Анализ опасности и риска.




 

Разработка декларации промышленной безопасности (Статья 14 (116-ФЗ)) предполагает:

- всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы;

- анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий,

- по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности,

- а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;

- обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к № 116-ФЗ.

Другой документ, который необходимо разрабатывать организациям, эксплуатирующим ОПО – это:

Обоснование безопасности опасного производственного объекта (116-ФЗ) – документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе документации на строительство, реконструкцию, на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.

Целью декларирования промышленной безопасности является информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии безопасности опасных производственных объектов, а также повышение эффективности мероприятий по защите населения и территорий от аварий.

В 116-ФЗ (Ст.3.1) введено положение, что декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:

- в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;

- в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;

- в случае изменения требований промышленной безопасности;

- по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Законом определен реестродержатель деклараций промышленной безопасности – федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

Декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов (Ст.14, п. 7, 116-ФЗ).

 

Разработка декларации промышленной безопасности осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

- Постановление Правительства РФ от 11.05.99 N 526 (с изменениями) «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- Приказ Ростехнадзора от 23.06.2014 N 257 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности».

- Приказ Ростехнадзора от 29.11.2005 N 893 «Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005)» (с изменениями).

- Приказ МЧС от 02.05.2012г. № 248 (с изменениями) «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по подготовке в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности ОПО» в котором определены:

Ø порядок организации предоставления МЧС России по подготовке в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности ОПО;

Ø порядок взаимодействия органов МЧС России с заявителями

 

В нормативно-правовых актах применяется следующие положения используемые при декларировании опасных производственных объектов:

1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта – документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы.

3. Составляющие опасного производственного объекта – участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.

4. Сценарий аварии – последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.

5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) – сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.

6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам природной среды.

 

Порядком оформления декларации промышленной безопасности РД-03-14-2005 установлены конкретные требования к отдельным структурным элементам декларации, приложениям и составу информации.

Результаты анализа безопасности (риска) должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы расчеты и выводы, представленные в расчетно-пояснительной записке, могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе.

Разработчики декларации могут применять любые обоснованные модели и методы расчета. Обоснование применяемых моделей и методов расчета, а также результатов оценки риска приводится в расчетно-пояснительной записке. В декларации приводятся основные результаты расчетов. При изложении результатов оценки риска в расчетно-пояснительной записке следует указать влияние исходных данных на рассчитываемые показатели опасности.

Приоритетными для проведения анализа риска являются методические документы, согласованные или утвержденные федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности. При анализе соответствия условий эксплуатации объекта действующим нормам и правилам безопасности следует учитывать полноту и своевременность выполнения организацией предписаний органов надзора.

При оценке риска аварий следует проанализировать различные сценарии, отражающие как наиболее типичные и вероятные, так и маловероятные события. Например, следует учитывать последствия аварийных ситуаций с частичной и полной разгерметизацией оборудования. Также следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев аварий с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде.

 

Оформленная надлежащим образом декларация и приложения к ней представляются заказчиком в экспертную организацию. Экспертиза декларации проводится в рамках процедуры, определенной Правилами экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы вместе с декларацией и приложениями к ней представляется заказчиком экспертизы для регистрации в Ростехнадзор:

Представление декларации промышленной безопасности имеет целью решение ряда существенных задач, включая:

- создание условий для организации и осуществления федерального контроля и надзора в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;

- повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов;

- обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение оптимального уровня информированности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан о соблюдении требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (ОПО):

а) утверждает декларацию промышленной безопасности на эксплуатируемый ОПО;

б) несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

в) представляет экземпляр декларации и заключения экспертизы в Ростехнадзор, для внесения в реестр деклараций, и/или его соответствующий территориальный орган, а также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности;

г) представляет копии декларации и заключения экспертизы в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект;

д) представляет копии декларации и заключения экспертизы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в орган местного самоуправления, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, на основании мотивированного запроса этого органа;

е) обеспечивает доступ к декларации официальных представителей общественных объединений на основании мотивированного запроса руководителя общественного объединения, согласованного с руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, при соблюдении установленного порядка обращения со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну;

ж) обеспечивает представление информационного листа (приложение к декларации) гражданам, проживающим на территории вблизи опасного производственного объекта, по их обращению.

Оригиналы декларации и заключения экспертизы, а также копии документов о представлении их в Ростехнадзор хранятся в организациях, эксплуатирующих опасный производственный объект.

 

Разработка обоснования безопасности опасного производственного объекта осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Пункт 4 статьи 3 116-ФЗ определяет необходимость наличия обоснования безопасности опасного производственного объекта. Обоснование безопасности ОПО требуется в случаях отступления от требований промышленной безопасности, которые устанавливаются федеральными нормами, а также, при недостаточности существующих норм или правил.

Отступления возникают при:

ü капитальном ремонте, эксплуатации, консервации или ликвидации опасного производственного объекта

ü разработке проектной документации на реконструкцию, строительство опасного производственного объекта

ü внесении изменений относительно конструкции оборудования и техники, используемой на опасном производственном объекте.

2. Приказ Ростехнадзора от 15.07.2013г. N 306 «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта"».

3. ГОСТ Р 54122-2010«Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: