Этапы процесса двусторонних коммуникаций
Процесс двусторонних коммуникаций включает восемь этапов. Этап 1 − рождение идеи, которую хотел бы передать получателю отправитель. Этап 2 − кодирование − идея зашифровывается (преобразуется в удобную для передачи форму) с помощью подходящих слов, диаграмм, других символов, используемых для передачи информации. На этом этапе отправитель определяет и способ передачи, наиболее адекватный порядок слов и символов. Этап 3 − передача − отправитель выбирает коммуникативный канал и передает сообщение, обязательно учитывая фактор времени. Отправитель стремится «очистить» коммуникативный канал от барьеров или помех, так, чтобы сообщение обязательно достигло получателя и привлекло его внимание. Очень важно не допускать искажений сообщений. Этап 4 − получение − осуществление передачи позволяет принять сообщение. На этом этапе инициатива переходит к получателю, который должен настроиться на восприятие сообщения. Если это устное сообщение, то получатель должен быть хорошим слушателем. В тех случаях, когда адресат не готов к принятию сообщения, его содержание в значительной мере утрачивается. Этап 5 − декодирование − отправитель стремится к тому, чтобы получатель адекватно воспринял сообщение, точно так, как оно было отправлено. Понимание может быть реализовано только в сознании получателя. Коммуникатор может заставить другую сторону выслушать его сообщение, но не имеет возможностей заставить понять его. Понимание полученного сообщения - исключительная прерогатива получателя. Этап 6 − принятие − после того, как получатель получил и расшифровал сообщение, он может принять его или отвергнуть. Отправитель хотел бы, чтобы адресат принял сообщение и адекватно отреагировал на него. Но именно получатель определяет, принять ему сообщение в целом или частично. Факторы, влияющие на решение, зависят от восприятия адресатом степени достоверности сообщения, авторитета коммуникатора, а также от предполагаемого использования послания. Этап 7 − использование информации получателем, который может: - никак не реагировать на сообщение; - выполнить задачу в соответствии с указаниями; - сохранить информацию на будущее. Данный шаг является решающим и зависит, прежде всего, от адресата Этап 8 − обеспечение обратной связи. − В том случае, когда получатель осознает сообщение и отвечает отправителю, между ними возникает обратная связь, замыкающая коммуникативный контур, поскольку между сторонами происходит обмен информацией.
Конфликты!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Восприятие конфликтов в организационной среде ØВосприятие конфликтов в организационной среде изменилось лишь к концу ХХ века. ØБольшинство структур управления отторгают конфликт: 1. линейно-функциональнаяструктура в условиях конфликтной ситуации не способна дифференцировать задачу и делегировать полномочия и ответственность сбалансировано; 2. дивизиональнаяструктура является результативной только в случае неконфликтного перераспределения стратегических задач и оперативных целей между централизованным руководством и руководством дивизионами; 3. матричнаяструктура функционирует только в условиях отсутствия конфликта между функциональным руководством и руководством продуктово-проектных направлений; 4. команднаяструктура не воспринимает конфликт по определению. ØНа данный момент конфликт характеризуется как отсутствие согласия. ØПозитивные свойства конфликта: 1. выявление точек зрения; 2. предоставление возможности психологической разрядки.
Структура личности!!!!!!! Структура личности. -нейротизм, то есть уровень эмоциональной стабильности или возможность управлять собственными эмоциями; - экстраверсия, то есть общительность, уверенность, активность, открытость. - открытость опыту, то есть восприятие нового (любопытство, фантазия, оригинальность и т.д.); - дружелюбие, то есть готовность к сотрудничеству, к оказанию помощи; - целеустремленность, сознательность, решительность, организованность. Темперамент. Типы темперамента: -меланхолик; Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее -холерик; Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. -сангвиник; Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать, как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности -флегматик. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний Самооценка.
!!!!!!! Философы. Зигмунд Фрейд. Основы фрейдизма: •бессознательное лежит в основе всех явлений человеческой психики •бессознательное первично перед сознанием Основные мотиваторы человеческих поступков: -мотиватор Эроса, основанный на стремлении к жизни и его подпитываемый энергией либидо (энергией жизни) - мотиватор агрессии, основанный на стремлении к смерти и разрушению. -второстепенный мотиватор - стремление получить удовольствиеи стремление избежать неудовольствия.
У человека – три взаимодействующих психических инстанций: ИД (оно) – источник желаний, в основе которого лежит действие мотиваторов Эроса и агрессии. ЭГО (я) – формируется принципом реальности и складывается из восприятия реальности и представлений о том, как необходимо вести себя, какие желания реализовать в соответствии с нормами и правилами внешней среды. СУПЕР-ЭГО или сверхличностная инстанция приобретается в процессе социализации и представлено моральными и нравственными принципами личности, являясь внутреннем ограничителем на «желания» Ид.
Указанный механизм имеет следующие функции: Вытеснение − при котором все дискомфортные для психики явления (страх, зависть, ревность, обида) вытесняются в бессознательное; Сопротивление − бессознательное сопротивляется «проникновению» негативных явлений и процессов, поэтому функция сопротивления противоположна функции вытеснения; Замещение, при котором ярко выраженное положительное или отрицательное отношение к человеку в связи со страхом быть неправильно истолкованным меняется на противоположное проявление; Перенесение − выражается в том, что изначально негативное отношение к кому-либо объясняется аналогичным отношением к данному человеку («Как я могу любить его, если он(а) меня ненавидит?»); Рационализация, при которой любое негативное явление психики обретает причинную базу. Юнг. Главный мотиватор ─ цель, самореализацию и прошлый опыт, опыт предшествующих поколений, в частности. •Эго, как основная составляющая сознания. •Личное бессознательное, в основе которого лежат воспоминания, образы и личный опыт. •Коллективное бессознательное, определяемое опытом предшествующих поколений и генетической памятью. Это - совокупность архетипов, самые главные из которых: •самость − уникальная комбинация, отличающая данного человека от других; •персона − отвечает за процесс социализации; •тень − объединяет скрытые проявления психики; •анима − внутренний идеальный образ женщины в мужчине; •анимус − внутренний идеальный образ мужчины в женщине. •Аттитюды, как психологические способы адаптации - интроверсию и экстраверсию, при чем доминирование той или иной составляющей зависит от определенности и предсказуемости ситуации. •Интроверсия - характеризуется застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции. •Экстраверсия - характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к ситуации; такая натура быстро образует связи и привязанности и отбрасывает в сторону любые возможные опасения и предчувствия, в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью
8 типологических групп: •две личностные установки − интроверсию и экстраверсию •четыре функции или типа ориентации (каждая из которых может действовать либо интровертным, либо экстравертным способом): •Рациональные функции: •мышление - относится к процессу когнитивной познавательной мысли •чувство - функция субъективного суждения или оценки. •Иррациональные функции: •ощущение - восприятие с помощью органов чувств •интуиция - относится к восприятию с помощью бессознательного
Скинер. Выработка инструментальных условных рефлексов – это процесс контроля над поведением путем манипулирования его последствиями: Ответная реакциявозникает автоматически вследствие стимула, часто на основе рефлекса. Оперантная реакциявозникает в ожидании стимула, и для ее формирования необходимо закрепление. Например, совестливый сотрудник при совершении нежелательного поведения в условиях отсутствия наказания исключит такое поведение наилучшим образом. Скиннер и его последователи были сторонниками положительного подкрепления – управления положительными последствиями, которые склонны повышать вероятность повторения желательного поведения в сходной обстановке. Положительный стимул ≠ награда. Признание, например, является одновременно наградой и потенциальным положительным стимулом. Признание становится положительным стимулом только в том случае, если эффективность человека в дальнейшем возрастает. Иногда награда может не быть положительным стимулом. Чтобы обладать максимальной силой подкрепления, награда должна предоставляться только в том случае, когда демонстрируется желаемое поведение - закон зависящего от обстоятельств подкрепления. Адлер. Главный мотиватор – это «стремление лидировать», что воспринимается личностью как стремление наилучшим образом реализовать собственные таланты и способности. Способность разных детей в семье реализовывать собственный мотиватор Человеческая природа обретает положительные черты, так как его мотивы свидетельствуют о стремлении к совершенствованию.
М. Вебер
теория рациональной бюрократии – одна из базовых теорий классической школы менеджмента. Социальные мотиваторы: мотиватор благосостояния − т.е. стремление обрести экономическую свободу и возможность быть позиционированным в более «высокой» страте. мотиватор власти – как возможность изменения поведения других людей вопреки их воли. мотиватор престижа – как желание нравиться благодаря определенному свойству/ качеству. Если мотиватор престижа доминирует, то это характеризует поведение конфликтного типа личности. Если в поведенческой модели между указанными мотиваторами соблюдается баланс, то речь идет об эффективно социализирующейся личности.
Теория Левина. Поведение есть функция поля, образованного двумя переменными факторами: фактором внешней среды личностным фактором. При совершении «положительного» поведения, при успехах и достижениях, вспоминается только личностный фактор; при неудачах и промахах личность аппелирует к внешней среде.
Мотивация. Маклеланд-Аткинсон. Данное исследование дало основание сформулировать следующие мотиваторы: успех, достижение – желание делать что-либо лучше, совершеннее, выполнять сложную задачу; власть– желание контролировать окружающих, ведомых, влиять на их поведение и быть ответственным за них; признание как желание, стремление сформировать дружественно окрашенные контакты с людьми, окружающими, коллегами.
©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
|