Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 141
Иногда вам придется в буквальном смысле «зацементировать» ребенка: вы крепко обхватываете его руками или он делает это сам. Или он стоит на коленях перед столиком, подпирая голову руками; ноги в утяжелителях, челюсти сильно сжаты (в зубах — «баранка» или палочка). И только когда ребенок находится в таком положении, можно приступать к выполнению глазодвигательных, графических и других упражнений. Не исключено, что и тут вы вынуждены будете фиксировать его голову или плечи.
Формирование автономии по уровням логично начинать с устранения синкинезии «глаза — язык», так как, во-первых, патологическая связь этих уровней довольно часто встречается у большинства детей, во-вторых, она является очень энергоемкой для организма в целом, в-третьих, оптимальное взаимодействие именно этих уровней необходимо для развития восприятия, речи, письма и т.д.
134. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях
глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные
упражнения (по четырем основным, четырем диагональным направ
лениям, от себя и к себе), описанные выше, в сочетании с фиксаци
ей мышц языка и челюсти:
а) сильно сжать челюсти; при необходимости можно попросить
ребенка зажать зубами карандаш и т.п.;
б) максимально открыть рот, язык спрятать;
в) максимально открыть рот, максимально высунуть язык.
135. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и язы
ком (однонаправленные и разнонаправленные).
136. Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разно
направленных движений глаз и языка. Иными словами, движения
языка направлены в ту же или в противоположную от взора сторону.
137. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движе
ний головы и глаз.
138. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движе
ний языка (глаз) с руками и ногами.
Очевидно, что все перечисленные упражнения постепенно, по мере усвоения, должны внедряться в описанные выше циклы и выполняться в положении лежа, сидя, стоя. По мере автономизации и автоматизации взаимодействия рук и ног они также включаются в эти блоки упражнений.
|
142 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных иреципрокных) взаимодействий
На формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.
Упражнениялежанаспине
139. Ноги и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и пере
крещены Х-образно; одновременно оттягивается вверх мысок (пятка)
правой ноги и кисть левой руки, расслабление, то же — для левой
ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги.
140. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки
вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна
— вверх, другая — вниз) таким образом, что одна рука оказывается
вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова на
клоняется в сторону верхней руки, а колени — в сторону нижней
руки, и наоборот.
141. Модифицированный вариант «велосипеда» — ребенок ими
тирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладо
нью) противоположного колена; одноименного колена; затем снова
противоположного колена.
142. Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются од
новременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо,
влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, пере
крест рук и перекрест ног).
143. Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище.
Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног:
вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжа
тые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
144. Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с на
пряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются
одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, впра
во, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, пе
рекрест рук и перекрест ног).
145. Фиксированы туловище и руки — руки прижаты к груди в
положении тройного сгибания (в плечевых, локтевых и лучезапяст-
|
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 143
ных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и ног (так же, как в 144).
146. Фиксированы туловище и ноги в положении тройного сги
бания (в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах). Выпол
няются одновременные движения головы, глаз, языка и рук (так же,
как в 144 и 145).
147. Фиксированы глаза, руки и ноги, то есть те части тела, ко
торые обеспечивают пространственно-координационную функцию
тела. Ребенок выполняет повороты туловища: сначала медленные по
вороты в одну, затем в другую сторону при фиксированных голове и
взгляде, сцепленных руках и ногах. Затем в движение вместе с туло
вищем вовлекается голова. После этого отрабатываются вертикальные
осевые движения (ось «голова — копчик») с поднятием тазового по
яса; плечевого пояса; одновременно тазового и плечевого поясов.
Затем все перечисленные упражнения выполняются разнонаправленно во всех вариантах.
Упражнениясидя
Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук сначала выполняется в свободном темпе, а затем — под хлопки взрослого, ритмичную музыку и т.п.
148. Язык фиксирован в одном из положений: сильно сжатые че
люсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый
рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные
движения рук и глаз:
а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно
то правая рука ударяет по правому колену, то левая — по левому,
одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную,
затем в противоположную от руки сторону;
б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то пра
вая рука ударяет по левому колену, то левая — по правому, одновре
менно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой,
а затем в противоположную от руки сторону.
149. Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются со
четанные движения языка и рук аналогично описанным в упраж
нении 148.
150. Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки рас
полагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещива
ются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом
глаза и язык двигаются следующим образом:
|
144 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
а) глаза вместе с языком сначала за ладонью, затем от нее;
б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за
ладонью, от нее;
в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений,
двигаются глаза — за ладонью, от нее;
г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;
д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.
151. Руки, сжатые в кулак, лежат на коленях (вытянуты вперед; в
стороны), большие пальцы вверх. Движения руками выполняются од-
нонаправленно и разнонаправленно с глазами и языком. Это же уп
ражнение выполняется стоя с опущенными, поднятыми, вытянуты
ми вперед или в стороны руками.
Упражнения стоя на четвереньках
152. Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кис
тях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги,
затем противоположных руки и ноги. При этом руки вначале распо
лагаются параллельно друг другу, затем перекрещиваются, то есть
при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, за
тем левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг
другу-
153. Сочетанные движения глаз, языка, рук и ног, ползая на чет
вереньках (вперед, назад, вправо, влево). Руки и ноги двигаются в
последовательности, приведенной в упражнении 152, при этом глаза
и язык совершают следующие движения:
а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем
от нее;
б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за
ладонью, от нее;
в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений,
двигаются глаза — за ладонью, от нее;
г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;
д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.
Упражнения стоя
154. «Перекрестные и односторонние движения». На первом эта
пе ребенок медленно шагает, попеременно дотрагиваясь то правой,
то левой рукой до противоположного колена (перекрестные дви
жения). Психолог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 145
в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз. На третьем и пятом этапах — перекрестные движения, на четвертом — односторонние.
Обязательное условие — начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребенок освоил данное упражнение под счет психолога, можно предложить ему вести счет самостоятельно — считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение. Более сложный вариант этого упражнения — нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает психолог, или когда ребенок переводит глаза по словесной инструкции.
155. «Цыганочка». И.п. — поставить ноги на ширине плеч, руки
опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вер
нуться в И.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки
(согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в И.п.
Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой
руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.
156. Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала каждой ру
кой, а затем одновременно обеими. Образцы графических паттернов
представлены на рис. 6. Чрезвычайно важно, чтобы синхронно дви
гались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу
друг другу и т.д. Сначала ребенок рисует (обводит нарисованный об
разец) прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные;
затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных
положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой поло
винах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям лис
та); одно симметрично расположенное изображение; законченный
сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каж
дого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом
двуручно.
Потом это же задание можно перенести на горизонтальную плоскость — выполняя те же (и более сложные) рисунки на листе бумаги, сидя за столом.
157. «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте
любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть снача
ла в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — нога
ми. Затем усложните задачу:
а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», попок, хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается
146 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 147
Рис. 6. Образцы для обведения
148 Часть П. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;
б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями
друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар
другой ладони о кулак. Играя в паре, после хлопка удар «кулак-ла
донь» ребенок делает с вами. В еще более сложном варианте «кулак-
ладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то
левая, то правая рука);
в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в
котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь
ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга
ребрами);
г) после собственного хлопка ребенок «здоровается» с партне
ром, как в классическом варианте, соприкасаясь с партнером стопа
ми, коленями, бедрами, локтями, плечами.
158. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене
на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены на 3—5 метров
вправо, а затем влево. Сначала двигаются одноименные, а затем про
тивоположные рука и нога:
а) руки и ноги параллельны;
б) руки перекрещены, ноги параллельны;
в) ноги перекрещены, руки параллельны;
г) руки перекрещены, ноги перекрещены.
В более сложном варианте это упражнение выполняется с вытянутыми вверх руками; ребенок при этом смотрит прямо перед собой или закрывает глаза.
159. Прыжки на месте на двух ногах:
а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч,
лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у
носков, то у пяток ног);
б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочеред
но правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая
палка, лежит между стопами ног).
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную.
160. Прыжки с продвижением, в качестве ориентира использует
ся линия на полу между стопами ног:
а) чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно (поочередно впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой — сверху рука, одноименная (противоположная) стоящей впереди ноге;
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 149
б) чередование прыжков: ноги врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу.
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную.
161. Беговые упражнения с прямым и перекрестным перешагива
нием через гимнастические палки, уложенные параллельно друг дру
гу, под углом — в виде ломаной линии; по ориентирам (меловая раз
метка, кольца и т.д.).
Следующий блок упражнений может выполняться лежа, сидя или стоя. Необходимо каждое из них делать в три этапа: 1) руки прямые (опущены, подняты или вытянуты); 2) кисти фиксированы на плечах, локти свободны; 3) руки прижаты к груди, кисти свободны.
162. «Птенчики». Рот широко открывается так, чтобы тянулись
уголки рта, а затем плотно закрывается. Руки согнуты в локтях, ладо
ни на уровне плеч, разжимать и сжимать кулаки, одновременно от
крывая и закрывая рот, и наоборот: сжимая кулак, открывать рот.
Удерживать рот открытым (2—3 сек.), согласовывая это с движением
рук.
163. «Жало змеи». Ребенок изображает языком жало змеи, резко
выкидывая язык вперед с силой (до боли). Затем одновременно с язы
ком жало змеи имитируют руки (согнутые в локтях руки выбрасыва
ются вперед и возвращаются в исходное положение). Затем руки и
язык двигаются разнонаправленно.
164. «Обезьянка». Ребенок изображает обезьянку, которая гри
масничает перед зеркалом:
а) двигает нижней челюстью вперед-назад; то же с одновремен
ным движением рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются
разнонаправленно;
б) двигает челюсть вправо-влево; то же с перемещением рук в ту
же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные
стороны;
в) язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные сто
роны;
г) одновременное движение глаз и челюсти в одну сторону, а
затем в разные стороны.
165. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы «трубочкой» вперед, а
затем растягивает их в улыбке. Это упражнение выполняется:
а) с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает «трубочку», и приведением ладоней к плечам во время выпол-
Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
нения «улыбки»; затем наоборот: «трубочка» — руки к плечам (груди), «улыбка» — руки вверх (вперед) и т.д.;
б) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево; то же — с одно
временным перемещением рук в ту же сторону, что и губы, а затем —
с движением рук в противоположную сторону (например, губы впра
во, руки влево);
в) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновремен
ным движением языка в ту же сторону, затем в противоположную;
г) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновремен
ными движениями глаз в ту же, а затем в противоположную сторону;
д) вытянутые «трубочкой» губы вращать по кругу (направо, за
тем налево).
166. «Качели». Ребенок изображает языком движение качелей:
поднимать язык вверх, опускать его вниз; то же — с одновременным
движением рук сначала в ту же, что и язык, а затем в противополож
ную ему сторону. Те же движения языка сочетать с движениями глаз.
167. «Часы». Движение языка к уголкам рта направо и налево, то
же — с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и
язык, а затем в противоположную ему сторону. Сочетать движения
языка с движениями глаз.
168. «Хомяк». Ребенок изображает хомяка, который идет по лесу.
Вот какой он сытый (облизаться, надуть обе щеки, развести руки), а
такой — голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя).
Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать
щеки в такт с руками). Влез в узкую норку и выплюнул зерно (бить
кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдохнуть). Это за
дание необходимо дополнить любыми выразительными движениями
рук, ног, всего тела.
Раздел 2
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ ИНЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (2-й ФБМ)
Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого илевого полушарий мозга
Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
1. «Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем
несколько поз), в создании которой участвует все тело.
2. «Хастш. Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных
поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек. (двух-трех
циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность
на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в
день 5—7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что
и на рисунке 7.
Рис. 7
Хотелось бы добавить, что мы вообще недостаточно уделяем внимания традиционным методам коррекции, базирующимся на позно-жестовой (общетелесной и особенно — мануальной) компоненте. Читатели могут убедиться в их необычайной эффективности, используя литературу (в частности, приведенную в настоящем издании) по йоге, даоским лечебным жестам, танцевальной терапии, цигуну и т.п.
3. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ре-
152 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
бенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с 2—3 точками.
После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения в работу включались все части тела: лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.
4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ре
бенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом
фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед
зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «те
лесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновре
менно.
5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем
на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг,
квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если
он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную,
наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бу
маги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке,
«рисуя» на обеих сторонах кисти.
При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите,
назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной
фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие,
мягкие и т.п.). После этого предложите ему ощупать вслепую мате
риал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал
или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем —
другой.
7. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном
домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждач
ная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бу
мага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку»,
слева — гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открыты-
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 153
ми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой или левой рукой.
Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.
8. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек
разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми
глазами разложит их на однородные кучки.
9. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непроз
рачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, мо
нету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь
угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом он должен ощупы
вать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по
очереди.
Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.
10. «Доски Сегена». Используется модифицированный вариант
этого известного теста. Он проводится в 4 этапа: 1) выполняется в
свободном режиме; 2) выполняется только одной рукой (правой,
потом левой); 3) левая рука работает с фигурами, а правая опознает
гнезда; 4) правая рука работает с фигурами, а левая — с гнездами.
Глаза ребенка при этом закрыты.
11. «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархат
ной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку,
кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и малень
кие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги.
Попросите ребенка:
— на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;
- с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза,
указать на нее в ряду нарисованных;
- одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе
или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.
12. «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки со
ставьте слово (из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно
ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант,
когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, на
звать и запомнить, а затем составить из них слово.
Глава 2. Зрительный гнозис
13. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения,
целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по гори
зонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде по
лос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает
разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количе
ство фрагментов должно соответствовать его актуальным возможнос
тям. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по кон
фигурации.
14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагает
ся картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометричес
кий рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и
набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фраг
мент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких
фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую
часть.
15. «Чего здесь не хватает?» Внимательно посмотрев на изоб
ражение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и
исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему
показывают правильное изображение предмета и проводят срав
нение.
16. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным
количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в
о |
Рис. 8
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 155
заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.
17. «Загадочныерисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчи
тать изображенные на рисунке предметы (рис. 8).
18. «Что здесь изображено?» Узнавание «зашумленных» (нало
женных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных
предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, фор
ме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от
возраста и возможностей ребенка.
19. «Что перепутал художник?» В изображениях любых предме
тов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не
свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.
20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный мате
риал, где основу составляет «фон» (более или менее часто расстав
ленные точки или значки любой конфигурации; различные пересека
ющиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагает
ся различить на таком «фоне» «фигуры», то есть найти, показать и
назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предме
ты, буквы, цифры и т.д.).
Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 9.
Рис. 9 |
21. «Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты»
в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, ко
ридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание
156 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
(«У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.
Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначаласконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.) и специальных геометрических форм и предложить ребенку пройти по нему. Потом на бумаге: дать задание ребенку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом и лишь потом прослеживать путь исключительно глазами.
Рис. 10 |
22. «Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором враз
брос нарисовано большое количество различных простых предметов,
геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычерк
нуть все изображения одного вида.
23. «Тест Виткина». Здесь надо найти в нижних фигурах одну из
«спрятанных» в них эталонных (изображенных вверху) (рис. 10).
24. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, циф
рами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повер
нутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.