Методика формирования библиографической компетентности




 

Понятие «компетенция» и «компетентность» относительно недавно вошли в арсенал педагогических терминов. В переводе с латинского (competens) «компетентный» буквально означает «знающий», сведущий в определенной области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо. Понятие «компетентность» шире умений, знаний и навыков, при этом не является их суммой,поскольку включает все стороны деятельности: знаниевую, операционно-технологическую, мотивационную.

Современная педагогика разделяет понятия «компетенция» и «компетентность». Под компетенцией понимается заранее заданное требование к подготовке ученика, а под компетентностью - уже сформировавшееся его личностное качество. Поэтому компетенция осваивается учеником в образовательном процессе, а компетентность формируется в процессе этого освоения.

Библиографическая компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественной продуктивной деятельности по ориентированию в мире книг. Библиографическая компетентность – это качество личности, понимаемое как степень владения учебником библиографической компетенции. Библиографическая компетентность характеризуется степенью сформированности мотивов, адекватных содержанию библиографической деятельности, уровнем владения библиографическими знаниями и умениями, а также развитием интереса к предмету и процессу деятельности, ценностным ориентациями учебника. Конечно, наполнение понятия «библиографическая компетентность» зависит от возраста ученика. О высоком уровне владения библиографической компетентностью младшим школьником можно говорить, если:

· деятельность ребенка по ориентировке в книжном мире результативна;

· познавательные мотивы библиографической деятельности реально действуют и осознаются учеником;

· ученик знает способы ориентировки в книжном мире, владеет операционной стороной деятельности: умеет пользоваться тематическим и алфавитным каталогом, может грамотно сформулировать свое обращение к библиотекарю, умеет определять содержание книги по оглавлению, обложке, иллюстрациям, может использовать помощь библиотекаря, библиографа;

· интерес к предмету и процессу поиска нужной книги (информации) устойчивый и глубокий;

· сформировано отношение к книге как к ценности.

Формирование библиографической компетентности есть часть общей системы начального образования, этот процесс затрагивает не только каждую школьную дисциплину, но и самостоятельную деятельность учащихся, и внеклассную работу в течение всего периода обучения ребенка в начальной школе. При всем многообразии форм работы по формированию библиографической компетентности можно выделить общие методические условия, соблюдение которых обеспечивает эффективность работы:

· введение новых библиографических знаний на специальных библиографических уроках, последующее их закрепление и формирование соответствующих умений на других школьных предметах при решении конкретных учебных задач, а также в самостоятельной учебной и досуговой деятельности;

· систематичность включения задания по поиску литературы в учебно-познавательную деятельность;

· использование занимательных форм обучения и постепенный переход от игровой мотивации к формированию процессуальных и результативных мотивов, мотивов саморазвития;

· согласованность работы учеников, учителя, библиотекаря и родителей.

Содержание работы по формированию библиографической компетентности

Система формирования библиографической компетенции включает знания о структуре книги, гигиене чтения, об основных способах библиографической помощи, доступных младшим школьникам: карточке обложек, книжных выставках, алфавитном и тематическом каталогах, аннотированном каталоге. На основе этих знаний формируется умения, способствующие ориентировке в книжном мире:

· соблюдать правила гигиены чтения;

· называть книгу, указывая автора и название книги;

· ориентировке в книге, пользоваться ее справочным аппаратом;

· определять основное содержание книги по названию, иллюстрациям, оглавлению, аннотации;

· находить нужную книгу, используя алфавитный и тематический каталоги;

· подбирать книги определенного автора (на определенную тему) и оформлять книжную выставку;

· подбирать материал по заданной теме, пользуясь справочной литературой, детской периодикой.

Мотивы формируются у младших школьников в соответствии с целью их деятельности в каждом конкретном случае. Так, освоить правила гигиены чтения детям помогает игровая мотивация: играя в «Зеркало» ученики копируют позу девочки, изображенной на плакате, и (или) действия учителя и таким образом учатся ориентировать свое рабочее место, правильно держать книгу, ровно сидеть, переворачивать страницы за уголок. При починке библиотечных книг или оформление книжной выставки формируется альтруистические мотивы, что важно не столько для библиографической компетентности, сколько для формирования общей культуры учащихся. Формирование основных библиографических знаний и умений требует создание процессуальных и результативных мотивов. Младшего школьника, как известно, легче заинтересовать процессом деятельности, чем ее результатом, поэтому часто игровые мотивы сопровождают формирование процессуальной и результативной мотивации. Мотивы саморазвития начинают формироваться у учащихся начальных классов в творческой деятельности: выборе книг для подготовки сообщений, подборе материала для журнала, создании классного каталога и т.п.

Использование полученных в школе знаний и умений в самостоятельной учебной и досуговой деятельности требует определенных усилий не только от младшего школьника. Успешное овладение библиографической компетентностью возможно только при тесном взаимодействии всех участников общения: ученика, учителя, библиотекаря и родителей. Ученик неслучайно занимает в этом перечне первое место - он является субъектом обучения, а не предметом воздействия.

Библиографические знания и умения являются составной частью программы по литературному чтению, основная цель которой – обучение восприятию художественного произведения и развитию речи учащихся, для первоначального знакомства с библиографическими знаниями выделяются специальные библиографические уроки и фрагменты уроков литературного чтения. Закрепление полученных знаний и формирование умений требуют длительной тренировки и обычно проводятся при выполнении упражнений на уроке литературы, ученики быстро теряют их, если данные умения оказываются невостребованными в повседневной деятельности. Поэтому целесообразно выделить в учебных программах других школьных дисциплин те моменты, когда использование библиографических знаний помогает решить учебную задачу. При организации учебной деятельности библиографические знания станут средством достижения результата, ребенок ощутит потребность в данных знаниях, и поэтому их закрепление и формирование соответствующих умений будет носить естественный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: