Школа-коммуна (А.С. Макаренко)




20-е годы ХХ века характеризовались реорганизацией структуры и содержания школьного образования в России и Беларуси. В этот период отрабатывались модели общеобразовательной школы, учитывающие региональные условия и особенности контингента учащихся. Экспериментальная работа велась в опытно-показательных учреждениях, где апробировались новые учебные программы, формы, методы воспитания и обучения. К таким учреждениям относились прежде всего школы-коммуны (к концу 20-х годов их насчитывалось около 400). Школы-коммуны обычно располагались в бывших помещичьих усадьбах, имели интернат, часто включали детский сад. Наиболее известными из них были школы-коммуны под руководством П.М. Лепешинского, М. М. Пистрака, А. С. Макаренко.

А.С. Макаренко (1988—1939) с 1920 по 1936 год руководил сначала трудовой колонией для беспризорных и малолетних правонарушителей (позже ей было присвоено имя А.М. Горького, и она стала называться трудовой), располагавшейся под Полтавой, затем с 1928 года — детской трудовой коммуной имени Ф.Э. Дзержинского в Харькове. Годы развития колонии имени А. М. Горького были временем разработки педагогической системы (школы-коммуны) А.С. Макаренко, получившей мировую известность. Рассмотрим основные положения и пути реализации целостной педагогической концепции А. С. Макаренко, которая является образцом творческого соединения теории и практики (табл. 55).

 

Проиллюстрируем эти теоретические положения педагогической системы школы-коммуны А. С. Макаренко примерами из жизни коммунаров (по И. Ф. Козлову).

 Центром школы-коммуны была общеобразовательная полная средняя школа (например, в 1934 году в коммуне были десятилетка, техникум, технические курсы). За время существования коммуны не было ни одного случая, чтобы окончившие школу коммунары не смогли выдержать вступительные экзамены в вуз. В коммуне работала сеть технических, общеобразовательных, художественных, спортивных кружков и курсов, а также клуб, театр, кино, библиотека, духовой оркестр, столярная, швейная, сапожная и другие мастерские, два с технической точки зрения передовых (для того времени) завода (электроинструментов и фотоаппаратов «ФЭД»).

 Коммунары жили в красивом, хорошо оборудованном двухэтажном здании. «Высокие светлые спальни, нарядные залы, широкие лестницы, гардины, портреты. Все в коммуне было сделано с умным вкусом», — писал А. С. Макаренко в «Педагогической поэме». У воспитанников была удобная, красивая одежда.

 Значительное место в жизни коммуны занимал производительный труд. Коммунары работали на производстве 4 часа в день (приобретали рабочие квалификации). Хотя первоначально материальная база школы-коммуны была создана за счет средств работников НКВД, в дальнейшем коммуна не только перешла на хозрасчет (жалованье учителям, содержание воспитанников, оборудование школы, летние походы, посещение театров и т. п.), но и давала прибыль государству. Все работы в коммуне по производству (за исключением специальных инженерно–технических, бухгалтерских и торгово-снабженческих работ), самообслуживанию (содержание в чистоте спален, клуба, школы и т. п.) выполнялись самими детьми по очереди.

 В школе-коммуне были широко представлены разные виды спорта (теннис, шахматы, стрелковый, конный спорт и др.). Ежегодные летние туристские походы (по Украине, Кавказу, Волге; объехали всю европейскую часть страны) закаляли здоровье коммунаров. Физическому воспитанию способствовал также красивый строй коммунаров со знаменем, оркестром и различными атрибутами, которым они украшали свои «общеколлективные движения» (общее собрание в коммуне, праздники и т. п.). Вся жизнь коммунаров была пронизана мажором, радостью, оптимизмом. Они жили интенсивной культурной жизнью (например, имели ежедневно 32 места в театрах Харькова).

 Все управление жизнью коммуны осуществлялось самими детьми. Высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, а главным органом управления — совет командиров. Советом командиров руководил секретарь. Коммуна была разбита на отряды по 10—15 воспитанников разного возраста. Отряд избирал командира, который после утверждения его на общем собрании имел все права начальника: ему беспрекословно подчинялись все члены отряда. Командир нес полную ответственность за состояние отряда и каждого его члена перед общим собранием, советом командиров и заведующим коммуной.

 Жизнь коммуны была связана с окружающей жизнью. Эта связь осуществлялась через общественные организации коммуны (комсомол, пионерскую организацию), а также путем шефства. Коммуна взаимодействовала также с рабочими организациями и клубами. За восемь лет в коммуне побывали десятки тысяч гостей (рабочих делегаций, писателей, педагогов, делегатов общественных организаций), в том числе иностранных.

В дальнейшем идеи А. С. Макаренко о детском воспитательном коллективе получили развитие в теории и практике авторских школ (Ф. Ф. Брюховецкий, С. А. Калабалин, Э. Г. Костяшкин, В. А. Сухомлинский, А.А. Католиков и другие).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: