Литературное чтение по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" (УМК «Школа России», «Литературное чтение», Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., 4 класс)
Дрыкова Тамара Андреевна
Цель: создать благоприятные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о сказках А.С. Пушкина, развития умения решать проектные задачи.
Задачи:
Личностные: создать условия для воспитания художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, для развития навыков сотрудничества, положительной мотивации к творческому труду.
Метапредметные: создать условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);
создать условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий (развивать умения ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности) создать условия, для формирования познавательных универсальных действий (умения адекватно, осознано и произвольно строить речевые высказывания)
Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся по сказкам А.С. Пушкина, развивать качества чтения, умения работать с текстом, самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками, составлять кроссворды, ребусы, буриме; развивать художественно-творческие способности, развивать навыки чтения.
Оборудование:
· Портрет А.С. Пушкина,
· Сборники сказок А.С. Пушкина,
· Разрезные иллюстрации,
· Мультимедиа,
· Карточки с пословицами и поговорками,
|
· Элементы костюмов,
· Кроссворды, заготовки для составления буриме,
· Реквизит.
Эпиграф: «Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет»
Шота Руставели
Проектная задача по литературному чтению
Название проектной задачи | Сказочный мир А.С. Пушкина" |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | |
Тип задачи | Предметная рефлексивная одновозрастная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах 2. Использование детьми знаний сказок А.С. Пушкина 3. Организация взаимодействия между учащимися как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества 3. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса 4. Создание условий для решения проектной задачи |
Знания, умения, способы действия на которые опирается задача | · Знание содержания текстов сказок А.С. Пушкина · Умение анализировать художественные тексты · Умение решать поставленные творческие задачи |
Общеучебные умения | · Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностям участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль. · Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию; работа с мозаикой, умение собрать иллюстрацию к сказке; инсценирование, умение показать характер героев, разгадывание и составление учебных кроссвордов, буриме |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: · Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; · Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт»: набор иллюстраций, учебные кроссворды, буриме, инсценировка |
Способ и формат оценивания результатов работы | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивается другой группе через оценочный лист с заданными критериями |
Оборудование и материалы | Набор текстовых заданий в нескольких вариантных, листы ватмана, карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки. |
|
Описание проектной задачи:
Задание 1.
Собери картинку:
Учащиеся делятся на группы, занимают свои рабочие места, дают названия своим группам. На каждое задание даётся определённое время. Группам выдаются конверты. Учащиеся должны собрать картинку.
Задание 2.
Составьте буриме:
Учащиеся продолжают работать по группам.
Многие из нас любят поэзию. Мы зачитываемся стихами любимого автора, цитируем строки из близкого сердцу произведения, да и сами бы не прочь пописать. Только вот жаль, что не каждому дано создавать красивые, серьезные стихи. Но не спешите огорчаться! Ведь в поэзию можно играть, и имя этой игре - буриме. Она появилась в 17 веке во Франции и обрела свое название от сочетания двух французский слов - bout rime, что означает - "рифмованные концы строк". Суть игры сводится к тому, что задается определенное количество рифм (как правило, от четырех и выше) и, используя эти рифмы, участники должны придумать осмысленное стихотворение. Как правило, буриме обычно представляют собой забавные четверостишия, однако это могут быть и серьезные философские стихи. Как и у любой игры, у буриме есть свои правила. Так, например, рифмы подбирать надо очень осторожно и внимательно. Ну сами посудите, если вы выберете что-нибудь избитое вроде "любовь-кровь" вряд ли это увенчается созданием интересного и оригинального стиха. Так же рекомендуется избегать однокоренных слов, глагольных рифм, ну и ненормативной лексики. Однако все это - лишь основной свод правил. По договоренности с другими участниками вы при желании можете снять, а можете, напротив, добавить свои ограничения. Например, написать сонет или использовать амфибрахий и т.п. Из других рекомендаций можно добавить, что часто игроки в буриме любят придумывать рифмы как можно более контрастные и несопоставимые, на первый взгляд. Делается это для того, чтобы результат получился как можно интереснее, да и сам процесс был бы занимательнее, ведь попробуй свяжи по смыслу слова из совершенно разных областей! Как же писать буриме? Для начала поговорим о технической стороне. Заданные рифмы нельзя менять местами. Единственным исключением, пожалуй, можно считать использование перекрестных рифм, то есть если вам были заданы пары закат/ богат, ручей/ничей вы можете зарифмовать их так: закат/ручей/богат/ничей. Не забывайте и о содержании вашего стиха. Вся суть буриме, как мы уже говорили, заключается в том, что из порой совсем несопоставимых и странных рифм получается законченное смысловое стихотворение. Создание такового - и есть ваша цель. А уж каким содержанием вы наполните ваш буриме - это уже вопрос вашего творческого потенциала, взгляда на мир, текущего настроения и т.д. Теперь, когда вы ознакомились с основными правилами буриме, поговорим о том, где же можно попрактиковаться в этой игре. Великое дело - Интернет! Сейчас есть много форумов и сайтов, посвященных буриме. Там можно найти заданные рифмы и прочесть уже готовые буриме, написанные на их основании, а также оставить и свой вариант. Часто проводятся настоящие соревнования с выявлением лучших поэтов. Но в буриме можно играть и своей маленькой компанией. Кстати, это отличный вариант игры для вечеринки или с детьми. Можно играть по отдельности или же разбиваться на команды - как вам удобно. Как видите - вариантов очень много!
|
… царица
… сестрица
… девица
… светлица
… дворец
… удалец
… отец
… гонец
… поклонились
…пустились
… признались
… разрыдались
Задание 3.
Разгадайте кроссворды:
1 группа
По горизонтали:
4. И жених сыскался ей………(Елисей)
6.Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть ……..вам уж будет.
7.Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора.
В ней глубокая ……….
8……..песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
9.Сказка ложь, да в ней …..,
Добрым молодцам урок.
10.Ах,ты мерзкое……..,
Это врёшь ты мне назло!
13. Глядь: опять перед ним землянка,
А пред нею разбитое…….
14.Ей в приданое дано
Было…… одно.
По вертикали:
1. Слушай: платить обязались черти
Мне ……до самой смерти.
2.А…….. над морем опять шумит
Да чертям верёвкой грозит.
З.Раз он в море закинул……,
Пришёл …… с одною тиной.
4.Ветер по морю гуляет
И…….подгоняет.
5.Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька……..
11.И соседи присмирели,
Воевать уже не смели,
Таковой им царь Дадон
Дал……. Со всех сторон.
12.И послушалась ……,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
13.Пристают к заставе гости,
…….. Гвидон зовёт их в гости.
Ответы:
По горизонтали:
4.Королевич 6.Изба 7.Нора 8.Белка 9. Намёк 10. Стекло 13.Корыто 14.Зеркальце
По вертикали:
1.Оброк 2.Балда 3.Невод 4.Кораблик 5.Черномор 11.Отпор 12.Волна 13.Князь
2 группа
Вопросы у кроссворду.
- Как старуха обзывала своего мужа, отпустившего золотую рыбку?
- Какой был лоб у попа?
- Кем приходилась Бабариха?
- Чего лишился поп после второго щелчка Балды?
- Кличка собаки в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?
- Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц?
- Кто звал Балду тятей?
3 группа
- Остров, мимо которого проплыли корабли в царство Салтана.
- В чьем облике был убит царевичем Гвидоном чародей?
- Одежда, в которой стояла старуха на крыльце.
- Чем заедала старуха заморские вина?
- Ветхое жилье старика и старухи.
- Материал, из которого была сшита кичка.
1. Имя царя, у которого сторожем был петушок?
2. В какую птицу превращалась царевна?
3. Имя царевича, который спас царевну от вечного сна?
4. Кто исполнял желания стариков?
5. Кто соревновался с Балдой?
6. Предмет, отвечавший на вопрос царицы?
7. Что спасло царицу и ребенка?
8. Кто подарил царю петушка?
9. Какую должность занимал Балда?
Задание 4.
Составьте свои кроссворды по сказкам А. С. Пушкина
Задание 5.
Сочините загадки к сказке.
Задание 6.
Инсценировка отрывка из сказки.
Завершить нашу встречу хочу стихотворением:
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Оценочный лист для экспертной группы (оценочная шкала может быть любой)
Задания | Группа1 | Группа2 | Группа3 |
Собрать картинку | |||
Составление учебных кроссвордов | |||
Буриме | |||
Сочинение загадок | |||
Инсценировка |
Итог. Рефлексия.
Чему мы сегодня учились?
Что лучше всего получилось?
Что было самым трудным?
Чему учат сказки?
Нарисуйте смайлик вашего настроения.