Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 12 глава





Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 141
Иногда вам придется в буквальном смысле «зацементировать» ребенка: вы крепко обхватываете его руками или он делает это сам. Или он стоит на коленях перед столиком, подпирая голову руками; ноги в утяжелителях, челюсти сильно сжаты (в зубах — «баранка» или палочка). И только когда ребенок находится в таком положении, можно приступать к выполнению глазодвигательных, графических и других упражнений. Не исключено, что и тут вы вынуждены будете фиксировать его голову или плечи.
Формирование автономии по уровням логично начинать с уст­ранения синкинезии «глаза — язык», так как, во-первых, патологи­ческая связь этих уровней довольно часто встречается у большинства детей, во-вторых, она является очень энергоемкой для организма в целом, в-третьих, оптимальное взаимодействие именно этих уров­ней необходимо для развития восприятия, речи, письма и т.д.
134. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях
глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные
упражнения (по четырем основным, четырем диагональным направ­
лениям, от себя и к себе), описанные выше, в сочетании с фиксаци­
ей мышц языка и челюсти:
а) сильно сжать челюсти; при необходимости можно попросить
ребенка зажать зубами карандаш и т.п.;
б) максимально открыть рот, язык спрятать;
в) максимально открыть рот, максимально высунуть язык.
135. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и язы­
ком (однонаправленные и разнонаправленные).
136. Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разно­
направленных движений глаз и языка. Иными словами, движения
языка направлены в ту же или в противоположную от взора сторону.
137. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движе­
ний головы и глаз.
138. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движе­
ний языка (глаз) с руками и ногами.
Очевидно, что все перечисленные упражнения постепенно, по мере усвоения, должны внедряться в описанные выше циклы и вы­полняться в положении лежа, сидя, стоя. По мере автономизации и автоматизации взаимодействия рук и ног они также включаются в эти блоки упражнений.


142 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных иреципрокных) взаимодействий
На формирование одновременных и реципрокных координации ока­зывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения пра­вой и левой половин тела.
Упражнениялежанаспине
139. Ноги и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и пере­
крещены Х-образно; одновременно оттягивается вверх мысок (пятка)
правой ноги и кисть левой руки, расслабление, то же — для левой
ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги.
140. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки
вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна
— вверх, другая — вниз) таким образом, что одна рука оказывается
вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова на­
клоняется в сторону верхней руки, а колени — в сторону нижней
руки, и наоборот.
141. Модифицированный вариант «велосипеда» — ребенок ими­
тирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладо­
нью) противоположного колена; одноименного колена; затем снова
противоположного колена.
142. Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются од­
новременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо,
влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, пере­
крест рук и перекрест ног).
143. Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище.
Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног:
вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжа­
тые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
144. Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с на­
пряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются
одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, впра­
во, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, пе­
рекрест рук и перекрест ног).
145. Фиксированы туловище и руки — руки прижаты к груди в
положении тройного сгибания (в плечевых, локтевых и лучезапяст-


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 143
ных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и ног (так же, как в 144).
146. Фиксированы туловище и ноги в положении тройного сги­
бания (в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах). Выпол­
няются одновременные движения головы, глаз, языка и рук (так же,
как в 144 и 145).
147. Фиксированы глаза, руки и ноги, то есть те части тела, ко­
торые обеспечивают пространственно-координационную функцию
тела. Ребенок выполняет повороты туловища: сначала медленные по­
вороты в одну, затем в другую сторону при фиксированных голове и
взгляде, сцепленных руках и ногах. Затем в движение вместе с туло­
вищем вовлекается голова. После этого отрабатываются вертикальные
осевые движения (ось «голова — копчик») с поднятием тазового по­
яса; плечевого пояса; одновременно тазового и плечевого поясов.
Затем все перечисленные упражнения выполняются разнонап­равленно во всех вариантах.
Упражнениясидя
Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук сначала вы­полняется в свободном темпе, а затем — под хлопки взрослого, рит­мичную музыку и т.п.
148. Язык фиксирован в одном из положений: сильно сжатые че­
люсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый
рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные
движения рук и глаз:
а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно
то правая рука ударяет по правому колену, то левая — по левому,
одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную,
затем в противоположную от руки сторону;
б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то пра­
вая рука ударяет по левому колену, то левая — по правому, одновре­
менно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой,
а затем в противоположную от руки сторону.
149. Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются со­
четанные движения языка и рук аналогично описанным в упраж­
нении 148.
150. Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки рас­
полагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещива­
ются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом
глаза и язык двигаются следующим образом:


144 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
а) глаза вместе с языком сначала за ладонью, затем от нее;
б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за
ладонью, от нее;
в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений,
двигаются глаза — за ладонью, от нее;
г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;
д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.
151. Руки, сжатые в кулак, лежат на коленях (вытянуты вперед; в
стороны), большие пальцы вверх. Движения руками выполняются од-
нонаправленно и разнонаправленно с глазами и языком. Это же уп­
ражнение выполняется стоя с опущенными, поднятыми, вытянуты­
ми вперед или в стороны руками.
Упражнения стоя на четвереньках
152. Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кис­
тях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги,
затем противоположных руки и ноги. При этом руки вначале распо­
лагаются параллельно друг другу, затем перекрещиваются, то есть
при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, за­
тем левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг
другу-
153. Сочетанные движения глаз, языка, рук и ног, ползая на чет­
вереньках (вперед, назад, вправо, влево). Руки и ноги двигаются в
последовательности, приведенной в упражнении 152, при этом глаза
и язык совершают следующие движения:
а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем
от нее;
б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за
ладонью, от нее;
в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений,
двигаются глаза — за ладонью, от нее;
г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;
д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.
Упражнения стоя
154. «Перекрестные и односторонние движения». На первом эта­
пе ребенок медленно шагает, попеременно дотрагиваясь то правой,
то левой рукой до противоположного колена (перекрестные дви­
жения). Психолог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 145
в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз. На третьем и пятом этапах — перекрестные движения, на чет­вертом — односторонние.
Обязательное условие — начинать и заканчивать упражнение пе­рекрестными движениями. После того как ребенок освоил данное уп­ражнение под счет психолога, можно предложить ему вести счет са­мостоятельно — считая и контролируя последовательность и пере­ключение с движения на движение. Более сложный вариант этого уп­ражнения — нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает психолог, или когда ре­бенок переводит глаза по словесной инструкции.
155. «Цыганочка». И.п. — поставить ноги на ширине плеч, руки
опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вер­
нуться в И.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки
(согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в И.п.
Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой
руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.
156. Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала каждой ру­
кой, а затем одновременно обеими. Образцы графических паттернов
представлены на рис. 6. Чрезвычайно важно, чтобы синхронно дви­
гались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу
друг другу и т.д. Сначала ребенок рисует (обводит нарисованный об­
разец) прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные;
затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных
положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой поло­
винах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям лис­
та); одно симметрично расположенное изображение; законченный
сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каж­
дого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом
двуручно.
Потом это же задание можно перенести на горизонтальную плос­кость — выполняя те же (и более сложные) рисунки на листе бумаги, сидя за столом.
157. «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте
любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть снача­
ла в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — нога­
ми. Затем усложните задачу:
а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», попок, хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается


146 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 147

Рис. 6. Образцы для обведения


148 Часть П. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
число движений за счет соединения классического и данного вариан­тов. Аналогично — ногами;
б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями
друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар
другой ладони о кулак. Играя в паре, после хлопка удар «кулак-ла­
донь» ребенок делает с вами. В еще более сложном варианте «кулак-
ладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то
левая, то правая рука);
в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в
котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь
ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга
ребрами);
г) после собственного хлопка ребенок «здоровается» с партне­
ром, как в классическом варианте, соприкасаясь с партнером стопа­
ми, коленями, бедрами, локтями, плечами.
158. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене
на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены на 3—5 метров
вправо, а затем влево. Сначала двигаются одноименные, а затем про­
тивоположные рука и нога:
а) руки и ноги параллельны;
б) руки перекрещены, ноги параллельны;
в) ноги перекрещены, руки параллельны;
г) руки перекрещены, ноги перекрещены.
В более сложном варианте это упражнение выполняется с вытя­нутыми вверх руками; ребенок при этом смотрит прямо перед собой или закрывает глаза.
159. Прыжки на месте на двух ногах:
а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч,
лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у
носков, то у пяток ног);
б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочеред­
но правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая
палка, лежит между стопами ног).
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторо­ну, что и ноги, затем — в противоположную.
160. Прыжки с продвижением, в качестве ориентира использует­
ся линия на полу между стопами ног:
а) чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно (поочеред­но впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным дви­жением рук, вытянутых прямо перед собой — сверху рука, одноимен­ная (противоположная) стоящей впереди ноге;


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 149
б) чередование прыжков: ноги врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу.
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторо­ну, что и ноги, затем — в противоположную.
161. Беговые упражнения с прямым и перекрестным перешагива­
нием через гимнастические палки, уложенные параллельно друг дру­
гу, под углом — в виде ломаной линии; по ориентирам (меловая раз­
метка, кольца и т.д.).
Следующий блок упражнений может выполняться лежа, сидя или стоя. Необходимо каждое из них делать в три этапа: 1) руки пря­мые (опущены, подняты или вытянуты); 2) кисти фиксированы на плечах, локти свободны; 3) руки прижаты к груди, кисти свободны.
162. «Птенчики». Рот широко открывается так, чтобы тянулись
уголки рта, а затем плотно закрывается. Руки согнуты в локтях, ладо­
ни на уровне плеч, разжимать и сжимать кулаки, одновременно от­
крывая и закрывая рот, и наоборот: сжимая кулак, открывать рот.
Удерживать рот открытым (2—3 сек.), согласовывая это с движением
рук.
163. «Жало змеи». Ребенок изображает языком жало змеи, резко
выкидывая язык вперед с силой (до боли). Затем одновременно с язы­
ком жало змеи имитируют руки (согнутые в локтях руки выбрасыва­
ются вперед и возвращаются в исходное положение). Затем руки и
язык двигаются разнонаправленно.
164. «Обезьянка». Ребенок изображает обезьянку, которая гри­
масничает перед зеркалом:
а) двигает нижней челюстью вперед-назад; то же с одновремен­
ным движением рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются
разнонаправленно;
б) двигает челюсть вправо-влево; то же с перемещением рук в ту
же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные
стороны;
в) язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные сто­
роны;
г) одновременное движение глаз и челюсти в одну сторону, а
затем в разные стороны.
165. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы «трубочкой» вперед, а
затем растягивает их в улыбке. Это упражнение выполняется:
а) с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает «трубочку», и приведением ладоней к плечам во время выпол-


Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация


 


нения «улыбки»; затем наоборот: «трубочка» — руки к плечам (гру­ди), «улыбка» — руки вверх (вперед) и т.д.;
б) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево; то же — с одно­
временным перемещением рук в ту же сторону, что и губы, а затем —
с движением рук в противоположную сторону (например, губы впра­
во, руки влево);
в) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновремен­
ным движением языка в ту же сторону, затем в противоположную;
г) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновремен­
ными движениями глаз в ту же, а затем в противоположную сторону;
д) вытянутые «трубочкой» губы вращать по кругу (направо, за­
тем налево).
166. «Качели». Ребенок изображает языком движение качелей:
поднимать язык вверх, опускать его вниз; то же — с одновременным
движением рук сначала в ту же, что и язык, а затем в противополож­
ную ему сторону. Те же движения языка сочетать с движениями глаз.
167. «Часы». Движение языка к уголкам рта направо и налево, то
же — с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и
язык, а затем в противоположную ему сторону. Сочетать движения
языка с движениями глаз.
168. «Хомяк». Ребенок изображает хомяка, который идет по лесу.
Вот какой он сытый (облизаться, надуть обе щеки, развести руки), а
такой — голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя).
Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать
щеки в такт с руками). Влез в узкую норку и выплюнул зерно (бить
кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдохнуть). Это за­
дание необходимо дополнить любыми выразительными движениями
рук, ног, всего тела.


Раздел 2
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ ИНЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (2-й ФБМ)
Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого илевого полушарий мозга
Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
1. «Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем
несколько поз), в создании которой участвует все тело.
2. «Хастш. Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных
поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек. (двух-трех
циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность
на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в
день 5—7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что
и на рисунке 7.

Рис. 7
Хотелось бы добавить, что мы вообще недостаточно уделяем внимания традиционным методам коррекции, базирующимся на позно-жестовой (общетелесной и особенно — мануальной) компо­ненте. Читатели могут убедиться в их необычайной эффективности, используя литературу (в частности, приведенную в настоящем изда­нии) по йоге, даоским лечебным жестам, танцевальной терапии, цигуну и т.п.
3. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (по­гладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ре-


152 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
бенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необ­ходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с 2—3 точками.
После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого уп­ражнения в работу включались все части тела: лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.
4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ре­
бенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом
фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед
зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «те­
лесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновре­
менно.
5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем
на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг,
квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если
он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную,
наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бу­
маги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке,
«рисуя» на обеих сторонах кисти.
При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «на­писание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите,
назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной
фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие,
мягкие и т.п.). После этого предложите ему ощупать вслепую мате­
риал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал
или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем —
другой.
7. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном
домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждач­
ная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бу­
мага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку»,
слева — гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открыты-


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 153
ми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой или левой рукой.
Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.
8. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек
разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми
глазами разложит их на однородные кучки.
9. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непроз­
рачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, мо­
нету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь
угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом он должен ощупы­
вать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по
очереди.
Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок нахо­дит такой же среди других во втором мешочке сначала той же, а по­том другой рукой.
10. «Доски Сегена». Используется модифицированный вариант
этого известного теста. Он проводится в 4 этапа: 1) выполняется в
свободном режиме; 2) выполняется только одной рукой (правой,
потом левой); 3) левая рука работает с фигурами, а правая опознает
гнезда; 4) правая рука работает с фигурами, а левая — с гнездами.
Глаза ребенка при этом закрыты.
11. «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархат­
ной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку,
кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и малень­
кие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги.
Попросите ребенка:
— на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;
- с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза,
указать на нее в ряду нарисованных;
- одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе
или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.
12. «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки со­
ставьте слово (из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно
ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант,
когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, на­
звать и запомнить, а затем составить из них слово.


Глава 2. Зрительный гнозис
13. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения,
целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по гори­
зонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде по­
лос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает
разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количе­
ство фрагментов должно соответствовать его актуальным возможнос­
тям. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по кон­
фигурации.
14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагает­
ся картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометричес­
кий рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и
набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фраг­
мент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких
фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую
часть.
15. «Чего здесь не хватает?» Внимательно посмотрев на изоб­
ражение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и
исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему
показывают правильное изображение предмета и проводят срав­
нение.
16. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным
количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в


 

 


о

 



Рис. 8


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 155
заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.
17. «Загадочныерисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчи­
тать изображенные на рисунке предметы (рис. 8).
18. «Что здесь изображено?» Узнавание «зашумленных» (нало­
женных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных
предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, фор­
ме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от
возраста и возможностей ребенка.
19. «Что перепутал художник?» В изображениях любых предме­
тов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не­
свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.
20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный мате­
риал, где основу составляет «фон» (более или менее часто расстав­
ленные точки или значки любой конфигурации; различные пересека­
ющиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагает­
ся различить на таком «фоне» «фигуры», то есть найти, показать и
назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предме­
ты, буквы, цифры и т.д.).
Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 9.

 

 


Рис. 9

 


21. «Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты»
в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, ко­
ридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание


156 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
(«У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких за­даний легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.
Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначаласконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.) и специальных геометрических форм и пред­ложить ребенку пройти по нему. Потом на бумаге: дать задание ребен­ку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом и лишь по­том прослеживать путь исключительно глазами.

 

 


Рис. 10

 


22. «Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором враз­
брос нарисовано большое количество различных простых предметов,
геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычерк­
нуть все изображения одного вида.
23. «Тест Виткина». Здесь надо найти в нижних фигурах одну из
«спрятанных» в них эталонных (изображенных вверху) (рис. 10).
24. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, циф­
рами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повер­
нутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: