Школа самоопределения (А.Н. Тубельский)




 

Автор концепции «Школы самоопределения» (средняя школа № 734, г. Москва), директор этой школы с 1985 года А. Н. Тубельский (1940—2007) — президент «Ассоциации демократических школ» (Россия), кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации. В 1992 году по инициативе А. Н. Тубельского Министерством образования РФ и Московским Департаментом образования на базе общеобразовательной школы № 734 и детского сада № 869 было создано научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения», которое в числе первых в России встало на путь поиска демократических перемен в сфере образования.

В основе концепции «Школы самоопределения» лежит идея о том, что главная задача человека — максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, стать самим собой («тем, что я есть») и тем самым исполнить свое всеобщее и индивидуальное предназначение, реализовать заложенные в нем возможности. Отсюда следуют целевые ориентации «Школы самоопределения», которую иначе называют «Школой индивидуального развития» (рис. 147).

В соответствии с этими целевыми ориентациями в содержание образования наряду с учебными программами включаются: постепенное формирование образа своего «Я», овладение средствами и способами для развития своей индивидуальности, опытом их применения. Основу указанных средств и способов составляют универсальные умения (могут быть применены в познании, освоении и преобразовании нескольких образовательных областей, разных сфер деятельности), на базе которых только и возможна действительная реализация компетентностного подхода. Работа школы в экспериментальном режиме позволила выявить педагогические условия реализации концепции «Школы самоопределения», достижения ее целевых ориентаций (рис. 148).

При соблюдении этих условий ребенок становится субъектом своего образования:

 не только «присваивает» содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта;

 регулирует свою познавательную деятельность на основе рефлексии процесса этой деятельности и ее результатов;

 имеет желание и возможность регулировать образовательный процесс на учебных занятиях в своем классе, в школе в целом.

Субъектность учащихся дает им возможность двигаться в направлении осознания собственного Я-образа, собственных жизненных и образовательных целей и позволяет им выстраивать собственное образование на основе индивидуальных образовательных траекторий.

Рассмотрим, как охарактеризованные выше условия создаются в НПО «Школа самоопределения». Возможность выбора в школе распространяется на определение содержания образования (выбор предметов, тем и способов работы), на выбор учителя, индивидуального темпа обучения, видов внеурочной деятельности, варианта и способа поведения. Ученика привлекают к постановке личных целей и задач образования, учитывается его личный опыт, стиль и способности, а также признается право ребенка на собственное личностное отношение к происходящему. В основе оценки ребенка находится не столько отметка учителя, сколько самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования. Учителями школы разработана система форм оценивания, самооценивания и взаимооценивания (рис. 149).

Подростки, учителя и родители открыто участвуют в создании норм и правил совместной жизни как системы договоров между ними (в школе имеется школьная Конституция и сообща придуманные школьные законы и положения). Так формируется чувство причастности к организации жизни школы. Управление школой носит демократический государственно-общественный характер, так как каждый участник образовательного процесса может влиять на принимаемые решения как лично, так и через систему существующих в школе объединений и организаций. Важной чертой школьного уклада является система ключевых дел (школьные праздники, избирательные кампании, зимние и летние лагеря, деловые игры, проекты, важные для сохранения школьных традиций и для создания атмосферы общего дома). Ежегодно в качестве ключевых дел проводятся мероприятия: «Лицей», «Новый год», «День рождения школы», «Деловая игра», «Фестиваль творчества». Разновозрастные учебные группы, лаборатории, клубы, кружки, школьные научные, коммерческие общества работают в рамках «школы полного дня».

Учебно-воспитательный процесс организуется в виде «погружений», когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем. Другой формой учебного процесса является мастерская или студия, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику.

В начальной школе (трех-, четырех-, пяти- или шестилетней) идет освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам выражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность. Учебный процесс строится на основе целостной жизнедеятельности учащихся, при этом основной формой становятся коллективные детско-взрослые игровые образовательные проекты.

В основной школе применяются такие формы обучения и воспитания, которые обеспечивают максимально возможное разнообразие проб ребенка в самых разных видах деятельности на основе индивидуальных и коллективных образовательных проектов и пространственной организации школы. Например, один день в неделю посвящается трудовой подготовке: учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изготовление изделий из дерева, металла; шитье и конструирование одежды; кулинария; художественные ремесла; программирование; библиотечное дело; воспитание дошкольников и т. п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

Для старшей школы (10–11-е классы) свойственно профильное обучение, организованное не на основе профильных классов, а на основе индивидуальных образовательных программ каждого учащегося. Лучшим ученикам педсовет предоставляет возможность свободного посещения уроков. В старших классах введена зачетная система: все пройденные темы должны быть сданы в конце четверти. Для желающих сдать учебный материал экстерном введены так называемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный минимум. Новации в школе внедряются и в настоящее время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: