•Правильно сформулированное задание (рутинность, сложность, неоднозначность результата и средств). •Цели, ресурсы, вознаграждение. •Характеристики членов группы (навыки и компетенции, («разнообразие») - дополнение, совместимость, статусы (за пределами группы и в ней должны соответствовать), мотивация). •Размер группы.
Организационное поведение.
Основные задачи.
1. Систематизировать описание поведения людей в различных ситуациях в процессе работы и общения.
3. Прогнозировать и корректировать поведение человека в организации
4. Развивать потенциал персонала организации и изыскать пути повышения эффективности деятельности людей в организации
2. Анализировать причины поступков людей в определенных условиях
5. Разработать такой проект организационных мер, который ставил бы центр внимания человека и его потребности
6. Создать организации, которые работают на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов
Что изучает и зачем???
Конечная цель изучения организационного поведения – овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование
Предмет организационного поведения – это совокупность управленческих отношений, возникающих между людьми в процессе совместной трудовой деятельности и проявляющихся в различных формах их поведения и на различных уровнях организации
Область изучения организационного поведения – исследование индивидуальных и групповых параметров поведения человека в организации на трех взаимосвязанных уровнях:
1.Индивидуальное поведение личности в организации
2.Групповое поведение взаимодействующих субъектов
|
3.Поведение организации как целостного организма, который не может быть описан на основе механической совокупности знаний от отдельных его элементах
Основная задача – идентификация важнейших человеческих и организационных факторов, оказывающих влияние на достижение организацией поставленных целей, и создание условий для эффективного управления ими.
─Измерение конечных результатов:
─Показатели деятельности организации
─Степень удовлетворенности работников
─Индивидуальный рост и развитие
Подходы к изучению ОП.
Биологический подход Поведение зависит от физических и биологических потребностей
Психоаналитический подход Мотивы человека не всегда могут быть объяснены логически (З. Фрейд)
Бихевиористский подход Анализ результатов, а не причин (Дж.Б.Уотсон). Вознаграждаемое поведение повторяется
Когнитивный подход Анализ позитивных и добровольных аспектов поведения;ожидание, потребности, поощрение.
Познание – восприятие некоторой информации.
Научение – ожидание события, ведущего к определенным последствиям.
Подход социального научения
Поведение может быть проанализировано. Человек обладает самосознанием и его поведение целенаправленно. Люди познают окружающую среду, изменяют ее, чтобы сделать доступными подкрепляющие факторы. Важны правила и символические процессы при научении.
Подход, ориентированный на человеческие ресурсы
Анализ личностного роста и развития индивидов. Задача менеджмента – обеспечение возможностей совершенствования навыков работников.
|
Ситуационный подход Достижение эффективности в различных ситуациях предполагает специфические образцы поведения.
Системный подход Использование комплекса взаимодействующих элементов.
Школы менеджмента.
Школа научного менеджмета.
Начало XX в. Ф.Тейлор, Фр. И Л.Гилбрет, А.Файоль, Х.Эмерсон.
•Отделение функций управления от производственных функций
•Изучение производственного процесса и разделение процесса на операции
•Мониторинг производственного процесса
•Обучение персонала
•Контроль
•Поощрение и наказание
Критика: механистическая оценка роли человека в промышленности:
•авторитарный стиль управления
•жесткая специализация
•сведение мотивации к чисто экономическим стимулам.
«+» - полномочия принимать действия или побуждать к ним должны быть делегированы как можно ближе к месту действия
-важность учета человеческого фактора в организации (Тейлор)
-рабочему должна быть предоставлена возможность получения удовлетворения от своей работы (Г.Гантт)
-идеи демократии на производстве (Г.Гантт).
Административная школа.
20-е годы XX в. М.Вебер, А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни
•Управление – универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций
•Принципы управления – разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух
•Иерархия в управлении.