Признаки психического напряжения и невротических тенденций




1. Грызет ногти?

2. Сосет палец?

3. Отсутствие аппетита?

4. Разборчив в еде?

5. Засыпает медленно и с трудом?

6. Спит спокойно?

7. Встает бодро и охотно?

8. Жалуется на головные боли?

9. Жалуется на боли в животе?

10. Бывает часто рвота?

11. Часто бывает головокружение?

12. Заикается?

13. Чрезмерно потеет?

14. Краснеет, бледнеет?

15. Легко пугается?

16. Часто дрожит от возбуждения или волнения?

17. Часто плачет?

18. Часто моргает?

19. Дергает рукой, плечом и т. п.?

20. Недержание мочи (днем или ночью)?

21. Недержание стула (днем или ночью)?

22. Бывают припадки злости?

23. Играет с какой-либо частью тела?

24. Боится за свое здоровье?

25. Бывает побуждение постоянно и церемонно что-либо делать?

26. Бывает, что замечтается и мысли его где-то далеко?

27. Не умеет сосредоточиться - на чем?

28. Имеются у него заботы? Какие?

29. Очень тревожен?

30. Старается быть всегда тихим?

31. Боится темноты?

32. Часто видит фантастические предметы?

33. Боится одиночества?

34. Боится животных? Каких?

35. Боится чужих людей?

36. Боится шума?

37. Боится неудачи? В чем?

38. Бывает чувство стыда, позора или вины?

39. Испытывает ли чувство неполноценности?

(Диагностика и коррекция психического развития дошкольников - Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Минск, 1997)

Методика "Страна эмоций" как диагностический материал

Громова Т.В. "Страна эмоций", М. УЦ "Перспектива", 2002.

Данная методика достаточно удобна при проведении интервью с ребенком, причем какой именно способ применения будет использован, зависит как от конкретной диагностической ситуации, так и от профессиональных предпочтений самого психолога.

Рассмотрим некоторые формы диагностической работы с данной методикой.

1. Ребенку предлагается представить, что все чувства и эмоции, которые испытывают люди, можно превратить в сказочных персонажей, "портреты" которых ему и предъявляются. В процессе совместного рассматривания картинок ребенку задаются вопросы: "Знаком ли тебе этот персонаж, это чувство? Ты когда-нибудь его испытывал? А когда, например?". "Обрати внимание, это чувство может быть совсем маленьким, может быть побольше, а может - совсем большим. Ты когда-нибудь встречал этого героя, когда он совсем маленький? А когда большой? Расскажи об этом" и т.д.

" Сейчас мы с тобой отправимся в Страну эмоций. Ты, конечно, знаешь, что все люди испытывают разные чувства, эмоции: страх, радость, грусть, гнев… Представь себе, что все чувства, которые мы испытываем, вдруг превратились в сказочных персонажей - грустных и веселых, смелых и робких, смешных и не очень - и поселились в сказочной Стране эмоций. Давай с ними познакомимся. Вот Гнев-Сердитка. Это чувство возникает у нас, когда мы сердимся, злимся, когда нас кто-то обижает. Гнев бывает маленький, если мы сердимся немножко или только начинаем сердиться, бывает побольше, а бывает таким большим, что нам трудно себя сдержать, хочется кричать, ругаться, иногда даже драться. А ты сам знаком с этим героем? Со всеми тремя или с кем-то одним? А кто тебе лучше всего знаком: маленький, сердитый или большой? Когда ты с ним встречаешься? Расскажи мне".

2. Следующий способ предпочтителен, если ребенок замкнут, и возникли трудности с установлением контакта. В этой ситуации развернутое интервью вряд ли возможно (на начальном этапе работы с ребенком), поэтому предлагается максимально упрощенная процедура: сначала психолог вместе с ребенком рассматривает картинки и комментирует их, а затем карточки перемешиваются и вытаскиваются две наугад. Ребенку предлагается игровая ситуация, в которой ему следует сделать выбор из двух карточек. После того, как выбор сделан, вытаскивается следующая пара карточек, и все повторяется. Таким образом, с одной стороны, задание максимально упрощено - всего лишь выбрать одну из двух предложенных карточек, с другой - решаются задачи, перечисленные выше. Необходимо отметить, что выбранный персонаж может соответствовать проблемной ситуации, в которой находится ребенок, а может, напротив, обозначать желаемые их качества, те, которые представляют для него определенную ценность, но пока являются недоступными по тем или иным причинам, содержание которых уточняется в процессе дальнейшей, более углубленной диагностики.

"Давай представим, что ты - известный актер, настоящая "звезда". И вот тебя пригласили озвучить роль в мультфильме (сыграть роль в фильме) "Страна эмоций". На выбор предложили эти две. Какая из них тебе больше нравится? Какую ты знаешь лучше? Какая роль тебе больше знакома? Ты хотел бы что-нибудь рассказать об этом персонаже, о том, почему ты его выбрал?… А если бы тебе предложили выбрать из этих двух героев? (и т.д.)

3. Данная форма работы с методикой носит несколько пограничный, диагностико-коррекционный характер. Ребенку предлагается сочинить рассказ (сказку), где главным действующим лицом был бы выбранный им персонаж (или персонажи, если их несколько). Критерии выбора могут быть различными. При этом задаются вопросы:

· Где он живет?

· Один ли он живет или с кем-то?

· Есть ли у него друзья? Кто?

· Что он любит делать?

· Чего терпеть не может? и т.д.

Далее вопросы формулируются в зависимости от проблемной ситуации самого ребенка с опорой на конкретный персонаж. Также достаточно эффективны вопросы о возможных отношениях и родстве персонажей: ребенок получает возможность соотнести различные эмоциональные состояния, выявить их вероятное сходство и даже процесс зарождения той или иной эмоции. В сущности, это тоже своеобразное интервью, но уже носящее игровой, условный характер. Затем сочиняется сказка: либо самим ребенком, либо совместно с психологом.

"Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты мне поможешь, хорошо? О ком бы ты хотел услышать, выбери сам. Итак, жил-был Боястик-Дрожастик. Как ты думаешь, где он жил? А как выглядел его домик? Наверно, около его дома было что-то, чего он очень боялся. Как ты думаешь, чего? И жил Боястик один-одинешенек… Интересно, а друзья у него были? А кто? Посмотри-ка среди других персонажей. И больше всего Боястик-Дрожастик любил… (показывай, что он любил?). А не любил Боястик… (чего не любил, как ты думаешь?). А что же случилось с ним дальше, давай, придумаем вместе … и т.д."

Отметим, что вариантов манипуляций с данными персонажами существует множество, и варианты эти всем известны: это драматизация, проигрывание с помощью кукол, рисование и т.д. Практически, здесь начинается процесс коррекции. Диагностический же аспект отражается в том, что в процессе манипулирования персонажами и, особенно, описание той или иной эмоции находит отражение актуальное состояние ребенка, а так же его отношения с данным чувством (его подавление, культивирование и т.д.). Коррекционный эффект состоит в том, что ребенок, как уже отмечалось, дистанцируется от данной эмоции, манипулируя ею.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: