МОДУЛЬ 18-Б
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫИ ТЕХНОЛОГИИ
АВТОРСКИХ ШКОЛ
Воспитание — это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей.
Э. Фромм
Требования к компетентности по теме
знать и содержательно интерпретировать понятие «авторская школа», называть отличительные черты (критерии) авторских школ;
определять целевые ориентации, раскрывать концептуальные идеи и принципы, характеризовать особенности образовательного процесса (содержание, методы, формы, технологии обучения и воспитания) в школе–коммуне (А. С. Макаренко), школе адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б.А. Бройде), школе самоопределения (А. Н. Тубельский), школе-парке (М. А. Балабан), агрошколе (А. А. Католиков), школе «Экология и диалектика» (Л. В. Тарасов), школе национальной культуры (А.Н. Белокоз);
прогнозировать возможные пути реализации отдельных компонентов вышеназванных авторских педагогических систем в образовательной практике.
Основные вопросы
1. Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез.
2. Школа-коммуна (А.С. Макаренко).
3. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде).
4. Школа самоопределения (А.Н. Тубельский).
5. Школа-парк (М.А. Балабан).
6. Агрошкола (А.А. Католиков).
7. Школа «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов).
8. Школа национальной культуры (А.Н. Белокоз).
Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
Новые для своего времени, оригинальные (инновационные, альтернативные), экспериментальные учебно–воспитательные учреждения встречались на всех этапах развития педагогической теории и образовательной практики. Термин «авторская школа» («авторская педагогическая система») употребляется в педагогике с конца 1980-х годов. Авторские школы как экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе психолого-педагогических и (или) организационно–управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом, – феномен инновационной образовательной практики в России и Беларуси в последнем десятилетии ХХ века. Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной образовательной практики и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская школа) концептуального проекта. Создателями авторских школ являются как ученые-педагоги, так и учителя-практики.
|
Термин «авторские школы» применяют также к наиболее известным образовательным учреждениям прошлого. Из истории педагогики известны такие авторские школы, как воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, школы Л.Н. Толстого, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнера, В.Н. Сороки-Росинского, школа-коммуна А.С. Макаренко, Первая опытная станция по народному образованию С. Т. Шацкого, Павлышская средняя школа В. А. Сухомлинского и др.
Приведем примеры современных авторских школ (рис. 142).
С учетом вышесказанного, авторская школа — учреждение образования (педагогическая система), в основе которого лежат нетрадиционные оригинальные идеи, концепции, подходы, принципы, содержание, технологии, спроектированные и эффективно реализованные автором (ученым, директором учреждения образования, педагогическим коллективом и др.) в педагогической практике. Авторские школы суммируют многие прогрессивные педагогические идеи и подходы прошлого и современности. В педагогике определены (Г.К. Селевко) отличительные черты (критерии) авторских школ (рис. 143).
|
Современные авторские школы имеют обычно статус экспериментальной площадки, который присваивается соответствующими органами управления образованием после проведения специальной общественно–государственной экспертизы. Это дает право учреждению образования на оригинальное (авторское) построение и осуществление учебно-воспитательного процесса и его новую структуру; на приоритет в материально-техническом снабжении и оснащении, а также другие преимущества.