Под адаптивной школой ее авторы Е. А. Ямбург (заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г. Москвы) и Б. А. Бройде (заслуженный учитель РФ, директор учебно-воспитательного комплекса вариативного образования на базе средней школы № 26 г. Ярославля) понимают школу, которая обладает технологиями, позволяющими ей максимально приспосабливаться, адаптироваться к каждому ученику. При этом все учащиеся усваивают учебный материал (стандарт). В школе адаптирующей педагогики, несмотря на то что в ней учатся разные категории учащихся, в том числе дети с особыми образовательными потребностями (одаренные, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении), ставится цель сохранить личность воспитанника при любых обстоятельствах его жизни.
Школа адаптирующей педагогики обеспечивает взаимное сближение, приятие, совместимость ребенка и школы. При этом адаптация школы к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования. Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки. В случае необходимости школа осуществляет компенсирующее обучение, создавая вокруг ребенка реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье ребенка. Адаптация выпускника к жизни осуществляется через систему профессиональной и социально-бытовой ориентации, социального закаливания.
|
Раскроем ведущие концептуальные идеи (принципы) адаптивной школы (рис. 144).
Разнообразные программы обучения строятся с учетом требований государственных образовательных стандартов к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Идея дифференциации обучения по уровню развития детей организационно реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от первого класса начальной до выпускного класса средней школы (рис. 145). Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.
Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает:
добровольность и свободный выбор ребенком варианта образования;
помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей;
возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта (траектории) обучения на другой.
Образовательная модель адаптивной школы представлена основными и сопутствующими модулями (рис. 146).
В работе детского сада реализуются индивидуальный подход, акценты на самостоятельность детей и их разностороннее (интеллектуальное, эмоциональное, волевое и т. д.) развитие; адаптация учебного материала (учебной программы) к потребностям каждого ребенка; крайне редкие перегруппировки детей. Для учебно-воспитательного процесса в начальной школе характерно: изучение всех предметов в группах «смешанных способностей»; порционное изучение учебного материала учащимися; проведение диагностических тестов после усвоения базовой учебной единицы с целью выявления его успешности; индивидуальная или групповая работа в период коррекции; одновременное начало изучения новой базовой единицы; постоянная забота педагога о гуманном характере взаимоотношений учащихся и благоприятном рабочем климате.
|
Главная цель основной школы — создание системы разноуровневого дифференцированного обучения. Внутренняя дифференциация заменяется внешней. В основной (базовой) школе решаются следующие задачи: отбор, разработка и модификация содержания образования в классах повышенного уровня (гимназических); углубление линии коррекционно-развивающего обучения с учетом специфики основной школы в классах педагогической поддержки; углубление внутренней дифференциации обучения в общеобразовательных классах. В старшей школе реализуется «отборочно–поточная» модель. В ней занимаются учащиеся, нацеленные на обучение в вузе.
Наряду с технологией дифференцированного обучения в школе адаптирующей педагогики применяются и другие известные нам технологии и их элементы: технология полного усвоения знаний, педагогической поддержки (обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе и доверии); использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; взаимообучение, диалогические методики; комментированные упражнения (по С. Н. Лысенковой), разделение сложного задания на составляющие и т.д.