Модель школы (технология) «Экология и диалектика», разработанная ученым–педагогом Л. В. Тарасовым, прошла успешную апробацию в ряде школ России, Украины, Казахстана в 1989–1999 годах. С 2000 года в школах Украины отрабатывается технология «Экология и развитие», имеющая эколого–еcтественно–математичеcкую направленность. В ее основе лежат апробированные десятилетней практикой в рамках технологии «Экология и диалектика» новые подходы к содержанию и методам обучения с использованием учебников принципиально нового типа. Целевые ориентации и концептуальные основы школы «Экология и диалектика» определяются ее названием (табл. 56).
Новизна рассматриваемой модели школы заключается в последовательном использовании в учебном процессе интегративно-гуманитарного подхода, суть которого в проецировании знания на личность ученика, в разрушении барьеров между предметами, обеспечении экологизации всех предметов и учебно–воспитательного процесса в целом. Данный подход реализуется посредством выполнения принципов школы «Экология и диалектика» (рис. 153).
В данной модели школы были радикально перестроены содержание и методы образования. В частности в учебном плане школы была реализована новая концепция естественно-математического образования (табл. 57; 58):
предусматривается глубокое профилирование в 10–12-х классах на основе завершенного базового образования;
математика в 5–6-х классах представлена двумя параллельно изучаемыми предметами: «Геометрия окружающего мира» и «Число и функция в окружающем мире»; из первого вырастает базовый курс геометрии (7–9-е классы), а из второго – базовый курс алгебры (7–9-е классы);
|
образовательная отрасль «Человек и мир» на начальной ступени представлена двумя учебными предметами: «Я – человек» (1–4-е классы) и «Окружающий мир» (1–4-е классы);
природоведение (естествознание) в 5–6-х классах представлено двумя интегративными предметами: «Микромир и Вселенная» (5 класс) и «Природа Земли: прошлое, настоящее, будущее» (6 класс);
выше перечисленные интегративные предметы подготавливают как в содержательном, так и в мотивационном плане синхронное изучение в 7–9-х классах базовых курсов «Физика», «Химия», «Биология», «География и экология»;
предусматривается интегративный предмет «Закономерности окружающего мира» в 7–12-х классах, являющийся «стержнем» технологии «Экология и диалектика»; этот предмет выстроен в виде трех ступеней: «Случайность, необходимость, вероятность» (7–8-е классы), «Вероятность в современном обществе» (8–9-е классы), «Эволюция естественнонаучного знания» (10–12-е классы).
Многопрофильный лицей на старшей ступени школы вырастает естественным путем из начальной и средней ступеней, а не создается за счет конкурсного отбора. Иначе говоря, лицеистов готовят с первого класса. Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации (идеи и технологии) в педагогике. Широко применяются в школе Л. В. Тарасова методы развивающего, проблемного обучения, а также игра, драматизация, визуализация, синектика, юмор, инсайт, творчество и другие методы, позволяющие обучать школьников в поисковом режиме.
Технология «Экология и диалектика» предлагает принципиально новую концепцию школьных учебников и, как следствие, модернизацию роли учителя в учебном процессе. Традиционные учебники нацелены на то, чтобы стать своеобразными «сценариями» уроков, проводимых учителем в классе, они пишутся «под учителя» и в его отсутствие фактически не работают. Новые же учебники, по убеждению Л. В. Тарасова, должны быть в значительной мере «самоучителем» для учащихся, должны писаться «под ученика», быть для него «личностно-значимыми». Учитель в этом случае приходит к ученику со своим поурочным планированием и систематизирует информацию, почерпнутую учеником из данного учебника и, возможно, других источников.
|