну. Психолог или
ребенок-ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен пере­
бежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я
стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.


164 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении.Аналогично, стоя в шеренге: «Я стою справа от...» (с передвижением влево и т.д.).
51. «Где же я сижу?» Дети рассаживаются в ряд или полукругом.
Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; спра­
ва от Маши, но левее Сережи; напротив... и т.д.». Затем они меняются
местами, и игра продолжается.
52. «Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок
с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, напри­
мер, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем мор­
ковь».
Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вы­зывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: право — где у меня лево, а лево — где право.
— Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же сторо­ны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.
- Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает пра­вую руку; остальные поднимают свои правые руки и убежда­ются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положе­ние его поднятой руки со своими, делают вывод о противопо­ложном расположении правых и левых частей тела у лиц, сто­ящих напротив друг друга.
53. «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к психологу или
сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у
себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое ко­
лено и т.д. Потом роли меняются: инструкцию дает ребенок.
54. «Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один из
двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой —
называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз и т.д.».
55. «Найди свою правую руку». Сидя напротив ребенка, дать инст­
рукцию: «Делай своей правой рукой («Кстати, где она?») то же, что
и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 165
одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно — согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).
56. «Найди правый рукав». Попросите ребенка определить правый
и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в раз­
личных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.
57. «Веселые картинки». Ребенок определяет на картинках, какой
рукой действует герой, с какой стороны относительно других нахо­
дится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т.п. Эту ра­
боту рекомендуется проводить длительное время одновременно с лю­
бой другой работой по картинкам.
Устойчивый навык можно выработать только при участии роди­телей, например, дав им задание постоянно обращать внимание де­тей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т.п.
58. «Правильное зеркало». Стоя или сидя с ребенком друг на­
против друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях снача­
ла одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если психо­
лог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую —
влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут иден­
тичными.
59. «Неправильное зеркало». И.п. то же, но инструкция изменяет­
ся: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой ру­
кой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой ру­
кой, ты — правой (поднимаются правые руки)». В результате если
психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то
ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно
себя и т.д.
Таким образом отрабатываются движения с перешифровкой:
—одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Напри­
мер, дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до
правого колена, а правой рукой до сердца;
—движение рук ребенка относительно себя в сторону, противо­
положную направлению рук психолога. Например, его правая
рука двигается вправо, а правая рука ребенка — влево относи­
тельно себя (соответственно влево — вправо, вверх — вниз,
вниз — вверх, к себе — от себя, от себя — к себе, налево вверх
— направо вниз и т.д.).


166 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
§3. Пространственные схемы и диктанты
Следующим этапом формирования пространственных представ­лений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
60. Двигательный диктант (по шагам), например: один шаг впе­
ред, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т.д.
61. Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти пред­
мет в комнате или здании. Совместное, а затем самостоятельное со­
ставление планов (комнаты, класса, улицы и т.д.). На следующих эта­
пах нужно научить ребенка работе с картой города, мира, и т.п.
В целом развитие пространственных схем начинается с формиро­вания ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графи­ческого воспроизведения направлений. При необходимости проведи­те сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажи­те верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги; обсудите и подпишите вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем попросите ребенка сделать то же самое по памяти, но на чистом листе бумаги.
62. «Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить в
комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем
углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены.
Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в пра­
вом верхнем углу».
63. «Покажи направление». Научите ребенка показывать направ­
ления рукой (потом — только поворотом головы, взглядом) в возду­
хе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем —
по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).
64. «Куда указывает стрелка?» Предложите ребенку расположить
карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указы­
ваемых вами направлениях и называя их. Аналогично — нарисовать
стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.
65. «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит
определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и
т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаша от бумаги.
Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую
линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол» и т.д.
На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку— «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 167
освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от преды­дущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.
66. «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре
точки. Поставь знак "+" от первой точки снизу, от второй — сверху,
от третьей — справа, от четвертой — слева». Аналогично — с двумя
разными знаками.
67. «Стрелки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. От
первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от
третьей — влево, от четвертой — вверх». Проверка: от какой точки
стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех вы­
полненных заданиях.
68. «Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по
8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи
пальцем каждый из них».
В первом квадрате надо выделить карандашом первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соеди­нить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вто­рую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).
В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (в правый верхний угол).
Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.
69. «Графические диктанты». Психолог диктует: «Начиная с тре­
тьей клетки: одну клетку вправо... две — вниз... одну — влево» и т.д. Бо­
лее сложный вариант — движение по диагональным направлениям,
например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну —
налево вниз». Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми,
постепенно все более усложняясь.
Каждый психолог легко может сам разрисовать по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т.п., чтобы использовать их Для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются этой рабо-


168 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
той. «Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:
—сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а за­
тем — левой;
—ребенок рисует в направлении, противоположном тому, кото­
рое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево
вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослуш­
ный ученик»;
—после того как освоено выполнение графических диктантов од­
ной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе
руки двигаются по инструкции, затем обе руки — в сторону,
противоположную той, которая указана в инструкции; после
этого правая рука — по инструкции, а левая — в противопо­
ложную сторону и наоборот;
—по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соот­
ветствии с инструкцией, а другую часть в противоположном
направлении; затем — снова в заданном направлении и т.д.
Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графичес­кий диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.
§4. Конструирование и копирование
Неотъемлемой частью формирования пространственных пред­ставлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картин­ки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
70. «Конструирование предметов из заданных частей». Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного клас­са: например, емкость (для посуды) или туловище (для животных), стебель (для растений), и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые раз­личные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить не­сколько фигур с единой основой: например, на базе одной и той же «основы» для посуды могут быть (с помощью разных соответствую­щих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т.п.То же — с фигурой человека или животного, растениями и т.п. Каж­дый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?» Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения


 



Рис. 12

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: