Оценка умения соблюдать правила.




Предложите ребенку рисунки 45, 45а, 45б. На них изображены лабиринты по возрастающей трудности.

Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из лабиринта.

Объясните ребенку, что есть условия, которые необходимо соблюдать в процессе работы.

1. В начале работы поставить карандаш в центр лабиринта, и пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.

2. Сразу начинай движение карандаша, не пытаясь предварительно просматривать путь следования.

3. Не задевай линий лабиринта, не пересекай их (это будет считаться ошибкой).

4. Нельзя поворачивать назад (это тоже ошибка). Время выхода из каждого лабиринта не более 1 минуты, количество ошибок в каждом случае не более 5.

Методика "Да и нет"

Методика применяется для исследования умения действовать по правилу.

Методика является модификацией известной детской игры "Да" и "нет" не говори, черного с белым не носите". По ходу игры Ведущий задает ее участникам такие вопросы, которые проще всего ответить словами "да" или "нет", а также употребив названия белого или черного цвета. Но именно этого по условиям игры делать нельзя.

Для методики взята только первая часть правила игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами "да" и "нет".

Инструкция испытуемому: Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова "да" и слов "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова.) Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?" После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы "да" и "нет" (Н.И. Гуткина, 1988, 1990, 1993, 1996).

Ошибками считаются только слова "да" и "нет". Слова "ага", "неа" и тому подобное не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

Задание, выполненное на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки.

Если допущена одна ошибка, то это - средний уровень выполнения задания.

Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.

 

Методика "Домик"

(разработана Н.И. Гуткиной)

Исследование произвольной сферы

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из геометрических фигур и элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей. В программе по исследованию психологической готовности к школе методика применяется для детей 6-7 лет.

Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с образцом домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее:

1. какой рукой он рисует (правой или левой);

2. как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющиеся контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3. быстро или медленно проводит линии;

4. отвлекаемость во время работы;

5. высказывания и вопросы во время рисования;

6. сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, экспериментатор предлагает ему проверить, все ли нарисовано правильно. Все изменения, внесенные в рисунок во время проверки, фиксируются в протоколе. Если ребенок не замечает свою ошибку или ошибки в первый раз, то ему снова предлагают проверить точность рисунка, если и на этот раз он не увидит ошибки, то ему предлагают осуществить проверку в третий (последний) раз. Независимо от результата больше испытуемому не предлагают проверить правильность выполнения задания. По ходу осуществления указанных проверок все вопросы экспериментатора, а также все ответы, реплики и действия испытуемого должны быть внесены в протокол. Детей, которые после трех проверок так и не увидят пропущенные детали, необходимо дополнительно обследовать.

При анализе рисунка с ошибками учитывается не только характер ошибок, но и особенности деятельности по срисовыванию образца. Так, разную информацию для последующей работы с ребенком дают ошибки, допущенные в результате того, что испытуемый, мельком взглянув на образец, дальше рисовал его по памяти и ошибки, допущенные, несмотря на тщательное изучение образца и даже проверку сделанного.

Обработка детского рисунка проводится путем качественного анализа ошибок, оставшихся после третей проверки ребенком сделанной работы. Ошибками считаются:

1. отсутствие какой-либо детали рисунка.

На рисунке могу отсутствовать дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика, забор (одна или обе половины);

2. неправильно изображенная деталь рисунка.

Неправильно могут быть изображены:

· колечки дыма (любое изображение дыма, в котором нельзя в качестве элемента усмотреть букву "е");

· забор (изображение слева правой части забора, а справа левой части забора; ошибочное изображение элементов в правой (левой) половине забора; неправильное соединение элементов внутри забора);

· крыша (вместо трапеции треугольник, прямоугольник, параллелограмм, трапеция другой формы, а также конфигурация неопределенной формы);

· штриховка на крыше (штриховка другой конфигурации, а также штриховка под тупым или прямым углом);

· окно (вместо круга другая геометрическая фигура, а также конфигурация неопределенной формы; небольшая деформация круга не считается за ошибку);

· труба (вместо треугольника другая геометрическая фигура, конфигурация неопределенной формы, а также треугольник другой формы: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный, но не равносторонний);

· стена дома (конфигурация неопределенной формы).

Неверное воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет колечек дыма, палочек в заборе или линий в штриховке крыши;

3. неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а как бы подвешенным в воздухе или ниже линии основания домика; существенное смещение трубы; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком); направление дыма не вправо, а влево от трубы; существенное смещение точки присоединения дыма к трубе;

4. диспропорция деталей рисунка. Увеличение или уменьшение относительного размера деталей рисунка в два раза и более, а также увеличение одной из сторон стены дома хотя бы вдвое относительно другой;

5. увеличение всего рисунка вдвое и более;

6. отклонение прямых вертикальных и горизонтальных линий от заданного направления. Сюда относятся перекос вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоит стена домика; "заваливание" палочек забора; отклонение условной линии основания забора от горизонтальной линии; отклонение дыма от горизонтальной линии;

7. изображение прямых линий не просто неровными, а в виде изломанных и волнистых;

8. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

9. залезание линий одна за другую.

Все ошибки можно разделить на грубые (приводящие к изменению гештальта) и не грубые (не изменяющие гештальт). К грубым ошибкам относятся 1,2,3,4,5. Ошибки 6,7,8,9 могут быть как грубыми, так и не грубыми.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так дети 5,5 - 6 лет редко выполняют задание без ошибок в связи с недостаточным функциональным созреванием структур головного мозга, отвечающих за дифференцированное восприятие (включающее выделение фигуры из фона), концентрацию внимания, развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Наличие грубых ошибок после 7 лет говорит о том, что ребенок плохо справляется с работой по образцу.

"Несуществующее животное"

Эта методика, разработанная М.З. Дукаревич, проста в проведении и позволяет выявлять различные личностные особенности испытуемых.

Инструкция. Перед ребенком кладут лист бумаги (горизонтально) и говорят: "Я хочу посмотреть, как ты умеешь придумывать, воображать. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до тебя никто не придумывал. Его нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах"

Когда ребенок кончает рисовать, его просят придумать животному название. Название животного записывается в протоколе. После этого психолог говорит: "А теперь расскажи про его образ жизни. Как он живет?" Рассказ ребенка записывается по возможности дословно. Затем, если в рассказе отсутствуют соответствующие сведения, то задаются дополнительные вопросы:

· Чем оно питается?

· Где живет?

· Чем оно обычно занимается?

· А что любит делать больше всего?

· А чего оно больше всего не любит?

· Оно живет одно или с кем-нибудь еще?

· Есть у него друзья? Кто?

· А враги у него есть? Кто?

· Почему они его враги?

· Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится?

· Какого оно размера?

Затем ребенку предлагают представить себе, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания.

Все ответы ребенка записываются в протокол по возможности дословно.

Анализ результатов. Прежде всего, нужно обратить внимание на размер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней трети - о заниженных. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о его собственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданы. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ребенка, то есть о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не становятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успех в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Дети - авторы таких рисунков, нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, например, на то, как хорошо они что-то нарисовали или склеили, если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Такое поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, что он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, где от них требуют больших успехов во всех видах деятельности и послушания, что с трудом дается детям и приводит к занижению самооценки.

Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его притязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На рисунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может располагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура - в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценивать себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, на, чьих рисунках небольшая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется "агрессией от тревоги", весьма распространен как у детей, так и у взрослых, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Об этом поведении сложилась известная поговорка: лучший метод защиты - нападение. Такой тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. О подобных семейных отношениях говорилось при анализе результатов теста "Рисунок семьи", их рекомендуется сверить с результатами этого теста. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Это и порождает их демонстративное притязание на высокую оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и в своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не занимаются, их не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать об инфантильности ребенка, его стремления назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных или вертикальных линий. Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности, а по вертикали - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии - и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству, и защитной, проявляющейся в результате тревоги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.

Рисунки животных, имеющих панцирь, броню т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круглых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, где ребенку хотелось бы оказаться - в прошлом или в будущем. Изображение ребенком антенн, проводов, биноклей и других подобных атрибутов часто связано с его интересом к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ним связь.

Тест "Палочки и крестики"

Определение уровня саморегуляции и самоконтроля.

Подготовьте для ребенка тетрадный лист в клетку с полями и попросите его писать крестики и палочки так, как это показано на образце, в течение 5 минут.

I + I + I - I + I + I -

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как на образце.

2. Переходить на другую строчку только после знака "-".

3. Нельзя писать на полях.

4. Каждый знак следует писать в отдельной клеточке.

5. Соблюдать расстояние между строчками 2 клетки.

Сначала разъясните и покажите все ребенку.

Признаком высокого уровня развития самоконтроля у ребенка является точное выполнение задания, без отвлечений, когда он сам находит и исправляет ошибки, старается ставить знаки аккуратно, не спешит скорее закончить работу, а старается проверить написанное.

Если вы предполагаете, что ребенок не справится с таким сложным заданием, начните с более легкого, например, сначала копировать только "-", или "+", затем копировать ряд I + I + I + I + I, и т.д. по мере усложнения.

Не забудьте похвалить ребенка, для него это сложная задача.

Тест "Страхи в домиках"

(модификация М.А. Панфиловой)

Тест предназначен для диагностики страхов у детей и подростков.

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результата развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них "вырастают". Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.

В работе А.И. Захарова "Психотерапия неврозов у детей и подростков" в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. Тест А.И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься…? Постоянно отвечают: "Я ничего не боюсь!" Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. "Я всего боюсь!" - говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов?

Учитывая эти трудности, мы предлагаем использовать метод А.И. Захарова в соединении с текстом "Красный дом - черный дом".

Тест "Страхи в домиках" проводится с одним ребенком или с группой детей или подростков. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ - выбросить или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи.) Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция. " В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком - нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома" (Дошкольники показывают соответствующий дом.)

Страхи:

1. Когда остаешься в доме один.

2. Нападения, бандитов.

3. Заболеть, заразиться.

4. Умереть.

5. Того, что умрут твои родители.

6. Каких-то людей.

7. Маму или папу.

8. Того, что они тебя накажут.

9. Бабы Яги, кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки и Пиковой Дамы) (страхи сказочных персонажей).

10. Опоздать в детский сад (школу).

11. Перед тем как заснуть.

12. Страшных снов.

13. Темноты.

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных).

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта).

16. Бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии).

17. Когда очень высоко (страх высоты).

18. Когда очень глубоко (страх глубины).

19. В маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства).

20. Воды.

21. Огня.

22. Пожара.

23. Войны.

24. Больших улиц, площадей.

25. Врачей (кроме зубных).

26. Крови (когда идет кровь).

27. Уколов.

28. Боли (когда больно).

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: