Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 7 глава





288 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 21
1. Дыхательные упражнения. И.п. — стоя. Развести прямые руки в
стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка про­
гнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом.
Затем медленно выдохнуть через рот. На выдохе сдавливать грудную
клетку ладонями, одновременно опустив голову вниз и слегка накло­
нив туловище вперед. Во время выдоха произносить «с-с-с».
2. Глазодвигательные уражнения. И.п. — стоя. Упражнение выпол­
няется так же, как на занятии 18 (ребенок следит за предметом, не
поворачивая головы, язык поворачивается в противоположную от
глаз сторону). Ребенок водит предметом самостоятельно, держа его
сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ве­
дет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх, вниз
и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в
локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
3. «Растяжки». Ребенок лежит на животе, ноги прямые, обе
руки, согнутые в локтях, лежат на полу, лоб лежит на ладонях. По
команде взрослого ребенок поднимает одновременно голову с локтя­
ми и ноги, глаза смотрят вверх, ноги не сгибаются.
4. «Ходим по стене». Ребенок становится лицом к стене, мыски
ног упираются в стенку, ладони лежат на стене:

1) ребенок одновременно переставляет правую руку и правую
ногу, затем левую руку и левую ногу (ноги передвигаются вдоль сте­
ны, руки передвигаются по стене);
2) ребенок одновременно переставляет правую руку и левую
ногу, затем левую руку и правую ногу;
3) ребенок одновременно переставляет правую руку и правую
ногу, затем левую руку и левую ногу, при этом руки через шаг пере­
крещиваются;
4) ребенок одновременно переставляет правую руку и левую
ногу, затем левую руку и правую ногу, при этом руки через шаг пере­
крещиваются.
5. «Память». Взрослый зачитывает ребенку 4—6 слов, не связан­
ных между собой по смыслу, например: корова, стол, письмо, цве­
ток, каша. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ре­
бенок должен назвать пропущенное слово.
В качестве усложнения этого задания можно увеличивать количе­ство слов или пропускать два-три слова.


Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет______ *89

 

 


Рис. 45

 


На каждой картинке один предмет чем-то отличается от остальных. Найди лишний предмет и зачеркни его. Как можно одним словом назвать остальные предметы?


290 Часть III. Дидактические материалы
6. «Обобщающие понятия». Вспомните с ребенком, какие он зна­
ет фрукты (овощи, ягоды, домашних животных, диких животных,
птиц, насекомых, одежду, обувь, инструменты, музыкальные инстру­
менты, мебель, транспорт и т.д.). Подберите подходящие иллюстрации.
7. «Что лишнее». Посмотрите с ребенком на картинки (рис. 45)
и попросите его сказать, какой предмет лишний на каждой картинке
и почему.
8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в
каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать
одновременно двумя руками «лежащие восьмерки», при этом правая
рука рисует слева направо и вверх, а левая рука рисует справа налево
и вниз.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 5-го, 6-го, 7-го и 8-го. Вместо 5-го упражнения базовой программы ребенок выполняет
упражнение «Право—лево».
«Право—лево». Ребенок и взрослый встают друг напротив друга. Взрослый объясняет ребенку: «То, что я буду делать правой рукой, ты делаешь своей правой рукой (оба поднимают правые руки), а то, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки)». Таким образом, если взрослый вытягивает вправо свою правую руку, то ребенок тоже вытягивает свою правую руку вправо относительно себя. Примеры движений: правой рукойвзяться за правое ухо, левую руку положить на левое плечо, правую ногу вытянуть вперед и т.д.
Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет
Групповые занятия с психологом проводятся два раза в неделю. Обязательным условием эффективной работы является отработка дома с родителями упражнений, усвоенных на занятии. Все двига­тельные упражнения (дыхательные, глазодвигательные, ползание на спине, животе, четвереньках, растяжки) выполняются в медленном темпе 6—8 раз в течение занятия. Желательно, чтобы количество де­тей в группах не превышало 7—8 человек.


Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет 291
Групповые занятия следует начинать с разминки. На первом за­нятии каждому из детей необходимо представиться. На первых порах важна четкая, повторяющаяся структура занятий, кроме того, нача­ло коррекционной работы требует достаточно жесткой позиции пси­холога, что способствует автоматизации алгоритма занятий. В конце каждого занятия необходимо напомнить детям домашнее задание и дать тактичную оценку успехов каждого ребенка. На каждом занятии должна проводиться проверка домашнего задания, для того чтобы выяснить, насколько хорошо дети дома отработали упражнения. Про­верка домашнего задания важна, так как без отработки упражнений предыдущего занятия нежелательно приступать к упражнениям по­следующего занятия. При этом следует помнить, что качество выпол­нения заданий может ухудшаться на 6—8 занятиях.
Продолжительность курса составляет 21 занятие. Допустимо про­водить повторные занятия, если психолог видит, что дети с трудом выполняют упражнения, однако в целом курс не должен превышать 22—26 занятий.
Занятие 1
1. Разминка. Дети свободно двигаются под музыку, по условно­
му сигналу (например, хлопок в ладоши) они должны замереть и дер­
жать позу, пока психолог не предложит продолжать.
2. Дыхательные упражнения. Дети лежат на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого дети делают
вдох через нос, выдох через широко открытый рот.
3. Глазодвигательные упражнения. Глазодвигательные упражне­
ния в течение первых четырех занятий выполняются с каждым ребен­
ком индивидуально.
Исходное положение (И.п.) — лежа на спине, ноги и руки лежат прямо, не скрещены, голова фиксирована (лежит неподвижно). Пси­холог берет небольшой предмет (ручка, яркая игрушка) и плавно во­дит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, и его глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды за­держивать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.


292 Часть III. Дидактические материалы

 

 

4. «Качалочка». И.п. — дети сидят, обхватив согнутые ноги ру­
ками, затем откатываются назад, ложась на спину, и возвращаются
в И.п. Во время выполнения упражнения ноги у детей согнуты и они
обхватывают их руками.
5. «Лодочка». Дети ложатся на живот, руки вытягивают вперед,
приподнимают прямые ноги. По команде взрослого дети должны про­
гнуться и покачаться в таком положении.
6. Ползание. Поползать на спине, на животе так, как это получит­
ся у детей.
7. «Животныедетеныши». Вспомните с детьми, как называ­
ются детеныши животных.
8. «Прислушивание». Дети рассаживаются в круг и с закрытыми
глазами прислушиваются к тому, что делается в круге, в комнате или
на улице. На каждое прислушивание дается 1—2 минуты, затем пси­
холог обсуждает с детьми услышанное.
Занятие 2
1. Разминка. Предложите детям двигаться по кругу сначала на
пальцах ног, затем на пятках, на внешней стороне стопы и, наконец,
на внутренней стороне стопы.
2. Дыхательные упражнения. И. п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога дети делают
глубокий вдох через нос, втягивая при этом живот, затем дети дела­
ют выдох через широко открытый рот, надувая живот, как шарик.
3. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 1, только рот ребенка открыт, язык высунут и
спокойно лежит на нижней губе.


Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет 293
4. «Растяжки*. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки
вдоль тела. По команде психолога дети прогибают спину с опорой на
плечи и копчик — на вдохе, на выдохе возвращаются в И. п.
5. «Бревнышко». Покататься по полу как «бревнышко»:

1) с прямыми руками и ногами, руки прижаты к бокам («по
стойке смирно»);
2) с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой,
ладони касаются друг друга.
Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать.
6. Дети лежат на полу, руки и ноги не скрещиваются. По команде
психолога дети должны:
1) приподнять голову (взрослый следит, чтобы в это время ребе­
нок не напрягал и не поднимал плечи) и опустить ее;
2) сесть из положения лежа без помощи рук.

7. «Игра в животных». Предложите детям по очереди показать
вам и всей группе какое-либо животное (корову, собаку, кошку, ля­
гушку и т.д.), подвигаться, как это животное, произвести звуки, ко­
торые издает это животное, так, чтобы вы и остальные дети могли
догадаться, что за животное изображает ребенок.
8. «Приглядывание». Психолог или кто-нибудь из детей описывает
любого ребенка из группы так, чтобы остальные участники группы
его узнали. Нельзя описывать детали, однозначно указывающие на
человека, например, очки.
Занятие 3
1. Разминка. Предложите детям походить по кругу, как гуси — на
корточках.
2. Дыхательные упражнения. И. п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога дети делают
глубокий вдох, надувая живот, как шарик, затем они делают выдох
через широко открытый рот, втягивая живот.
3. Глазодвигательные упражнения.
Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, при этом рот ребенка открыт, язык поворачивается в ту же сторону, что и глаза (глаза за предметом вправо — язык вправо, глаза вверх — язык вверх и т.д.).


294 Часть III. Дидактические материалы

 

 

4. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, одна
рука лежит на диафрагме, другая на животе. По команде психолога
дети на вдохе прогибают спину с опорой на плечи и копчик, на вы­
дохе возвращаются в исходное положение, при этом руки, надавли­
вая на живот и диафрагму, помогают лечь в исходное положение.
5. Ползание. Дети должны поползать на животе:

1) только при помощи ног (руки лежат на спине);
2) только при помощи рук — дети отталкиваются сразу обеими
руками;
3) только при помощи рук — дети отталкиваются каждой рукой
попеременно.
6. Ползание. Дети должны поползать на спине с помощью только
ног (руки лежат на животе):
1) отталкиваясь обеими ногами одновременно;
2) отталкиваясь попеременно то левой, то правой ногой.

7. «Змейки». Предложите детям представить, что их пальцы —
маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь напра­
во, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый па­
лец изображает «змейку»; если движение не получается, взрослый по-
могает.
8. Обсудите с детьми, какие профессии они знают (повар, порт­
ной, летчик, врач и т.д.), чем занимаются люди этих профессий, ка­
кими инструментами и предметами пользуются.
Занятие 4
1. Разминка. «Потянулись-сломались». Руки и все тело детей уст­ремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Психолог: «Тянемся, тя­немся вверх, выше и выше... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хло­пок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), вы слома­лись в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, отдыхаем».


Программа! Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет 295
2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога, делая вдох
через нос, дети поднимают правую руку так, чтобы она «смотрела» в
потолок. Делая выдох через широко открытый рот, опускают руку. За­
тем дети снова выполняют упражнение, поднимая и опуская левую
руку.
3. Глазодвигательные упражнения.
Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, при этом рот ребенка открыт, язык поворачивается в другую от глаз сторону (глаза за предметом вправо — язык влево, глаза вверх — язык вниз, глаза к кончику носа — язык высовывается и т.д.).

4. «Растяжки*. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки за
голову. По команде психолога дети на вдохе прогибают спину с опо­
рой на плечи и копчик, на выдохе голова и руки приподнимаются
так, чтобы дети увидели свои колени, локти при этом к голове не
сводятся.
5. Ползание. Дети должны поползать на животе «по-пластунски»:

1) одновременно сгибаются правые рука и нога — дети отталки­
ваются ими, затем левые рука и нога;
2) одновременно сгибаются правая рука и левая нога — дети от­
талкиваются ими, затем левой рукой и правой ногой.

6. «игры с мячом*. Научите детей ударять мяч об пол, сначала
держа его двумя руками, затем попеременно правой и левой руками.
7. «Времена года*. Обсудите с детьми, какие времена года они
знают: как они называются, в каком порядке идут друг за другом, что
происходит в природе во время каждого из времен года.
8. «Дотронься до...*. Поиграйте в следующую игру: дети свобод­
но двигаются по залу, по команде психолога они должны добежать и
дотронуться до синего (мягкого, круглого, теплого и т.д.) предмета.


296 Часть III. Дидактические материалу
Занятие 5
1. Разминка. Дети двигаются по кругу в среднем темпе. Если пси­
хологом сделан один хлопок, дети должны начать двигаться медлен­
нее, если сделаны два хлопка — побежать по кругу.
2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога, делая вдох
через нос, дети поднимают правую ногу так, чтобы она «смотрела» в
потолок. Делая выдох через широко открытый рот, дети опускают
ногу. То же упражнение проделать с левой ногой.
3. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 1, при этом ребенок перемещает предмет само­
стоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо),
затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом двумя руками (ве­
дет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения
прямые и не сгибаются в локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
4. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, правая
рука под головой, левая рука держит левое колено. По команде пси­
холога дети на вдохе прогибают спину с опорой на плечи и копчик,
на выдохе локоть правой руки касается левого колена. Повторить это
упражнение, поменяв руки местами (левая рука под головой, правая
рука держит правое колено).
5. Ползание. И.п. — дети стоят на четвереньках (на руках и коле­
нях).

1) делают шаг сначала правой рукой и правой ногой, затем ле­
вой рукой и ногой и т.д. Важно, чтобы дети одновременно перестав­
ляли руку и ногу. Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад
(пятясь).
2) делают шаг сначала правой рукой и левой ногой, затем левой
рукой и правой ногой. Это же упражнение выполняют в обратном на­
правлении (пятясь назад).

6. «Игры с мячом». Научите детей ударять об пол мячом и, преж­
де чем они поймают мяч, хлопать в ладоши один раз.
7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая
его правой рукой, например «1-2-1», дети повторяют ритмический
рисунок той же рукой. Затем ритм задается взрослым левой рукой,
дети воспроизводят ритмический рисунок левой рукой.
8. «Вышибалы». Поиграйте с детьми в игру «Вышибалы».


Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—б лет


 


Занятие 6
1.Разминка. Дети идут по кругу. По сигналу (хлопок, свисток) все останавливаются, делают три хлопка (можно один или два хлопка в зависимости от возможностей детей, занимающихся в группе), за­тем продолжают движение.
2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога, делая выдох
через широко открытый рот, дети поднимают правую руку и ногу
так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делая выдох через нос, дети
опускают руку и ногу. То же самое упражнение проделать с левой ру­
кой и ногой.
3. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 2 (язык высунут и спокойно лежит на нижней
губе), при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа
его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой
(ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх,
вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгиба­
ются в локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
4. «Растяжки». Лечь на спину, правая рука под головой, левая
лежит вдоль тела, ноги согнуты в коленях. По команде психолога на
вдохе дети прогибают спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе
локоть правой руки касается правого колена. Повторить это упражне­
ние, поменяв руки местами (левая рука под головой, правая рука ле­
жит вдоль тела).
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят
перекрещивая:

1) Делают шаг сначала правой рукой и правой ногой, затем ле­
вой рукой и ногой и т.д. Важно, чтобы они одновременно переставля­
ли руку и ногу. Это же упражнение дети выполняют в обратном на­
правлении (пятясь назад).
2) Делают шаг сначала правой рукой и левой ногой, затем левой
рукой и правой ногой. Это же упражнение выполняется в обратном
направлении.

6. «Игры с мячом». Научите детей ударять об пол мячом и, преж­
де чем они поймают мяч, хлопать в ладоши два раза.
7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя рука­
ми, например, два удара правой рукой, три — левой рукой, дети вос­
производят ритм двумя руками в том же порядке.


298 Часть III. Дидактические материалы
По мере усвоения детьми этого задания ритмы можно усложнять и удлинять, например, один удар правой рукой, три — левой рукой, два — правой рукой и т.п.
8. «Съедобное—несъедобное». Дети ловят мяч только в том случае, если назван съедобный предмет.
Занятие 7
1. Разминка. Дети бегают по кругу. Перед занятием психолог дает
условные сигналы: если сделан один хлопок — дети останавливаются,
два хлопка — дети останавливаются и подпрыгивают, три хлопка —
дети разворачиваются и бегут в другую сторону.
2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога, делая вдох
через нос, дети поднимают правую руку и левую ногу так, чтобы они
«смотрели» в потолок. Делая выдох через широко открытый рот, дети
опускают руку и ногу. То же упражнение проделать с левой рукой и
правой ногой.
3. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 3 (язык поворачивается в ту же сторону, что и
глаза), при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа
его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой
(ведет предмет влево), а потом двумя руками (ведет предмет вверх,
вниз и к носу). Руки остаются прямыми и не сгибаются в локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
4. «Растяжки». «Звездочка»: ребенок лежит на спине в позе звез­
ды — слегка разведя руки и ноги. По команде психолога дети тянут
правую руку на вдохе, на выдохе — расслабляют, то же — с левой
ногой, затем левой рукой, затем правой ногой.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг
другу (см. занятие 5), при этом они одновременно перемещают одно­
именные руку и ногу (либо разные — как удобнее).
Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — язык поворачивается вправо, шаг делает левая рука — язык поворачивается влево). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.
6. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг
другу. Рот открыт, язык высунут и двигается в противоположную от
«шагающей» руки сторону (шаг делает правая рука — язык поворачи-


Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет 299
вается влево, шаг делает левая рука — язык поворачивается вправо). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.
7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая
его правой ногой, например «1-2-1», дети повторяют ритмический
рисунок той же ногой. Затем ритм задается взрослым левой ногой,
дети воспроизводят ритмический рисунок левой ногой.
8. «Считаем вместе». Дети садятся в круг и по команде психолога
называют по очереди цифры от 1 до 10: первый ребенок говорит
«один», второй ребенок говорит «два» и т.д., затем дети называют
цифры в обратном порядке — от 10 до 1. В качестве усложнения этой
игры можно попросить детей называть цифры через одну: первый ре­
бенок говорит «1», второй ребенок говорит «3» и т.д.
Занятие 8
1. Разминка. Дети бегают по кругу. По хлопку психолога дети ста­
новятся очень шумными, следующий хлопок — тихими, следующий
хлопок — снова шумными и т.д.
2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваясь. По команде психолога дети:

1) делают вдох через нос;
2) делая выдох через широко открытый рот, поднимают правую
руку так, чтобы она «смотрела» в потолок;
3) затем, делая вдох через нос, опускают правую руку.
Далее повторяются пункты 2 и 3.
То же упражнение проделать с левой рукой.
3. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 4 (язык поворачивается в противоположную от
глаз сторону), при этом ребенок перемещает предмет самостоятель­
но, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем
левой рукой (ведет предмет влево), а потом двумя руками (ведет
предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения пря­
мые и не сгибаются в локтях.
Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
4. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты, руки вытянуты в
стороны, руки одновременно перекатываются по полу таким обра­
зом, чтобы правая рука оказалась вытянутой вверх, а левая рука лежа­
ла вдоль тела, голова наклоняется в сторону правой руки, колени — в
сторону левой руки.


300 Часть III. Дидактические материалы
Это же упражнение выполняется наоборот — левая рука перека­тывается вверх, правая рука вниз.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг
другу. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг делает
правая рука — глаза смотрят вправо, шаг делает левая рука — глаза
смотрят влево). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад
(пятясь).
6. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг
другу. Глаза поворачиваются в противоположную сторону от «шагаю­
щей» руки (шаг делает правая рука — глаза смотрят влево, шаг делает
левая рука — глаза смотрят вправо). Это же упражнение дети выпол­
няют, двигаясь назад (пятясь).
7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя нога­
ми, например, два удара правой ногой, три — левой ногой, дети вос­
производят ритм двумя ногами, в том же порядке.
По мере усвоения детьми этого задания ритмы можно усложнять и удлинять, например, один удар правой ногой, три — левой ногой, два — правой ногой и т.п.
8. «Назови соседей». Психолог называет любое число от 1 до 10,
дети должны назвать «соседей» этого числа; например, психолог на­
зывает число «5», дети должны назвать числа «4» и «6».
Занятие 9
1. Разминка. Дети бегают по кругу. По сигналу психолога — один
хлопок — дети должны остановиться и хлопнуть один раз, а затем
продолжить движение. Если психолог хлопает два раза, дети должны
остановиться, хлопнуть два раза и продолжить движение.
2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваясь. По команде психолога дети:

1) делают вдох через нос;
2) делая выдох через широко открытый рот, поднимают правую
ногу так, чтобы она «смотрела» в потолок;
3) затем, делая вдох через нос, опускают правую ногу.
Далее повторять пункты 2 и 3.
То же самое упражнение проделать с левой ногой.
3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу,
ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­
мая, голова не двигается.


Программа 1. Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет 30 i
Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задержи­вать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребе­нок должен удерживать взгляд в этих точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
4. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты, руки вытянуты
впереди себя лодочкой (они не на полу, а «смотрят» в потолок). По
команде психолога дети кладут сложенные руки на пол вправо (верх­
няя рука может скользить по другой руке), а колени в противополож­
ную сторону. Это же упражнение выполняется наоборот — руки кла­
дутся влево, ноги — вправо.
5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг
другу. Глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг
делает правая рука — глаза и язык поворачиваются вправо, шаг дела­
ет левая рука — глаза и язык поворачиваются влево). Это же упражне­
ние дети выполняют, двигаясь назад (пятясь).
6. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг
другу. Глаза и язык поворачиваются в противоположную от «шагаю­
щей» руки сторону (шаг делает правая рука — глаза и язык поворачи­
ваются влево, шаг делает левая рука — глаза и язык поворачиваются
вправо). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.
7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм руками и но­
гами, например, «2» — левой рукой, «2» — правой ногой, «3» — пра­
вой рукой, дети воспроизводят ритм в том же порядке.
8. «Игры с мячом». Научите детей бросать мяч об стену и, после
того как он ударится об пол, перепрыгивать через него.
Занятие 10
1. Разминка. Дети бегают по кругу. По сигналу психолога — один
хлопок — дети должны остановиться и хлопнуть два раза, а затем про­
должить движение. Если психолог хлопает два раза, дети должны ос­
тановиться, хлопнуть один раз и продолжить движение.
2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги
лежат прямо, не скрещиваясь. По команде психолога дети:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: