Коррекционно - развивающая программа,
Направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребёнка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.
Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во- вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребёнка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребёнку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям.
Основными задачами коррекционного сопровождения ребёнка по данной программе являются: во-первых, коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития.
|
Данная модифицированная программа была разработана на основе изучения методической литературы, программ, которые направлены на коррекцию эмоционально - волевой сферы дошкольников:
- Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам»; «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;
- Хухлаева О.В. «Маленькие игры в большое счастье», «Лесенка радости», «Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников», «Тропинка к своему Я».
- Чистякова М.И. «Психогимнастика».
- Громова Т. В. «Страна эмоций».
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», «Кот и пес спешат на помощь».
- Слободяник И.П. «Я учусь владеть собой».
- Алябьева Е.А. «Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста».
- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников».
- Яковлева Н.Г. «Программа комплексного развития и коррекция различных сторон психики детей».
- Гудзовская А.А., Сураева Г.З. «Я есть! Или самоопределение».
- Панфилова М.А «Психотерапия общения», «Лесная школа».
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
- Шишова Т. «Застенчивый невидимка»
- Вачков И.В. «Психология для малышей».
В основу программы положена программа И.А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.
|
Краткое описание проработанных программ.
Громова Т.В. «Страна эмоций» - психологическая методика, направленная на диагностику и коррекцию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
Задачи:
- Диагностика эмоционально – волевой сферы:
- выявление уровня развития рефлексии собственных эмоциональных состояний, а также эмоциональной децентрации ребёнка;
- определение эмоций наиболее проблемных для детей;
- выявление способности ребёнка дифференцировать эмоции по степени их интенсивности;
- определение наиболее эмоционально значимой для ребёнка сферы жизнедеятельности;
(взаимоотношения с родителями, друзьями, учебная деятельность).
- Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:
- создание условий для осуществления ребёнком рефлексии собственных чувств и их отреагирования;
- дифференцирование эмоций по степени интенсивности переживания;
- создание ситуаций безопасного принятия эмоций негативного характера.
Форма методики подразумевает построение доверительных отношений между психологом и ребёнком.
Данная методика носит личностный характер и её эффективное применение невозможно без принятия всех чувств ребенка, стремления не осудить его, а понять и помочь справиться с трудностями.
|
Методика позволяет создать оптимальные условия для безопасного самораскрытия ребенка, исследования им собственных чувств.
Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!» - тренинговая программа для детей от 3-х до 6-ти лет.
Программа состоит из 3-х частей, каждая из которых может проводиться по отдельности, однако в целом все части взаимосвязаны и направлены на развитие восприятия телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственные эмоциональные состояния.
Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь » - тренинговая программа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. Программа рассчитана на разновозрастные группы детей от4-х до 6-ти лет.
Слободяник Н.П. «Я учусь владеть собой» - коррекционно-развивающая программа развития эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста. Программа направлена на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Используемые методы: