Книга, конечно, не является незнакомым предметом для младшего школьника. Ребенок с детства знает такие элементы книги, как обложка, страницы, иллюстрации (картинки). Однако эти названия носят эмпирический характер, дети не умеют ориентироваться в книге, не знают, а часто и не задумываются о назначении отдельных ее элементов.
Знакомству с основными элементами книги следует посвятить специальный библиографический урок, проводимый в рамках предмета «Литературное чтение». Цель урока является практическое знакомство с обложкой, страницами, иллюстрациями и формирование у детей представления о назначении данных элементов.
Поскольку книга - знакомый детям предмет, важно побудить их посмотреть на книгу как на одно из гениальных изобретений человечества, вызвать интерес к ее устройству. Преобладание у младших школьников наглядно-действительного мышления делает необходимым использование таких приемов обучения, при которых каждый ребенок является активным участником действия, а не просто наблюдателем, поэтому важно, чтобы у каждого ребенка в руках была книга.
Причем целесообразно, чтобы книжки были разными как по формату, так и по оформлению, например, разные издания книги К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Это произведение хорошо знакомо младшим школьникам, им легко ориентироваться в его содержании, имеется большое количество изданий, оформленных разными художниками, что позволяет практически наблюдать за общими и индивидуальными особенностями оформления книги. Приведем вопросы для беседы.
-Давайте рассмотрим книгу. Кто ее автор? В каком месте обложки помещена фамилия автора? Как вы думаете, почему фамилию автора всегда помещает вверху обложки? Кто уже знаком с произведением этого автора? Какие читали книги? Покажите на обложке название произведения, помещенного в этой книге. Отличается ли шрифт, которым написано название, от шрифта, которым набрано имя автора? Что изображено на обложке этой книги? Как вы думаете, зачем на обложке помещают картинку? Любой ли рисунок может быть помещен на обложке книги? Можно ли догадаться по иллюстрации,какое произведение помещено в книге? Какие моменты выбрали художники, оформлявшие книги? Сравнивая обложки разных книг, дети увидят общие и индивидуальные черты, сами сформулируют требования к оформлению обложки, придут к выводу, что на обложке всегда изображается один из самых главных эпизодов книги. Аналогично можно построить работу по знакомству с иллюстрациями, страницами как элементами книги.
|
Закрепление полученных знаний должно проходить на уроках по всем дисциплинам при встрече с новой книгой: первоклассники постоянно приучаются правильно называть книгу, указывая фамилию автора и название, ориентироваться в содержании книги по ее обложке и иллюстрациям.
Сведения о других элементах книги вводятся постепенно. Так, например, знакомство с титульным листом целесообразно построить на сравнении его содержания и оформления обложки книги. Сравнение - сложная задача для первоклассника, поэтому работа ведется с опорой на наглядно- действенное мышление: у каждого ребенка на парте книга, с которой он работает.
Вопросы для беседы:
О чем рассказывает нам обложка книги? Откройте книгу и найдите в ней лист, очень похожий на обложку. Этот лист называется «титульный». Сравните титульный лист с обложкой. Какие дополнительные сведения о книге вы узнаете из титульного листа? Прочитайте, в каких издательствах и в каком году были изданы книги, которые лежат у вас на партах. Какие художники оформляли книги? Расскажите о своей книге, пользуясь данными титульного листа.
|
Получение знаний о книге важно, конечно, не только с точки зрения овладения умением ориентироваться в ней, но с точки зрения воспитания уважительного отношения к труду создателей книги эстетического восприятия книги как предмета материальной культуры. В конце урока полезно показать детям «больные книжки» - книги, взятые из школьной библиотеки и нуждающиеся в ремонте. Это поможет создать мотивацию для урока трудового обучения.
- Посмотрите на эти «больные» книжки. Почему они стали такими? Кто-то неаккуратно обращался с ними, а кто-то просто перечитывал свою книжку много – много раз. Получается так, что самые интересные книжки оказываются потрепанными, обложки у них отрываются, и они «заболевают». Известно, что интерес к работе у детей быстро угасает, его нужно поддерживать. С этой целью хорошо организовать выставку починенных книг в библиотеке, показать книги, отремонтированные детьми, на родительском собрании.
На всех школьных предметах при знакомстве с новыми учебниками, атласами, словарями необходимо уделять внимание анализу обложки и устройству аппарата ориентировке в книге. Так, например, умение пользоваться условными обозначениями и методическим аппаратом учебника формируется на каждом предмете сначала при знакомстве с новым учебником, затем в повседневной учебной деятельности учащихся при работе с учебными книгами.
|
Умение ориентироваться в книге, используя оглавление, формируется в течении длительного периода. Наблюдения показывают, что даже многие взрослые люди начинают листать книгу вместо того, чтобы обратиться к оглавлению и узнать нужную страницу. На уроках в начальной школе ради экономии времени многие учителя учат детей открывать книгу «по закладочке ». Возможно, это и сэкономит несколько минут на уроке, но затруднит работу в будущем. Значительно целесообразнее приучать детей находить изучаемую тему по оглавлению учебника.
Первоклассники еще плохо ориентируются в отношениях «больше – меньше», поэтому, даже зная номер нужной страницы, они долго ищут ее в книге. На уроках математике при изучении натуральной последовательности числового ряда можно учить детей находить определенные страницы в книге, используя сравнение чисел.
Создание книжки-малышки
Создание книжки – малышки пробуждает интерес к чтению, к творчеству, способствует положительной мотивации поисково-библиографической деятельности, закрепляет знание детей о книге и ее элементах. В зависимости от решаемой учебной задачи содержания будущей книжки может стать одно или несколько авторских произведений или сочинения учащихся. Возможен выпуск сборников, в которых произведения объединяются по тематическому, проблемному, жанровому принципу. Создавать книжку – малышку можно в игровой форме, используя ролевую игру «Издательство».
В начале урока нужно оговорить с детьми правила игры, учитывая цель работы в издательстве – выпуск книжки – малышки. Первое правило – произведение для книжки дети отбирают самостоятельно. Второе – произведение отбирается по определенному принципу. Третье – необходимо, чтобы в книжке – малышке все элементы книги; обложка, титульный лист, страницы, иллюстрации, оглавление; книга должна содержать выходные данные. Четвертое – ученики имеют право обращаться за помощью ко взрослым, но выполнять все операции должны сами.
Игра в издательство позволяет вовлечь в работу всех учеников, причем с учетом интересов каждого. Класс делится на группы, что вносит элемент соревновательности. Каждая группа решает, какие произведения войдут в книгу, и распределяют обязанности между членами группы: кто-то пишет (набирает на компьютере) текст, кто-то рисует иллюстрации, кто-то создает обложку и оглавление. Работа над книжкой начинается на уроке литературного чтения и может быть завершена дома или в группе продленного дня. Возможно включение к работе учителей изобразительного искусства, художественного труда. При подведении итогов каждая группа представляет свою книгу.
Процесс создания книжки – малышки включает следующие этапы:
· формулирование и принятие цели работы;
· обсуждение процесса работы;
· определение названия книги, принципов отбора литературного материала;
· отбор литературного материала, соответствующего изобразительному принципу;
· продумывание последовательности расположения произведений;
· обсуждение иллюстраций в книге;
· обсуждение обложки в книге;
· оформление книги: написание (набор текста), иллюстрирование, оформление обложки, титульного листа, оглавления;
· презентация книги.
По итогам работы можно провести конкурсы «лучшая книжка- малышка» на уроках литературы, «лучшая обложка для книжки «на уроке трудового обучения, «Автор лучших иллюстраций для книжки- малышки» на уроке изобразительного искусства. Создание книжки – малютки интересно ребенку и с точки зрения получения результата. Материализованность результата труда – важное условие развития положительного отношения к чтению и к учебной деятельности в целом.