Пройдем в «цех заливки», где работа также производится на знакомых нам столах-просветах. Прозрачность целлулоида позволяет закрашивать кон-турованные рисунки с обратной стороны контура, что очень удобно по ряду причин.
Работая таким образом, художник ускоряет процесс, так как ему не нужно тщательно закрашивать рисунок в пределах контура, как он это делал бы, нанося краску с лицевой стороны; краска, нанесенная на целлулоид с обратной стороны, выглядит значительно ровнее с лицевой стороны; если художник небрежно положил краску и вылез за пределы контура рисунка, это легко может быть исправлено без порчи контура, а в случае совершенно неправильной закраски рисунка краску можно и совсем смыть с целлулоида теплой водой, не трогая контура. Рисунки окрашиваются кра-ской специального состава, которая хорошо держится после высыхания на гладкой поверхности целлулоида. Чтобы рисунок был хорошо закрашен, краска должна быть средней консистенции. Закрашивая рисунок, художник не протаскивает краску кистью, как это делается на бумаге, а скорее заливает ею рисунок не очень толстым слоем (отсюда и произошло специфическое название цеха — «цех заливки»), после чего каждый рисунок в отдельности кладется на специальные стеллажи для просушки.
В цехе заливки имеются закрашенные модели всех персонажей картины, которая сейчас находится в производстве. Эти модели сделаны режиссерской группой еще в течение подготовительного периода, утверждены режиссером и переданы в цех в качестве образцов, по которым должны закрашиваться рисунки.
На стр. 79 показано, как по образцу модели Маши закрашивается уже знакомая нам сцена № 18.
Работа по закраске рисунков для скорости выполнения обычно распределяется в цехе среди большой группы художников, поэтому, чтобы не было путаницы в цветовой раскраске персонажей, все цвета красок и оттенков нумеруются отдельными номерами и устанавливается занумерованная шкала красок по картине, например, все оттенки красной краски имеют свою определенную нумерацию, все оттенки зеленой краски — другую, синей — третью и т. д.
|
На раскрашенных моделях персонажей ставятся обязательно номера каждой краски, например номер краски лица, юбки, рубашки и т. д., что дает полную гарантию безошибочности в работе. Все рисунки после закраски проверяются контролером цеха, после чего передаются обратно ассистенту по технике.
Технический контроль
Ассистент по технике окончательно проверяет закрашенные рисунки, просматривая их еще раз на фоне сцены, уточняет их подгонку, подправляет контуры, восстанавливает отдельные пропущенные детали, протирает марлей листы целлулоида и передает в операторский цех для съемки.
Съемка
Съемка рисунков производится на специальных съемочных станках. Пройдем в операторский цех и посмотрим, как осуществляется этот процесс. Съемочный мультипликационный станок представляет собой специально сконструированный стол с металлической станиной. На станине, выше поверхности стола, на подвижном кронштейне укреплен киноаппарат объективом вниз. На столе, под аппаратом, смонтированы штифты, на которые накладываются рисунки при съемке и прижимная рама с прозрачным стеклом, прижимающая листы целлулоида к плоскости стола.
|
Съемочный аппарат расположен над столом таким образом, что объектив его охватывает на плоскости стола съемочное поле такого же размера, как размер рабочего поля листа целлулоида с рисунком.
Благодаря подвижному кронштейну аппарат может изменять свое положение, опускаться и подниматься, поэтому величина съемочного поля может быть изменена в зависимости от того, каково расстояние от объектива аппарата до плоскости стола.
С обеих сторон стола в глубоких софитах установлены лампы полуваттного света, расположенные так, чтобы равномерно освещать съемочное поле и не светить в глаза оператору при съемке.
Камера съемочного аппарата, установленного на специальный мультипликационный ход, приводится в движение автоматом, который соединен с электромотором. Автомат кадросъемки приводится в движение нажатием кнопки, установленной на съемочном столе.
Каждое нажатие кнопки снимает на пленку один кадр.
Как же оператор производит съемку рисунков сцены? Прежде всего он устанавливает на штифтах стола фон сцены. Потом на него накладываются листы целлулоида с рисунками согласно указаниям, имеющимся в экспозиционном листе; затем он прижимает рисунки стеклом прижимной рамы, чтобы они расправились и не давали бликов и теней на фоне, нажимает кнопку и снимает кадр.
Сняв один кадр, оператор снимает использованные рисунки с фона, заменяет их следующими по порядку, снова прижимает их стеклом, нажимает кнопку и снимает следующий кадр.
Так, кадр, за кадром, снимается вся сцена. Если некоторые рисунки согласно записи в экспозиционном листе нужно снять на двух кадрах, то, не вынимая их из-под прижимного стекла, оператор два раза подряд нажимает съемочную кнопку. Если нужно, чтобы рисунки были зафиксированы на десяти кадрах, то десять раз подряд нажимается съемочная кнопка и т.д. Таким образом, на съемочном станке снимаются все сцены по фильму.
|
Сейчас мы видим, какую важную роль играют в производстве экспозиционные листы: по ним делаются, планируются, контролируются и снимаются рисунки сцены. Если при съемке допущена какая-то ошибка, то все потом можно легко найти на пленке, оперясь с записью экспозиционного листа. После того как все рисунки по сценам сняты, пленка посылается в лабораторию, где ее проявляют. Полученный негатив просматривается оператором, затем с него печатают позитив изображения.
Работа кинооператора рисованного фильма требует не только исключительной внимательности и четкости — оператор рисованного фильма должен быть изобретателен и богат творческой выдумкой. Ведь здесь, точно так же как в игровом художественном фильме, творческая работа оператора в процессе киносъемки определяет конечный эффект задуманного художником кадра.
В данном разделе мы коротко познакомились с устройством стандартного съемочного мультипликационного станка и процессом стандартной мультипликационной съемки.
В практике производства мультипликационного фильма существуют значительно более сложные съемки с применением различных горизонтальных, вертикальных и круговых панорам, со съемкой декораций и рисунков персонажей на различных ярусных плоскостях съемочного стола. Для этого применяются другие, более совершенные станки, позволяющие производить все эти съемки, однако принцип устройства этих станков и технология съемочного процесса не изменяются.