Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез




МОДУЛЬ 18-Б

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫИ ТЕХНОЛОГИИ

АВТОРСКИХ ШКОЛ

Воспитание — это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей.

Э. Фромм

Требования к компетентности по теме

 знать и содержательно интерпретировать понятие «авторская школа», называть отличительные черты (критерии) авторских школ;

 определять целевые ориентации, раскрывать концептуальные идеи и принципы, характеризовать особенности образовательного процесса (содержание, методы, формы, технологии обучения и воспитания) в школе–коммуне (А. С. Макаренко), школе адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б.А. Бройде), школе самоопределения (А. Н. Тубельский), школе-парке (М. А. Балабан), агрошколе (А. А. Католиков), школе «Экология и диалектика» (Л. В. Тарасов), школе национальной культуры (А.Н. Белокоз);

 прогнозировать возможные пути реализации отдельных компонентов вышеназванных авторских педагогических систем в образовательной практике.

Основные вопросы

 

1. Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез.

2. Школа-коммуна (А.С. Макаренко).

3. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде).

4. Школа самоопределения (А.Н. Тубельский).

5. Школа-парк (М.А. Балабан).

6. Агрошкола (А.А. Католиков).

7. Школа «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов).

8. Школа национальной культуры (А.Н. Белокоз).

 

 

Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез

 

Новые для своего времени, оригинальные (инновационные, альтернативные), экспериментальные учебно–воспитательные учреждения встречались на всех этапах развития педагогической теории и образовательной практики. Термин «авторская школа» («авторская педагогическая система») употребляется в педагогике с конца 1980-х годов. Авторские школы как экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе психолого-педагогических и (или) организационно–управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом, – феномен инновационной образовательной практики в России и Беларуси в последнем десятилетии ХХ века. Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной образовательной практики и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская школа) концептуального проекта. Создателями авторских школ являются как ученые-педагоги, так и учителя-практики.

Термин «авторские школы» применяют также к наиболее известным образовательным учреждениям прошлого. Из истории педагогики известны такие авторские школы, как воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, школы Л.Н. Толстого, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнера, В.Н. Сороки-Росинского, школа-коммуна А.С. Макаренко, Первая опытная станция по народному образованию С. Т. Шацкого, Павлышская средняя школа В. А. Сухомлинского и др.

Приведем примеры современных авторских школ (рис. 142).

 

С учетом вышесказанного, авторская школа — учреждение образования (педагогическая система), в основе которого лежат нетрадиционные оригинальные идеи, концепции, подходы, принципы, содержание, технологии, спроектированные и эффективно реализованные автором (ученым, директором учреждения образования, педагогическим коллективом и др.) в педагогической практике. Авторские школы суммируют многие прогрессивные педагогические идеи и подходы прошлого и современности. В педагогике определены (Г.К. Селевко) отличительные черты (критерии) авторских школ (рис. 143).

 

Современные авторские школы имеют обычно статус экспериментальной площадки, который присваивается соответствующими органами управления образованием после проведения специальной общественно–государственной экспертизы. Это дает право учреждению образования на оригинальное (авторское) построение и осуществление учебно-воспитательного процесса и его новую структуру; на приоритет в материально-техническом снабжении и оснащении, а также другие преимущества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: