Осуществление градостроительной деятельности, включая строительный процесс, регулируется Градостроительным Кодексом Российской Федерации N 190-ФЗ от 29.12.2004г.
Статья 53 (190-ФЗ «Градостроительный кодекс»). «Строительный контроль»
При строительстве, реконструкции ОПО осуществляется строительный контроль, который проводится лицом, осуществляющим строительство, … а также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Статья 54 (190-ФЗ). «Государственный строительный надзор»
1. Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
|
2) наличия разрешения на строительство;
Статья 55 (190-ФЗ). «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»
1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; др. документы, определенные настоящим Кодексом.
Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям технических регламентов, строительных норм, правил, стандартов и других законодательных и нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности
|
Данные требования также отражены в ст.8. №116-ФЗ.
Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности..
При этом проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Глава 6.1 (190-ФЗ) (основные положения по процессам саморегулирования)
Саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - саморегулируемые организации) – некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
|
Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства регулируется Градостроительным Кодексом РФ и осуществляется с целью снижения объема государственного регулирования в градостроительной деятельности и эффективной активизации предпринимательства в этой области.
Основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
§ Требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты
На организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, возлагаются обязанности, которые выполняются организациями при эксплуатации опасного производственного объекта (ст.9 № 116-ФЗ).
Правительство РФ обращает особое внимание на обоснование безопасности опасного производственного объекта, которое подлежит экспертизе промышленной безопасности и направляется организацией, эксплуатирующей ОПО, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре (Ст.4 п.4.).
Кроме данного документа организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать систему управления промышленной безопасностью (СУПБ) и обеспечивать их функционирование.
Система управления промышленной безопасностью (116-ФЗ)– комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2013 № 536 утверждены требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью (СУПБ), создаваемых в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II классов опасности.
В соответствии с требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденными указанным постановлением, в состав документации систем управления промышленной безопасностью включены:
а) заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности, которое утверждается руководителями эксплуатирующих организаций…;
б) положение о системе управления промышленной безопасностью;
в) положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
г) документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
д) иные документы, обеспечивающие функционирование системы управления промышленной безопасностью, предусмотренные положением о системе управления промышленной безопасностью.
Данным Постановлением установлены требования к указанным документам.
В статье 10 № 116-ФЗ определены требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, которые направлены на предупреждение и ограничение последствий аварии на население и окружающую природную среду, что должно обеспечивать выполнение конституционной нормы (ст. 42 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду»).
В целях обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730 утверждено «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
Данное Положение определяет сроки действия планов мероприятий – ПЛА (п.5)
а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях, - 6 месяцев;
б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых, - 1 год;
в) для объектов I класса опасности - 2 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта);
г) для объектов II класса опасности - 3 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта);
д) для объектов III класса опасности - 5 лет (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта).
п.7. Планы мероприятий пересматриваются:
а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;
б) не позднее 1 месяца после:
- реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
- внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;
- внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
- ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок, внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии;
в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;
г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.
8. Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).
9. Планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
Литература: 6, 11, 14.