Гудевичская средняя общеобразовательная школа Мостовского района Гродненской
области (с 2004 года Гудевичская средняя школа–социально-педагогический комплекс; с 2007 года – Гудевичская гимназия) в теории воспитательных систем охарактеризована исследователями как школа национальной культуры [3].
У истоков ее создания стоит заслуженный учитель Республики Беларусь, заслуженный работник культуры А. Н. Белокоз. Будучи краеведом, знающим музейное дело, учитель белорусского языка и литературы А. Н. Белокоз в 1968 году на общественных началах создал при Гудевичской средней школе литературно-краеведческий музей. Первые экспонаты появились в музее в 1965 году. Именно тогда ученики А.Н. Белокоза стали посылать письма писателям, художникам, деятелям науки и культуры с просьбой прислать черновик или рукопись своего произведения, книгу с автографом, фотографии, свои воспоминания, размышления и др. В 1980 году колхоз, на территории которого в то время располагалась школа, помог перевезти в музей домик, построенный в конце XVIII века. В нем силами педагога и учащихся был воспроизведен жилой интерьер местных крестьян, собраны бытовые вещи, разнообразные сельскохозяйственные приспособления, сделанные их руками. В 1981 году было построено новое двухэтажное здание школы, и под музей отдали старое здание школы, в котором впоследствии разместились четыре зала с экспонатами.
Музей развивался и в 1990 году получил статус государственного. А.Н. Белокоз стал его директором. В настоящее время это целый музейный комплекс. В фондах музея – около 13 тыс. экспонатов, 14 экспозиционных залов, библиотека, насчитывающая 2 200 книг и журналов. Посетители могут познакомиться с экспозициями «Писатели Гродненщины», «Беларусь литературная», «Каменный век», «Кузнечное дело», «Ткачество и вышивка», «Изделия из соломки», «Произведения изобразительного искусства», «Гудевичские народные костюмы», «Изделия из дерева», «Гончарство», «Народная медицина» и многие другие. Около 90 % всех экспонатов – оригинальные предметы. При музее работает кружок ткачества. Кроме постоянных экспозиций, в музее периодически проводятся интересные выставки на самые разнообразные темы, проходят познавательные мероприятия.
|
Гудевичский музей посещают школьники и взрослые со всех районов Беларуси. Бывают здесь и многочисленные зарубежные туристы. В основу воспитательной системы Гудевичской школы А.Н. Белокозом и его единомышленниками (активом будущего музея) был положен средовой подход, один из аспектов которого заключается в использовании в процессе воспитания и обучения учащихся историко-культурного потенциала конкретной местности. Историческая и культурная память, прекрасная природа района, где располагается школа, его ценности и человеческие судьбы – естественный резерв для воспитания учащихся. Большое значение имела и личность самого А. Н. Белокоза, который поставил перед собой и учениками цель: «не дать исчезнуть ценностям национальной культуры, не дать забыть историю своей деревни, своей Беларуси» [3, c. 160]. Он сумел заинтересовать несколько поколений своих учеников историей их деревни, района, Родины. Таким образом, в основу концепции школы были положены воспитательные возможности краеведения. Это определило и ее целевые ориентации (рис. 154).
|
Многолетняя, многоаспектная краеведческая поисковая деятельность стала системообразующей для Гудевичской школы. Работа в школьном музее объединила учителей, детей, родителей, а также позволила упорядочить, обеспечить взаимопроникновение двух основных функций школы: обучающую и воспитывающую. Поисково–исследовательская краеведческая деятельность позволила педагогам и учащимся Гудевичской школы выйти за пределы обычной школьной жизни, обогатить учебные предметы материалом национальной истории, культуры, дополнить учебный план авторскими курсами, связанными с изучением истории, географии, литературы, краеведения. Заботой о музее прониклись и семьи учащихся, жители деревни, представители общественности.
Таким образом, музей стал воспитательным центром школы, деревни, всего района. Учащиеся под руководством педагогов осуществляют поиск, изучение и обработку экспонатов, оформляют стенды, ведут переписку с друзьями музея. При музее работает группа сменных экскурсоводов из числа учащихся. Музей издает литературно-художественный альманах «Праменьчык», вокруг которого объединяются ребята, пробующие себя в литературном творчестве. В школе работают фольклорные объединения, которые собирают и делают достоянием людей народные песни, сказки, игры; воскрешают народные обряды (белорусскую ярмарку («Кiрмаш»), Коляды, вечерки, толоку и др. Еще одно объединение – историко–этнографическое научное общество – собрало уникальный историко–культурный материал: описание быта коренных жителей деревни, их обычаев, праздников. В школьных мастерских возрождаются белорусские народные промыслы: гончарное искусство, вышивание, вязание, ткачество, изделия из соломки, плетение из лозы предметов сельского быта. В школе проводятся праздники, связанные с национальными традициями и основывающиеся на актуализации важных нравственных правил народа. Например, толока реализует идею совместного труда для других, помощи друг другу и тем, кто в ней нуждается.
|
В целом усилиями педагогов, учащихся, их родителей, жителей деревни Гудевичи и других участников деятельности музея было создано единое воспитательное пространство, объединяющее школу и окружающую ее среду [3]. В настоящее время Гудевичская гимназия развивает традиции, сложившиеся в период работы в ней учителя А.Н. Белокоза. Педагоги гимназии уверены, что здесь есть все для разностороннего развития личности ребенка.
Гимназия — это «маленькая страна» со своей философией (ценностными установками) и своей атрибутикой. Целью образовательного процесса Гудевичской гимназии является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, развития их познавательных интересов, наклонностей и способностей, удовлетворения потребностей в качественном образовании [2]. С 2008 года работает школьное научное общество, в котором учащиеся занимаются научно-исследовательской работой по следующим направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, информационное, гуманитарное, краеведческое. Активное участие гимназисты принимают в научно-практических конференциях в Слониме, Гродно, Мостах. Для организации учебно-воспитательного процесса создана хорошая материальная база (учебные кабинеты, компьютерный класс, кабинет обслуживающего труда, учебная мастерская, спортивный зал, тренажерный зал, библиотека и др.). Имеется учебно-опытный участок, где выращиваются овощи. Большое внимание уделяется благоустройству территории и внутреннему оформлению здания.
Вместе с тем педагоги гимназии убеждены: чем богаче и разнообразнее виды деятельности учащихся, тем благоприятнее воспитательная и развивающая среда для каждого из них. Учение — лишь один из видов деятельности учащихся, преимущественно развивающий их интеллектуальную сферу. В развитии же нуждаются все сферы личности ребенка: физическая, волевая, эмоциональная, потребностно-мотивационная и др. Поэтому в своей деятельности гимназия тесно сотрудничает со всеми социальными институтами, расположенными в агрогородке Гудевичи, прежде всего с Гудевичским государственным литературно-краеведческим музеем и с центральным Домом культуры. Успешной работе по гражданско-патриотическому воспитанию содействуют творческие дела, которые проводятся вместе с родителями. Важным направлением воспитательной работы является формирование здорового образа жизни. С этой целью в гимназии регулярно проводятся Дни здоровья, спортивно-массовые мероприятия, походы и экскурсии.
В гимназии работает волонтерский отряд «Милосердие», который оказывает помощь пенсионерам–педагогам, одиноким и пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, малообеспеченным семьям и др. Например, волонтеры ухаживают за 9 памятниками и братскими могилами, расположенными на территории Гудевичского сельского Совета. Традиционными делами волонтеров являются: проведение акций ко Дню Победы, Дню инвалида, вечера-встречи с приглашением одиноких людей, краеведческая экспедиция «От памятника к памятнику», участие в празднике ко Дню защиты детей. Более подробную информацию о современной школе национальной культуры – Гудевичской гимназии – можно получить, обратившись к сайту этого учебного заведения [2].
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте содержание понятия «авторская школа». Назовите отличительные черты (критерии) авторских школ.
2. Каковы основные положения педагогической концепции А. С. Макаренко, разработанной и апробированной им в школе-коммуне? Проиллюстрируйте их примерами из жизни коммунаров.
3. Каким образом в школе адаптирующей педагогики обеспечивается адаптация школы к ребенку и адаптация ребенка к школе?
4. Охарактеризуйте ведущие концептуальные идеи адаптивной школы. Как организационно реализуется в школе адаптирующей педагогики идея дифференциации обучения по уровню развития учащихся?
5. Укажите целевые ориентации «Школы самоопределения» и условия их достижения.
6. Докажите, что в научно–педагогическом объединении «Школа самоопределения» ученик становится субъектом своего образования. Приведите примеры.
7. В чем заключаются принципиальные отличия школы–парка от классно–урочной системы обучения? Каковы особенности образовательного процесса в школе–парке?
8. Раскройте цели, задачи, основные направления и формы инновационной деятельности агрошколы А. А. Католикова. Охарактеризуйте ее как технологию агротерапии, социальной и медицинской реабилитации, интеграции в общество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
9. Каковы целевые ориентации и концептуальные основы школы «Экология и диалектика»?
10. Охарактеризуйте принципы, особенности содержания и методов образования в школе Л. В. Тарасова. Какую концепцию школьных учебников и роли учителя в учебном процессе предложил Л. В. Тарасов?
11. Сформулируйте целевые ориентации «школы национальной культуры». Докажите, что учителем А. Н. Белокозом и его единомышленниками было создано единое воспитательное пространство, объединяющее Гудевичскую школу и окружающую ее среду.
12. Каковы общие черты авторских школ, охарактеризованных в данном разделе учебного пособия? В какой из них вам хотелось бы учиться? Работать учителем? Ответ аргументируйте.
13. Определите возможные пути реализации отдельных компонентов вышеназванных авторских педагогических систем (по выбору) в массовой образовательной практике.
Рекомендуемая литература
1. Балабан М. А. Свободные парк–школы. – М.: Издательский центр «Академия», 1992. – 192 с.
2. ГУО «Гудевичская гимназия» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gudgymn-mosty.grodno.unibel.by/ (дата обращения: 07.10.2015).
3. Карпюк И. А., Чернова М. Б. Воспитательная система школы: пособие для руководителей и педагогов общеобразоват. шк. – Минск: Универсітэцкае, 2002. – С. 159–164.
4. Католиков А.А. Моя семья. – М.: Педагогика, 1990. – 223 с.
5. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.
6. Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке. – Минск: Універсітэцкае, 1989. — 416 с.
7. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / [под общ. ред.
В. С. Кукушина]. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – С. 233–237.
8. Пичугина Г.В. Агрошкола–интернат как воспитательная система // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / [под ред. Н. Л. Селивановой]. – М.: Просвещение, 1998. – С. 196–209.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
10. Тарасов Л.В. Модель школы «Экология и диалектика» // Школьные технологии. – 1997. – № 1. – С. 55–70.
11. Тарасов Л.В. Неслучайная случайность. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 175 с.
12. Школа самоопределения / [под ред. А. Н. Тубельского]. – М.: Издательский центр «Академия», 1994. – 320 с.
13. Цырлина Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа. – Курск, 1995. – С. 10–34.
14. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.
Глоссарий
· Авторская школа – учреждение образования (педагогическая система), в основе которого лежат нетрадиционные оригинальные идеи, концепции, подходы, принципы, содержание, технологии, спроектированные и эффективно реализованные автором (ученым, директором учреждения образования, педагогическим коллективом и другими) в педагогической практике.