- Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
- Сегодня мы знакомимся с произведением А. Митта “Шар в окошке”.
(1 абзац читаю сама, а дальше чтение текста про себя самостоятельно)
- Прочитайте, что же случилось с Колей дальше.
Работа с текстом.
- Почему Коле стало хорошо?
- Какие друзья у Коли?
Организация осмысления учащимися нового материала
- Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.
Составление плана.
Определение тона чтения.
- Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.
В начале текста? (печальный, скучный)
В середине текста? (удивленный)
В конце текста? (радостный)
Словарная работа.
- Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.
Компресс
- Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила компресс.
- Четко проговаривайте за мной.
Нос от капель щиплет
- Обратите внимание на длительную паузу.
Нельзя,//заразиться могут.
Чтение текста по составленному плану.
VI. Первичная проверка понимания рассказа
Пересказ по плану.
- Попробуем подробно пересказать этот текст по плану.
Составление модели обложки.
- Автор, тема, жанр произведения, название.
Организация деятельности школьников в рабочей тетради.
- О ком или о чем этот рассказ?
- Какими вы представляете друзей Коли?
- Какая пословица подходит к этому рассказу?
Физкультминутка (по Базарному).
Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).
|
VII. 8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения
Знакомство с произведением Е. Пермяка “Две пословицы”.
- Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка “Две пословицы”.
Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.
Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.
Словарная работа.
· Ярмарка - большая торговля с развлечениями
· Пригоршня – горсть (ладонь)
· Медяки – медные копейки
· Пятак – 5 копеек
· Гривенник -10 копеек
· Глазеть – смотреть с удивлением
· Плотвичка – вид мелкой рыбы
· Кудлатая (……….) собака
· Семиголосая гармошечка (звучат все семь нот)
Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.
VIII. 9. Организация осмысления учащимися нового материала
Составление обложки.
- Кто автор?
- Жанр, тема? Почему?
- Как называется это произведение?
Работа по тексту. Выборочное чтение.
- Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.
- Кто помогал Косте?
- Что шепнула собака Косте на ярмарке?
- Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.
- С чего начинается сюжет сказки?
- Как развивается действие?
- Самый напряженный момент?
- Как продолжается действие?
- Чем заканчивается сюжет сказки?
(на экране появляются две пословицы)
- Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?
|
IX. 10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.
- Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение “Две пословицы”?
- О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.
Друг в беде не бросит.
Лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий
Верный друг!
X. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)
- Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.
- В чем отличия?
- Чем похожи эти произведения?
- Чему учит рассказ А. Митты “Шар в окошке”?
- Чему учит сказка Е. Пермяка “Две пословицы”?
XI. Разноуровневое домашнее задание.
1. Прочитать два текста с. 47-50
2. Подготовить подробный пересказ “Шар в окошке”.
3. 1 группа. Разбить сказку Е. Пермяка “Две пословицы” на части в соответствии со схемой развития сюжета.
4. 2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с. 28-29 по произведению “Две пословицы”.
XII. Рефлексия.
- У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.