Возникновение советской мультипликации относится к 1922 году. На развитие этого искусства большое влияние оказало создание в Москве первой экспериментальной мультипликационной мастерской при Государственном техникуме кинематографии (теперь Всесоюзный государственный институт кинематографии), в которую вошли молодые советские художники, окончившиеВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). С этого момента и начинается планомерное развитие и освоение этой интересной отрасли советской художественной кинематография.
Молодые советские художники с самого начала увидели большие возможности искусства рисованного фильма. Уже в первых своих работах они постарались придать молодому искусству действенность и целеустремленность. Так, в противовес рекламным и развлекательным мультипликационным пустячкам, которые делались в русской кинематографии до Великой Октябрьской социалистической революции, советские художники-мультипликаторы выпустили свой первый мультипликационный фильм«Китай в огне» — политический памфлет, направленный против закабаления китайского народа мировым империализмом. Далее был выпущен ряд коротких мультипликационных фильмов под общим названием: «Политические игрушки». Это были политические шаржи на международные темы. В мультипликации некоторое время работал лучший поэт современностиВладимир Маяковский, который оживил ряд своих рисунков, сделанных в свое время для «Окон сатиры» РОСТА. В 1925 году на кинофабриках Москвы и Ленинграда организуются мультипликационные мастерские. Искусство мультипликации расширяется. Выходит на экран первый детский мультипликационный фильм «Сенька-африканец», сделанный по мотивам сказок К. Чуковского. Далее следуют детские картины: «Приключения барона Мюнхгаузена». «Каток», «Тараканище». Выходит фильм«Самоедский мальчик», бичующий и разоблачающий -религиозные пережитки у северных народов нашей страны. В работе над всеми этими картинами советские художники-мультипликаторы идут самостоятельными путями. По идейному содержанию, по форме, по стилю рисунка и по особенностям графического оформления их произведения не имеют ничего общего с безнадежной, бессодержательной и вульгарной американской мультипликацией того времени.
|
Рождается новое, советское искусство рисованного фильма — национальное по форме, социалистическое по содержанию. Советские художники уже тогда правильно поняли, что мультипликация не должна быть только смешной; содержа в себе элементы смеха, мультипликация должна быть политически целеустремленной, должна нести в себе глубокие гуманистические идеи, свойственные нашему советскому мировоззрению. Жанры в мультипликации, как мы уже говорили, чрезвычайно разнообразны, что практически и доказана творчеством советских художников-мультипликаторов.
С появлением звука и кинематографии для мультипликации открылись новые пути. Выход на экран первых звуковых мультипликационных фильмов: «Почта» (реж. М. Цехановский), «Улица поперек» (реж. В. Сутеев и Л. Атаманов), «Блэк энд уайт»по известному стихотворению Вл. Маяковского (реж. И.Вано и Л.Амальрик) заставил художников-мультипликаторов пересмотреть заново свои позиции в искусстве мультипликации, так как звук открывал новые возможности для развития этого искусства.
|
С выходом на экран таких звуковых картин, как «Сказка о царе Дурандае» (реж. И.Вано, В. и 3. Брумберг), «Органчик» по сатиреЩедрина (реж. Н. Ходатаев), «Журавко» (реж. А. Евмсненко), «Квартет» (реж. А. Иванов и П. Сазонов), «Храбрый моряк» (реж. В. Сутеев) и др., мультипликация прочно закрепила свое положение в искусстве советской кинематографии, борясь вместе с ней за высокие принципы социалистического реализма. Советские художники-мультипликаторы со всей решительностью выступают против безидейности. формализма и вульгарной дешевой «диснеевщины».
Наша партия и правительство всегда неустанно заботились о всемирном развитии советского кино-искусства, в том числе и искусства мультипликации. Так, в мае 1936 года в Москве по решению правительства была создана специальная студия мультипликации — Союзмультфильм.
В киностудии Союзмультфильм были сосредоточены все производственные коллективымультипликационного рисованного фильма. Эта студня является сейчас самой большой студией рисованного фильма не только в Советском Союзе, но и в Европе. Она оборудована по последнему образцу современной техники, имеет в своем штате большое количество художников различных специальностей и профиля, занятых только производством рисованного фильма.
Последующие работы советских мультипликаторов интересны исканиями в области жанров мультипликационного искусства, борьбой за целеустремленность содержания мультфильмов. Становится очевидной необходимость еще более органического приближения искусства мультипликации к вопросам современности. Наряду с музыкальной развлекательной шуткой, народной сказкой к веселыми познавательными фильмами для детей, решенными в фантастическом плане, о предвоенные годы н годы Великой Отечественной войны мастера мультипликации осваивали жанр сатиры, политического плаката, памфлета.
|
В мультипликационных картинах постепенно осваивается также и цвет. Выходят первые цветные фильмы: «Джабжа». «Сладкий пирог», «Красная шапочка», «Мойдодыр», «Теремок», «Кот в сапогах»,«Лимпопо», «Бармалей», «Сказка о глупом мышонке», «Цирк», «Маленький Мук» и др.
годы Великой Отечественной войны студия Союзмультфильм выпускает большоймультипликационный цветной фильм «Сказка о царе Салтане» по Пушкину (реж. В. и 3. Брумберг), характерный большими достижениями в области работы над созданием человеческих персонажей.
Следующие работы студии — картины «Пропавшая грамота» по повести Н. В. Гоголя (реж. В. и 3.Брумберг). «Песенка радости» (реж. М. Пащенко), «Зимняя сказка» (реж. И. Вано), «Весенние мелодии» (реж. Д. Бабиченко), «Павлиний хвост» (реж. Л. Амальрик и В. Полковников), «Тихая поляна» (реж. Б. Дежкин и Г. Филиппов), «Конек-Горбунок» (реж. И. Вано) — заслуживают также серьезного внимания. Они свидетельствуют о больших успехах советской мультипликации не только в определении содержания наших фильмов, но и в культуре рисунка, цвета, движения, актерской игры, работы художников-мультипликаторов над образом персонажей. В каждой картине чувствуется индивидуальность художника. И это хорошо, так как показывает, какой разносторонней и разнообразной может быть советская мультипликация и сколь различим и самостоятельны ее пути.
За два с лишним десятилетия молодое советское: мультипликационное искусство выросло и достигло больших успехов. Советский рисованный фильм вполне заслуженно пользуется большим успехом у советского зрителя, от дошколят и до крупных ученых; советские люди тепло принимают его героев и с интересом следят за их похождениями. За годы своего существования советский мультипликационный фильм вместе с большой художественной кинематографией СССР завоевал себе признание и за рубежом.
Ряд советских мультипликационных фильмов, таких как «Песенка радости», «Лиса и дрозд», «Конек-Горбунок», «Цветик-семицветик». «Серая шейка», получил первые премии и почетные дипломы на международных кинофестивалях. Вес это говорит о больших успехах нашего мультипликационного искусства, противопоставляющего голому трюкачеству, бессмыслице и дешевой изобразительной иллюстративности буржуазных мультипликационных фильмов свое высокоидейное содержание, большие человеческие чувства и высокое художественное изобразительное мастерство.
Советские рисованные фильмы о большом количестве дублируются на все языки Европы, Азии, Ближнего Востока, пропагандируя за рубежами нашей Родины искусство страны социализма, его грандиозный подъем, возможный только в нашей стране, где киноискусство окружено поистине безграничной заботой партии и правительства, глубокой любовью и уважением народа.
Советское искусство рисованного фильма — молодое интересное искусство, и ему безусловно принадлежит большое будущее.
Сидя в зрительном зале кинотеатра во время демонстрации мультипликационного фильма, часто слышишь, как публика задает друг другу вопрос: — Но как это делается? Одни говорят, что фильм прямо рисуется на пленке; другие, путая рисованную мультипликацию с объемной, уверяют, что в фильме снимаются куклы, которых заставляют двигаться по нарисованной декорации; третьи подходят в своих суждениях немного ближе к истине, утверждая, что на экране движутся сделанные из бумаги марионетки, все части которые снабжены специальными шарнирами.
До сего времени многие не знают технологии производства мультипликационного фильма, не знают, как делается рисованный фильм.
— Неужели это все снято с рисунков? — спрашивает зритель. — Как же рисунки приобретают способность двигаться, жестикулировать, улыбаться, гневаться, говорить, петь?
Да, все, что видит зритель на экране во время просмотра мультипликационного фильма, снято только с рисунков; вес это сделано руками художников. Поэтому мы и называем описываемый в этой книге вид мультипликации искусством рисованного фильма. Ниже мы познакомим читателя с производственными процессами изготовления такого фильма, и он увидит, как трудна, кропотлива, но вместе с тем разностороння и интересна работа художника-мультипликатора.
Итак, совершим на страницах этой книги как бы экскурсию на кино студию рисованных фильмов — Союзмультфильм, где на конкретной производственной работе наглядно познакомимся с тем, как создаются рисованные мультипликационные фильмы.
С каких же производственных объектов мы начнем нашу экскурсию? Правильным будет начать ее с самого важного производственного звена — режиссерской группы, где закладывается фундамент мультипликационного фильма.
После ознакомления с работой режиссерской группы мы познакомимся со всеми основными производственными цехами студни и таким образом получим исчерпывающий ответ на вопрос, как создается современный рисованный фильм.