a) Первичное чтение
После чтения ответьте на вопросы: От чьего имени идёт повествование? Какие животные обитают в зоосаду?
б) Первичное восприятие.
Весёлое или грустное произведение вы прочитали? Почему?
Давайте мы вернём к этому вопросу ещё раз в конце урока и попытаемся прийти к единому мнению.
- От чьего имени идёт повествование?
в) Рассказы детей об авторе
(5 слайд) Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.
- Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.
(6 слайд) Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.
(7 слайд) В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.
Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.
(8 слайд) Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.
г) Словарная работа (слайд 9)
д) Первичное чтение (читают подготовленные ученики)
е) Первичное восприятие
Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Зачитайте.
- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?
|
(Наблюдательность)
Когда происходит действие рассказа? Зачитайте.
Почему так рано? Зачитайте.
- Давайте сядем тихо и побываем вместе с Чарушиным в зоосаду.
ж) Беседа по содержанию.
- Каких животных описывает Чарушин?
В зоопарке на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. А раз мы с вами путешествуем по зоосаду, то давайте тоже познакомимся поподробнее с некоторыми его обитателями.
А) чтение про оленя.
- Что нового вы узнали об этом животном?
А чем занимаются другие животные утром, мы прочитаем
Б) чтение про ягуара, слона, медведя, волков .(слайды 10-16)
Кто живёт в общей загородке? (журавли) (слайд 17-18)
IV. Физминутка (для глаз) (слайд 19)
V. Продолжение открытия новых умений, знаний
Вдруг художник чувствует, что что-то не так.
Что насторожило его? Зачитайте.
Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.
А вы знаете, что в старину кабана называли “вепрь”.
Что написано на табличке про кабана? (слайд 20)
Ученик рассказывает о кабанах. (Кабан — крупное животное. У них, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами).
VI. Беседа по первичному восприятию
Давайте проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора. (слайд 21)
С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте.
|
Вывешиваю на доску табличку: Интересно! Ничего не вижу!
Как повёл себя художник, увидев непрошенных гостей? Его эмоциональное состояние? Зачитайте.
Вывешиваю табличку: Всё из рук попадало!
Понравилось ли это Серёжке?
Что так сильно напугало художника? Что он увидел?
Вывешиваю табличку: Прощай, моя акварель!
Какие чувства он испытывает?
Вывешиваю табличку: Делать что-то надо!
Что он решает? Зачитайте его действия.
Как себя чувствует в это время автор?
Вывешиваю табличку: Вспотел со страху!
Что происходит в самый кульминационный момент? Зачитайте.
Состояние автора? Зачитайте.
Вывешиваю табличку: Чуть не слетел!
Кто появляется в самый напряжённый эмоциональный момент?
Как повели себя кабаны? Зачитайте.
Поясните слова: “Простыми свиньями побежали в свой хлев”
Чем заканчивается история? Зачитайте.
VII. Обобщающая беседа
Чего устыдился Чарушин?
В каком предложении заключается главная мысль? Зачитайте.
Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные, например марал Серёжка?
Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение. Посмотрите ещё раз на его эмоциональное состояние. Как нарастает потрясение человека, увидевшего не одного, а группу кабанов.