Противоэпидемиологические меры и меры предосторожности в эпидемиологическом очаге 4 глава




Эндокринные, обладающие внутрисекреторной функцией, железы включают гипофиз, эпифиз, надпочечники, щитовидную, паращитовидные, вилочковую, поджелудочную и половые железы. Каждая из них обладает специфической функцией, но все они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и с ЦНС, обеспечивая единство организма, что отражается в часто используемом термине "нейроэндокринная (нейрогуморальная) регуляция".

Осуществляет регулирующее влияние на функцию всех желез внутренней секреции и объединяет в единое целое всю эндокринную систему.

Щитовидная железа вырабатывает гормоны Их действие определяет нормальный рост, созревание скелета (костный возраст), дифференцировку головного мозга и интеллектуальное развитие, нормальное развитие структур кожи и ее придатков, увеличение потребления кислорода тканями, ускорение использования углеводов и аминокислот в тканях. Эти гормоны являются универсальными стимуляторами метаболизма, роста и развития.

Паращитовидные железы выделяют паратиреоидный гормон, который играет важную роль в регуляции обмена кальция. Максимальная активность паращитовидных желез относится к перинатальному периоду и к первому-второму году жизни детей. Это периоды максимальной интенсивности остеогенеза и напряженности фосфорно-кальциевого обмена.

Надпочечники вырабатывают гормоны обладают противовоспалительными, десенсибилизирующими, антитоксическими свойствами. влияют на солевой обмен. действуют на сосудистый тонус, деятельность сердца, нервную систему, обмен углеводов и жиров, эндокринных желез.

Поджелудочная железа секретирует инсулин, глюкагон, соматостатин. Инсулин снижает уровень глюкозы в крови, регулирует углеводный обмен. Половые железы выполняют эндокринную и детородную функции. Мужские и женские половые железы выделяют в кровь соответствующие гормоны, которые регулируют развитие половой системы, обусловливают появление вторичных половых признаков у представителей мужского и женского пола. Кроме того, половые гормоны оказывают анаболическое действие, играют важную роль в регуляции белкового обмена, формирования костной системы, гемопоэзе.

Половое развитие детей делится на три периода:

1) допубертатный – до 6–7 лет, время гормонального покоя;

2) препубертатный – с 6 до 9 лет у девочек и с 7 до 10–11 лет у мальчиков, активизируется гипоталамо-гипофизарно-гонадная система;

3) пубертатный период – с 9—10 до 14–15 у девочек, когда происходят рост и с 11–12 до 16–17 у мальчиков,


 

21. Возбудитель, основные симптомы при заражении ветряной оспой.. (вопрос, 8)

22. Причины возникновения и клинические симптомы ветряной оспы (вопрос 8)

23. Симптомы теплового и солнечного ударов. Алгоритм оказания доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударах.

Длительное пребывание на открытых, незатененных местах, в солнечную погоду с непокрытой головой может привести к солнечному удару. Его признаки: головная боль, рвота, покраснение лица, головокружение, потемнение в глазах, вялость, случаев отмечается повышение температуры тела — сначала небольшое, а при дальнейшем перегревании может достичь 38-40°с. В результате возникает обморочное состояние, а иногда судороги по типу эпилептических припадков. Наиболее тяжело переносят солнечный удар при длительном перегревании люди со слабым здоровьем или страдающие ожирением, а также дети, подростки и пожилые люди. В тяжелых случаях солнечный удар может вызвать осложнения в состоянии организма человека: учащение пульса, дыхания, понижение артериального давления, возбуждение, бред и галлюцинации, потерю сознания вплоть до коматозного состояния. Иногда, в особо тяжелых случаях, через несколько часов или суток после развития интенсивного солнечного удара возможен летальный исход. Но в большинстве случаев солнечный удар заканчивается относительно быстрым выздоровлением, особенно при оказании своевременной первой доврачебной помощи, которая заключается в переносе пострадавшего в тень или хорошо проветриваемое помещение, укладывании пострадавшего на какую-нибудь поверхность (в том числе на землю, предварительно подстелив одеяло, одежду, охапку сена, соломы или веток). При этом ему приподнимают голову, расстегивают или снимают стесняющую одежду, лицо и грудь опрыскивают холодной водой, дают пить чай (если нет чая, то воду или сок, газированный напиток, квас или другой напиток), к голове, а также на область крупных сосудов, находящихся под боковой поверхностью шеи, под мышки, на паховые области прикладывают холод, к носу подносят вату, смоченную нашатырным спиртом, или слегка натирают им виски. При остановке дыхания делают искусственное дыхание. Пострадавшего обертывают мокрой простыней с той целью, чтобы в ходе испарения воды снизилась температура тела пострадавшего.

Как же оказывается доврачебная первая помощь при тепловом ударе? Какие признаки и симптомы сопровождают это явление?

Симптомы:

· головокружение;

· сонливость;

· повышение температуры тела;

· тошнота и рвота;

· ожоги (при солнечном ударе);

· частый и слабый пульс;

· расширение зрачков;

· одышка.

Алгоритм первой мед.помощи:

1.При оказании мед.помощи в подобных ситуациях следует сразу прекратить действие на пострадавшего высокой температуры. Его нужно занести в тень или удалить от источника высокой температуры.

2.Пострадавшего следует уложить в горизонтальное положение, подложить что-нибудь под ноги и шею.

3.Освободить от одежды, которая мешает дыханию или отведению тепла (ремень, галстук, верхние пуговицы, бюстгальтер).

4.Пострадавшему нужно принимать большое количество жидкости (лучше всего минеральную воду).

5.При получении ожогов применить против них специальные средства (например, спрей против ожогов).

6.При потере сознания следует дать пострадавшему понюхать вату или бинт, смоченную нашатырным спиртом.

7.При остановке дыхания и работы сердца следует незамедлительно приступить к сердечно-лёгочной реанимации.

8.Воспользуйтесь холодными компрессами, их можно прикладывать на лоб, затылок, грудь пострадавшего. Можно положить на грудь ткань, смоченную водой или же намочить одежду пострадавшего. При легкой степени поражения можно принять прохладный душ.

При тяжелых случаях тепловых и солнечных ударов нужно обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Вышеуказанный алгоритм действий также подходит и для оказания помощи детям. После теплового или солнечного удара рекомендуется несколько дней соблюдать постельный режим. Это нужно для окончательного восстановления организма.

Тепловой удар может случиться при нахождении человека в жаркую погоду с большой влажностью в тени или даже в закрытом помещении, при отсутствии принудительной вентиляции, Признаки теплового удара те же самые, что и при солнечном ударе, только отсутствует покраснение кожи от воздействия солнечных лучей. Первая доврачебная помощь при тепловом ударе аналогична помощи при солнечном ударе. При тепловом ударе у пострадавших возникает болезненное состояние из-за общего перегрева организма вследствие длительного воздействия высокой температуры окружающей среды. Возникновению теплового удара в жаркую погоду способствует неблагоприятная обстановка в крупных городах, в частности при явлениях смога, образующегося из смешения пыли и дыма (выхлопных газов автотранспорта) в жаркую и пасмурную погоду. Тепловой удар возникает; из-за потери организмом большого количества жидкости в виде пота в процессе чрезмерного потоотделения при перегревании на фоне высокой температуры воздуха и большой влажности. Этот процесс (чрезмерное потоотделение) сопровождается сгущением крови и нарушением солевого баланса в организме. В ряде случаев это приводит к кислородному голоданию тканей, особенно головного мозга. Развитию теплового удара, как показывает медицинская статистика, способствует недостаточная терморегуляция, в частности у детей, пожилых людей и лиц с неустойчивой вегетативной нервной системой. Высокая влажность воздуха, при которой нарушается процесс потоотделения, значительно затрудняет терморегуляцию, является фактором, провоцирующим тепловой удар на фоне высокой температуры окружающей среды. Здоровые и закаленные люди обычно менее подвержены тепловым ударам благодаря тому, что их организм обладает достаточной способностью к терморегуляции за счет потоотделения.


 

24. Причины, симптомы острого и хронического отита. (вопрос2)

25. Эпидемиологические мероприятия в ДОУ.

Эпидемиология – это медицинская наука об объективных закономерностях возникновения и распространения инфекционных болезней в человеческом коллективе, а также профилактики и ликвидации этих болезней.

Эпидемиология подразделяется на общую и частную.

Общая эпидемиология изучает закономерности распространения инфекционных заболеваний среди населения, даёт характеристику очагу инфекции, механизмам передачи инфекционного начала, восприимчивости человека и разрабатывает меры борьбы с возбудителями инфекционных болезней.

Частная эпидемиология рассматривает эпидемиологическую характеристику каждой группы инфекции, меры борьбы с ними, противоэпидемические мероприятия в очаге.

Характеристика эпидемического процесса. Эпидемический процесс – это возникновение и распространение инфекционных болезней среди людей. Он возникает и поддерживается только при взаимодействии трёх факторов (звеньев) – источника инфекции, механизма передачи и восприимчивого к данному заболеванию населения.

Источник инфекции – это заражённый человек (или животное), организм которого является естественной средой обитания патогенных микроорганизмов, откуда они выделяются и могут заражать восприимчивого человека (или животного). Место или среда естественной жизнедеятельности патогенных микроорганизмов называется резервуаром.

В зависимости от характера источника инфекционные болезни подразделяются на антропонозы (источник инфекции – человек), зоонозы (источник инфекции - животные) и антропозоонозы (источник инфекции – человек и животные).

Помимо этого выделяют группу заболеваний сапронозов, при которых возбудители болезни не только сохраняются, но и накапливаются в неживой среде (почва, водоёмы, некоторые растения), - ботулизм, столбняк, легионеллёз и др.

Основная роль в распространении инфекции принадлежит человеку с типичной или стёртой формой болезни, а также здоровому или реконвалесцентномубактерионосителю.

Для возникновения эпидемического процесса недостаточно только одного источника инфекции, так как возбудитель может сохраняться как вид при условии перемещения из одного организма в другой. Совокупность способов, обеспечивающих перемещение возбудителей из заражённого организма в незаражённый называется механизмом передачи инфекции.

В соответствии с первичной локализацией возбудителя в организме различают четыре типа механизмов передачи: 1) фекально-оральный; 2) воздушно-капельный; 3) трансмиссивный; 4) контактный.

Выделяют три фазы перемещения возбудителя из одного организма в другой: первая – выведение из заражённого организма; вторая – пребывание в окружающей среде; третья – внедрение в здоровый организм.

В передаче возбудителей участвует несколько основных факторов передачи (элементы внешней среды, содержащие заразное начало): воздух, вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, членистоногие – живые переносчики. Формы реализации механизмов передачи инфекции, включая совокупность факторов, участвующих в распространении соответствующей болезни, называют путями передачи возбудителей инфекции.

В зависимости от механизма заражения входные ворота инфекции (место проникновения возбудителя в макроорганизм) при отдельных инфекционных заболеваниях будут разными – респираторный или пищеварительный тракт, кожа, слизистые оболочки и др. В распространении инфекционных болезней наряду с источником инфекции и механизмом передачи возбудителей обязательно должно быть наличие восприимчивых к данному заболеванию людей.

Восприимчивость – свойство организма и его тканей быть оптимальной средой для развития и размножения микроорганизмов. Она является третьим звеном эпидемического процесса. Восприимчивость – это видовое свойство, которое передаётся по наследству. При наличии восприимчивости заражение наступает, при её отсутствии не возникает. И только при одновременном наличии трёх звеньев эпидемического процесса существует возможность заражения с последующим развитием инфекционного заболевания.

Большое значение в развитии эпидемического процесса имеют социальные условия жизни людей: наличие и состояние водопровода и канализации, благоустройство населённых мест, санитарная культура населения, характер питания, климатические условия и др.

Противоэпидемические мероприятия в очаге. Эпидемический очаг – это местонахождение источника инфекции с окружающей его территорией, в пределах которой возможна передача заразного начала. Только воздействуя на три звена эпидемического процесса (источник инфекции, механизм передачи и восприимчивый коллектив), можно предупредить или даже ликвидировать уже возникший эпидемический процесс. Мероприятия в отношении источника инфекции начинаются сразу же при подозрении на инфекционное заболевание или после установления диагноза. После выявления инфекционного больного его необходимо изолировать на весь период, опасный в эпидемическом отношении, и оказать ему необходимую терапевтическую помощь в условиях стационара или на дому. Врач или фельдшер, установивший диагноз инфекционного заболевания, посылает карту экстренного извещения в двух экземплярах – один в районный или городской центр гигиены и эпидемиологии (ЦГЭ), второй – участковому врачу.

Выявление бактерионосителей проводится путём бактериологического обследования лиц, соприкасавшихся с больным, а также при массовых обследованиях населения. Обязательно обследуют бактериологически всех поступающих на работу на пищевые предприятия, в детские учреждения, больницы, санатории, дома отдыха.

В очаге инфекционного заболевания все лица, бывшие в контакте с больным, подлежат медицинскому наблюдению на срок максимальной продолжительности инкубационного периода и при необходимости обследуются лабораторно.

Воздействие на второе звено эпидемического процесса (механизм заражения) проводится с помощью дезинфекционных мероприятий. Дезинфекция (обеззараживание) – процесс уничтожения или удаления из окружающей человека среды возбудителей инфекционных болезней, их переносчиков и грызунов. Понятие «дезинфекция» в широком смысле слова включает собственно дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию.

Задачей дезинфекции является разрыв путей передачи инфекции путём уничтожения патогенных возбудителей во внешней среде.

Различают профилактическую и очаговую дезинфекцию, последняя в свою очередь делится на текущую и заключительную.

Профилактическая дезинфекция проводится постоянно независимо от наличия инфекционных болезней с целью предупреждения появления и распространения возбудителей инфекционных заболеваний во внешней среде и включает мытьё рук перед едой и после посещения туалета, хлорирование воды, кипячение молока, при необходимости термическая обработка продуктов и др.

Очаговая дезинфекция проводится в очаге инфекционных болезней.

Текущая дезинфекция осуществляется в очаге, где находится источник инфекции (квартира, изолятор, палата больницы).

Заключительная дезинфекция проводится в очаге инфекционного заболевания после удаления (госпитализации, выздоровления, смерти) источника инфекции.

Дезинфекции подвергаются остатки пищи, посуда, бельё, выделения больного и все предметы, которые могли быть инфицированы.

Повышение индивидуальной невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям (воздействие на третье звено) проводится с помощью профилактических прививок – вакцинации, для которой используются вакцины и анатоксины.

Вакцины – препараты, полученные из микробов, вирусов и продуктов их жизнедеятельности, применяемые для активной иммунизации людей и животных с профилактической и лечебной целью. Различают живые, убитые, химические рекомбинантные вакцины, применяемые для активной иммунизации.


 

26. Причины заражения гельминтозами

Поражение организма человека гельминтами (червями-паразитами) в медицине называется гельминтозом. Данное заболевание относится к инфекционным, может протекать в разных формах и иметь различные симптомы, которые зависят от того, какими именно гельминтами произошло заражение. Различают три вида червей-паразитов: сосальщики, ленточные и круглые. Формы гельминтоза

Рассматриваемое заболевание у человека может протекать в двух видах — остром и хроническом. Считается, что острая форма гельминтоза может длиться от нескольких дней до нескольких недель, а хроническая форма — вплоть до нескольких лет. Тяжесть течения заболевания напрямую зависит от того, каким количеством червей-паразитов заражен человек. Если речь идет о мелких червях (например, аскариды), то их активное размножение уже в организме человека вызывает тяжелую клиническую картину. Это же касается и случаев, когда в организме поселяется один червь, но крупного вида — например, бычий цепень. Симптомы могут изменяться и в зависимости от жизненного цикла червей — иногда они и вовсе исчезают (часто встречается у детей при острицах), но это кратковременное явление.

Заражение гельминтами может осуществляться через продукты, воду, при несоблюдении правил личной гигиены. В некоторых случаях яйца глистов могут проникнуть в организм человека через кожу — это относится к таким видам червей, как шистоосомы и анкилостомиды. Гельминтоз может диагностироваться у людей, которые пренебрегают правилами употребления в пищу продуктов — отсутствие мытья фруктов/овощей, непрожаренное мясо/рыба, посещение общественных туалетов и отсутствие гигиены после физиологических оправлений.

Некоторые гельминты могут передаваться человеку через животных — например, если у домашней кошки или собаки диагностирован гельминтоз, то необходимо остерегаться близких контактов с питомцами. Особенно часто гельминтоз диагностируется у детей.

Как только гельминты попадают в организм и начинают вести активную жизнедеятельность, у взрослых и детей появляются первые симптомы рассматриваемого заболевания. И прежде всего отмечается появление аллергических реакций:

· высыпания на коже — небольшие пятна на животе, розовые прыщи на спине;

· шелушение и покраснение определенных зон на теле и лице;

· зуд кожных покровов.

В острой фазе течения болезни аллергическая реакция может не связываться с поселением в организме червей-паразитов. Поэтому в этот период диагностирование будет затруднено, исключение составляют лишь те случаи, когда больной проходит диспансеризацию или симптомы настолько беспокоят пациента, что он настаивает на полном обследовании.

Более широкими симптомами отличается хроническая стадия гельминтоза:

· нарушение в работе системы пищеварения — появляется понос или запор (зависит от особенностей организма), пропадает аппетит, могут быть кишечные колики;

· увеличение периферийных лимфатических узлов;

· увеличение печени и селезенки;

· периодические боли в животе без четкой локализации.

Некоторые гельминты провоцируют зуд заднего прохода и скрежет зубами — эти симптомы наиболее характерны для детей, которые заражены острицами (диагноз — энтеробиоз).

Некоторые пациенты отмечают и неспецифические симптомы:

· боли в мышечной ткани;

· дискомфорт и боль в суставах;

· тошнота и рвота независимо от приема пищи.


 

27. Значение антропометрических показателей и их значение в изучении и контроле физического развития ребенка.

Каждый педагог, ежедневно сталки­ваясь со своими учащимися, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и пра­вильно оценить степень физического развития детей и под­ростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индиви­дуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания. Для повседневной оценки физического развития подростков в процессе педагогической работы вовсе не обязательно владеть всем комплексом антропометри­ческих методик. Достаточно учитывать основные антро­пометрические показатели: длину и массу тела ребенка, которые на разных этапах онтогенеза меняются с различ­ной интенсивностью, что свидетельствует о различной ин­тенсивности процессов физического развития детей и под­ростков.

Так, наиболее интенсивные изменения длины и массы тела происходят в первые годы постнатального раз­вития. В течение первого года длина тела ребенка воз­растает в среднем на 25 см, а его масса увеличивается на 6—7 кг. Этот этап онтогенеза часто называют периодом первого вытягивания. Затем темпы развития несколько снижаются и наступает период так называемого округле­ния (в среднем от 1 года до 3 лет). Новое нарастание темпов роста наблюдается в 5—7 лет — период второго вытягивания. Годовой прирост тела в это время может составить 7—10 см. Затем наблюдается вновь замедле­ние роста — второй период округления (с 7 до 10—11 лет).

Возрастание темпов физического развития наб­людается в период полового созревания — третий период вытягивания (с 11 —12 до 15—16 лет). В последующие годы темпы физического развития снижаются, и рост у женщин останавливается приблизительно к 18—22 годам, а у мужчин к 20—25 годам.

Внешним показателем развития является также изме­нение пропорций тела: с возрастом уменьшаются относи­тельные размеры головы и увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног. Изменения про­порций тела могут служить косвенными признаками био­логической зрелости детей и готовности их к обучению в школе.

Процессы роста и развития детей не имеют резких по­ловых отличий лет до десяти. Далее физическое развитие девочек идет быстрее, что характеризуется и более высо­ким их ростом. К 14—15 годам мальчики догоняют, а за­тем и перегоняют девочек в росте, однако продолжают отставать в физическом развитии в целом. Образно говоря, к финишу — функциональному уровню взрослого орга­низма— девочки приходят на 1—3 года раньше мальчи­ков. С достижением морфологического и функционально­го уровня взрослого организма процессы развития продолжаются до последних дней жизни.

Рост и развитие всех органов и физиологических сис­тем организма человека происходит не одновре­менно и неравномерно, т. е. гетерохронно (от греч. гетерос — другой, хронос — время).

Таким образом, гармоничность развития характери­зуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма соответствуют требованиям, предъявляемым к человеку со стороны окружающей среды. темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометриче­ских определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследо­вания проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.

Антропометрические признаки:

-соматометрические (дли­на тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и головы и др.),

-физиометрические – определение функциональных показателей (жизненная емкость легких (спиторметр), мышечная сила рук, становая сила (динамометр) и др.) и

-соматоскопические - данные наружного осмотра. Ряд описательных признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения) оценивается потрехбальной шкале. Форма позвоноч­ника, грудной клетки, ног, осанка. Степень полового созревания определяется по совокупности развития вторичных половых признаков.

В настоящее время на основании обследования боль­шого количества детей и подростков разработаны усред­ненные таблицы, содержащие антропометрические показа­тели общего физического развития здоровых детей и под­ростков. Всякое существенное отклонение от средних дан­ных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обсле­дования детей и подростков позволяют не только опреде­лить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.


 

28. Роль воспитателя в профилактике нарушения остроты зрения у детей

Важное условие сохранения зрения и поддержания функций глаз – правильное питание. Оно прежде всего заключается в соблюдении трех принципов: умеренность в еде, полноценная легко усваиваемая и разнообразная пища, повышенное добавления в рацион продуктов богатых витаминами А, Е и С.

Витамин А содержится в моркови, помидорах, дыне, салате, зеленом горошке, зеленом луке, твороге, печенке.

Витамин В - в овощах, грибах, кисломолочных продуктах.

Витамин С – в шиповнике, картофеле, квашенной капусте, цитрусовых.

Отлично питает всю глазную систему морковный сок. При заболевании глаз эффективен сок петрушки. Отлично освежает глаза, очищает кровь свекла. Из ягод лучше всех улучшает зрение черника. Для сохранения зрения большое значение имеет освещение и правильная нагрузка на глаза. Для того, чтобы глаза не уставали во время занятий в перерыве мы проводим гимнастику для глаз. И на занятиях физкультурных, валеологических проводим упражнения для профилактики глазных болезней.

Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы. Зрение дает людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив квсякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие. Близорукость (миопия) - как правило, приобретенное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр на компьютере) из-за нарушения кровообращения, происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению). В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени - и вблизи. Первые признаки близорукости - это понижение зрения вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко. Дальнозоркость - в отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки проявления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних случаях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой. Астигматизм - особый вид оптического строения глаза. Явления этого врожденного или приобретенного характера обусловлено, чаще всего неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения. Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в период от 1-го до 5-го года жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, его преломляющая сила и вес глазного яблока, что сказывается на способности глаза видеть предметы четко - остроте зрения. Острота зрения равняется 1,0 (т.е. норма), формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. Так, при рождении большинство детей склонны к дальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается число детей с нормальным зрением. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте - читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе Длительность непрерывного просмотра или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения - 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Необходимо отметить, что свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время дня. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности - 30-35 см. Желательно исключить из поля зрения ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. И, конечно, не надо забывать о правильном положении тела - не сутулиться, стараться сидеть достаточно расслабленным. Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: