Возрастные нормы (по А.И. Захарову)




Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Возраст Число страхов Возраст Число стразов
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
           
           
           
           
7 (дошк.)          
7 (шк.)          
           

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев - боязнь незнакомых людей.

1,5 года - беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года - страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года - страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст - страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи; страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст - страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны. У девочек; страх заболеть, наказания, перед засыпанием, и сказочных персонажей.

Младший школьный возраст - страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст - страх смерти родителей, страх войны.

Тест "Два дома"

Инструкция.

Проведение методики "Два дома" удобно начать с обсуждения того, в каком доме реально живет ребенок. Затем проверяющий предлагает: "А теперь выстроим для тебя прекрасный новый красный дом (говоря это, он рисует на листе бумаги большой красный прямоугольник). Теперь мы заселим этот замечательный дом. Конечно, первым мы поселим в нем тебя: ведь мы его для тебя построили! (вверху прямоугольника записывается имя ребенка). А кто здесь будет жить еще? В этом новом доме, могут жить все, кого ты захочешь поселить вместе с собой - не важно, живете ли вы сейчас рядом или нет. "Поселяй кого хочешь". По мере того, как ребенок называет обитателей красного дома, проверяющий вписывает в прямоугольник их имена и по поводу каждого из них интересуется: "Кто это?" (вопрос следует задавать совершенно нейтрально, как бы между прочим). После того, как в красный дом записано два-три новосела, проверяющий рисует рядом еще один большой прямоугольник, на этот раз - черный со словами: "Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Тогда мы поселим его тут". По поводу черного дома ни в коем случае не сообщается, что это плохой дом или, что вообще он чем-то хуже красного (вполне достаточно самой по себе цветовой символики, к которой дети очень чувствительны). Если по поводу имен, называемых ребенком, нет полной ясности о том, в какой из домов он хочет поселить названного человека, то это надо уточнить: "Куда мы его (ее) поселим - в этот дом или в тот?" Если черный дом вовсе не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: "Что же, этот дом так и будет стоять пустой?"

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ

(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Американский тест тревожности, разработанный Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемым (детям 4-7 лет) предлагается выбрать предлагаемое лицо на рисунке - "грустное" или "веселое". Картинки делятся по половому признаку: для девочек - картинки с девочкой, для мальчиков - с мальчиком. Для практического психолога тест удобен в использовании и в обработке. Однако существует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом:

1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей.

2. Дети с нарушениями мимики (реальной и рисуночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется проводить дополнительное исследование.

3. Дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке.

4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т.д.).

В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей.

I.

Инструкция.

"На картинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) - желтым карандашом".

При анализе данного задания учитывается адекватность рисунка и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка нарушено восприятие мимики лица, то прежде, чем предлагать тест "тревожности", необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.

II.

Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без дополнительных рисунков.

Инструкция.

"Один знакомый художник нарисовал картинки, но не смог нарисовать лица детей. Он не знает, какое должно быть лицо у ребенка: грустное или веселое. Давай ему поможем!"

Протоколы обследования подвергаются качественному и количественному анализу.

Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):

ЧИСЛО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ ВЫБОРОВ

ИТ = -------------------------------------------------------------------------- Х 100%

14

По ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ > 50%);

б) средний уровень тревожности (20% < ИТ <50%);

в) низкий уровень тревожности (0% < ИТ < 20%)/

Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением обладают рисунки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ.

Подробное описание теста тревожности предлагается в работе Р.В. Овчаровой "Практическая психология в начальной школе" (36-47).

Методика для изучения проявлений борьбы мотивов ( Н.А. Цыркун)

Борьба мотивов вызывается путем отвлечения внимания от выполняемой не очень интересной для испытуемых деятельности и привлечения внимания к более интересной для них. Детям 6 лет дается задание по рисованию. Когда все приступали к выполнению задания, педагог начинает рассматривать игры и игрушки в кукольном уголке, при этом громко рассуждая: "Какая красивая кукла! Ее можно уложить спать. Вот и кроватка есть. Вот эту куклу мы посадим обедать. Вот и посуда есть, и столик. Какая интересная игра! Это что-то для мальчиков, здесь должны машины ездить, здесь светофор стоит".

Анализируется поведение детей: смог ли ребенок завершить задание по рисованию; прекратил рисование и сразу же приступил к играм; формально как бы завершил работу (отдал неаккуратный рисунок, сказал, что он уже закончил рисование) и приступил к играм.

Методика "Выкладывание узора по образцу"

(изучение проявлений единства воли и мышления) (Н.А. Цыркун)

Задача, предлагаемая ребенку, при внешней привлекательности и простоте имеет единственное решение.

Оно состоит в том, чтобы ребенок самостоятельно открыл принцип составления, способ выкладывания узора-образца и выложил его точно так же. Принципом составления узора было наложение одной геометрической фигуры на другую ("слоеный пирог").

Ребенку давали набор необходимого количества фигур разного цвета и размера, вырезанных из бумаги. Геометрические фигуры подбирались так, чтобы между ними было много схожих по форме и цвету фигур. Однако в общей картине узора каждая фигура занимала строго определенное место. Если ребенок допускал ошибку и выбирал сходную фигуру, то выложить узор полностью было уже невозможно.

Внешний вид узора не совпадал с теми геометрическими, из которых он состоял. Трогать же образец во время выполнения не разрешалось, можно только было смотреть на него.

Рассмотрим два элемента узора: треугольники и квадраты, и их сочетание. Например, одинаковый внешний вид имели два следующих фрагмента узора. В первом случае на квадрат желтого цвета был наложен треугольник красного цвета. Во втором случае - на квадрат красного цвета был наложен треугольник желтого цвета. Если ребенок ошибочно брал два треугольника (желтый и красный) и прикладывал их друг к другу, то следующую фигуру он уже не мог выложить, так как у него оставалось два квадрата.

Ребенок должен проявлять волевые усилия, исправлять ошибки, предпринимая новые попытки достичь цели.

Ребенок получает следующую инструкцию: "Посмотри, какой красивый узор. Ты должен сделать такой же. Вот здесь, в пакетике, есть все необходимое. Достань все и рассмотри. Образец будет перед тобой, его нельзя трогать и переворачивать. А вот на этом листике попробуй выложить такой же". По времени работу ребенка не ограничивают. Закончив работу, ребенок самостоятельно говорит: "Я все сделал".

Оценивается время выполнения задания /15, 30 или 45 минут/. Учитывается результат достижения цели, количество совершенных попыток, наличие внешней речи, умение решать задачу "в уме".

Методика для изучения борьбы мотивов (Ш.Чхартишвилли)

Ребенку предлагают альбом, на четных страницах которого наклеены интересные цветные картинки (иллюстрации к сказкам, изображения животных), а на нечетных - малоинтересные изображения геометрических фигур. Ребенок получает инструкцию, в которой говорится о том, что в альбоме можно рассматривать только картинки, на которые укажет взрослый. Альбом открывается по сигналу. Дошкольнику предлагается рассмотреть геометрические фигуры, отвечать на вопросы, связанные с содержанием изображенного на этой странице, и запрещают смотреть на страницу с изображением сказочных героев. Педагог наблюдает, совершает ли ребенок усилие, чтобы не отвлекаться от цели, бросает ли ребенок взгляды, хотя бы мельком, на запрещенные страницы.

Для младших дошкольников характерно без колебаний отходить от основной цели и рассматривать привлекательные, но запрещенные картинки. Для средних по возрасту дошкольников характерно противостояние импульсам актуальной потребности, желанию рассмотреть привлекательные картинки (закрывают лицо руками, отворачиваются).

Для старших дошкольников характерна способность не отвлекаться от поставленной цели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: