Краткое описание проработанных программ.




Коррекционно - развивающая программа,

Направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

 

Пояснительная записка

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребёнка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во- вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребёнка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребёнку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям.

Основными задачами коррекционного сопровождения ребёнка по данной программе являются: во-первых, коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития.

Данная модифицированная программа была разработана на основе изучения методической литературы, программ, которые направлены на коррекцию эмоционально - волевой сферы дошкольников:

- Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам»; «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;

- Хухлаева О.В. «Маленькие игры в большое счастье», «Лесенка радости», «Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников», «Тропинка к своему Я».

- Чистякова М.И. «Психогимнастика».

- Громова Т. В. «Страна эмоций».

- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», «Кот и пес спешат на помощь».

- Слободяник И.П. «Я учусь владеть собой».

- Алябьева Е.А. «Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста».

- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников».

- Яковлева Н.Г. «Программа комплексного развития и коррекция различных сторон психики детей».

- Гудзовская А.А., Сураева Г.З. «Я есть! Или самоопределение».

- Панфилова М.А «Психотерапия общения», «Лесная школа».

- Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

- Шишова Т. «Застенчивый невидимка»

- Вачков И.В. «Психология для малышей».

В основу программы положена программа И.А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.

Краткое описание проработанных программ.

Громова Т.В. «Страна эмоций» - психологическая методика, направленная на диагностику и коррекцию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Задачи:

  1. Диагностика эмоционально – волевой сферы:
  • выявление уровня развития рефлексии собственных эмоциональных состояний, а также эмоциональной децентрации ребёнка;
  • определение эмоций наиболее проблемных для детей;
  • выявление способности ребёнка дифференцировать эмоции по степени их интенсивности;
  • определение наиболее эмоционально значимой для ребёнка сферы жизнедеятельности;

(взаимоотношения с родителями, друзьями, учебная деятельность).

  1. Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:
  • создание условий для осуществления ребёнком рефлексии собственных чувств и их отреагирования;
  • дифференцирование эмоций по степени интенсивности переживания;
  • создание ситуаций безопасного принятия эмоций негативного характера.

Форма методики подразумевает построение доверительных отношений между психологом и ребёнком.

Данная методика носит личностный характер и её эффективное применение невозможно без принятия всех чувств ребенка, стремления не осудить его, а понять и помочь справиться с трудностями.

Методика позволяет создать оптимальные условия для безопасного самораскрытия ребенка, исследования им собственных чувств.

Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!» - тренинговая программа для детей от 3-х до 6-ти лет.

Программа состоит из 3-х частей, каждая из которых может проводиться по отдельности, однако в целом все части взаимосвязаны и направлены на развитие восприятия телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственные эмоциональные состояния.

Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь » - тренинговая программа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. Программа рассчитана на разновозрастные группы детей от4-х до 6-ти лет.

Слободяник Н.П. «Я учусь владеть собой» - коррекционно-развивающая программа развития эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста. Программа направлена на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Используемые методы:

  • имитационные и ролевые игры;
  • Психогимнастика;
  • рисуночные методы;
  • элементы групповой дискуссии;
  • метод направленного воображения.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: