Методы тренировки бегунов на длинные дистанции




 

Тренировочный процесс - это развитие физических качеств, обучение спортивной технике, обучение спортивной тактике, воспитание моральных и волевых качеств, приобретение теоретических знаний. Взаимосвязь этих сторон подготовки определяется целостностью организма спортсмена.

В зависимости от возраста и подготовленности легкоатлета, периодов и этапов одним сторонам тренировки уделяется больше внимания, другим - меньше.

Для достижения цели тренировки и решения соответствующих задач используются многочисленные средства и методы. Средство - это конкретное содержание действий спортсмена, а метод - способ действий.

Для решения одной и той же задачи можно применять различные средства, но с использованием определенного метода. Выбор методов спортивной тренировки определяется задачами и условиями проведения занятий (местом, временем, погодой и др.).

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов (рис. 1.1): специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам относятся:

- методы строго регламентированного упражнения;

- игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

- соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

- словесные методы;

- методы наглядного воздействия.

 

Рисунок 1.1 - Система специфических и общеметодических методов, используемых в физическом воспитании

 

Ни одним из методов нельзя ограничиться в методике построения занятия как наилучшим. Только оптимальное сочетание методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений [30].

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:

- дидактический рассказ. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности;

- описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал;

- объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов;

- беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между тренером и спортсменом;

- лекция. Представляет собой всестороннее освещение темы;

- инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания;

- комментарии и замечания. По ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивается качество выполнения;

- распоряжения, команды, указания – основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятии.

К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся:

- правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действа;

- демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др. Предназначен для создания дополнительных возможностей для восприятия занимающимися двигательных действий;

- применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др. Направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела;

- применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.

Основным методическим направлением в процессе тренировки является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий.

Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов – непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант) [5, 30].

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. Применяемые упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий - с ее снижением.

Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. Это предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности [1, 8, 15].

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

К недостаткам игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач [30].

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

- соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер и т.п.).

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности.

Соревновательный метод позволяет:

стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

выявлять и оценивать качества владения двигательными действиями;

обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

содействовать воспитанию волевых качеств.

Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики.

Средства и методы тренировки бегунов на длинные дистанции органически взаимосвязаны. Для достижения высоких спортивных результатов необходимо умело применять самые разнообразные средства и методы, позволяющие количественно и качественно изменять тренировочные нагрузки, повышать функциональные возможности организма спортсмена на этой фазе, достигать высоких спортивных результатов.

Для достижения высоких спортивных результатов в беге на ДД необходимо систематически тренироваться в течение 6-8 лет, а иногда и более. За этот период бегун овладеет рациональной техникой и тактикой бега, постепенно из года в год повышая уровень развития физических качеств и функциональных возможностей.

Современные квалифицированные бегуны наряду с большими объемами специальных беговых нагрузок, приближенных к соревновательным режимам, используют большое количество неспецифических упражнений. И на фоне характерного для современной тренировки значительного увеличения общего тренировочного времени доля неспецифических средств возрастает.

В подготовке бегунов используют две группы методов: непрерывного выполнения упражнения (дистанционные методы) и прерывного.

Непрерывно выполнять упражнение можно равномерно и переменно. Снижение скорости здесь рассматривается как переключение, а не отдых в работе.

Вторая группа (методы прерывного упражнения) состоит из интервального и повторного методов. Здесь главным условием прерывного выполнения упражнения является наличие интервалов отдыха, основанное на принципе дозированного (временем, расстоянием, уровнем физиологических показателей) или недозированного отдыха (по самочувствию).

Широко применяется также контрольно-соревновательный метод, который относят к обеим указанным группам методов. Соревнования, прикидки и контрольные упражнения могут проводиться однократно (на соревновательной, более короткой или более длинной дистанции) или многократно (на отрезках с целью тестирования состояния тренированности).

Остановимся на характеристике отдельных методов тренировки. В различные периоды годичного цикла соотношение применяемых методов бывает различным. Однако они должны дополнять друг друга. Достижение высоких результатов связано с комплексным использованием методов, при котором в разные периоды и этапы подготовки акцент делается на одном из них.

РАВНОМЕРНЫЙ МЕТОД. При использовании его упражнения выполняют непрерывно с относительно постоянной скоростью. Особое значение этот метод приобретает в подготовительном периоде подготовки - позволяет совершенствовать аэробные процессы в организме.

ПЕРЕМЕННЫЙ МЕТОД. Его характеризует непрерывное чередование упражнений с различной интенсивностью. Оно может быть стандартным, например, кроссовый бег, в котором пять раз изменяется темп (1 км за 3 мин.+1 км за 5 мин.), или произвольным, например фартлек, в котором темп изменяется по самочувствию бегуна или предварительной программе тренировки. Использование метода позволяет многократно изменять воздействия на организм спортсмена.

ПОВТОРНЫЙ МЕТОД. Его характеризует применение как стандартных, так и различных по длине и интенсивности отрезков, повторяющихся через промежутки отдыха, заранее незапланированные. Скорость пробегания и длина отдельных отрезков могут быть одинаковыми, прогрессирующими и регрессирующими. Интервалы отдыха произвольны. Субъективные ощущения готовности спортсмена к выполнению следующей нагрузки и определяют длительность интервалов отдыха. При этом необязательно дожидаться полного восстановления работоспособности. Главное - выполнять нагрузку с определенным количеством повторений и запланированной скоростью.

ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОД. Его характеризует неоднократное выполнение упражнения с регламентированным отдыхом. С одной стороны, интервал отдыха может дозироваться временем (постоянное или меняющееся) либо дистанцией медленного восстановительного бега трусцой, с другой – готовностью физиологических систем спортсмена, определяемой по ЧСС, концентрацией лактата в крови и т.п. Скорость пробегания и длина отрезков могут быть одинаковыми, прогрессирующими и регрессирующими.

В практике часто применяют также комбинированные методы, однако мы не рассматриваем их как самостоятельные, так как обычно они строятся из комбинаций основных методов (например, серийное выполнение упражнений, в которых интервал между отрезками строго дозирован, а между сериями –произволен, на соревновательных и выше соревновательных скоростях с прогрессирующими и регрессирующими скоростью и длиной отрезков).

 

ВЫВОДЫ.

 

 

К длинным (стайерским) относятся дистанции от 3000 до 20 000 м включительно. Во все времена бег занимал значительное место как в легкоатлетической программе Олимпийских игр, так и в системе физического воспитания прогрессивных стран. Уже в программу древних Олимпийских игр включался бег на длинные дистанции (до 24 стадий — 4614 м).

В Беларуси рекорды республики в беге на длинные дистан­ции фиксируются с начала 1920-х годов. Женский стайерский бег имеет более короткую историю. На классических стайерских дистанциях мировые рекорды для женщин начали фиксировать сравнительно недавно: 5000 м — 15.24,6 (Е. Сипатова, 09.06.1981, Подольск, СССР), 10 000 м -31.53,3 (М. Сланей, 16.07.1982, Юджин, США).

В настоящее время рекордными результатами Республики Беларусь в беге у женщин являются: 5000 м — 15.23,84, А. Турова (тренер — В. Пологов, заслуженный тренер БССР), 10 000 м — 31.42,02, Е. Хроменкова (тренер — В. Бугров, заслуженный тре­нер БССР).

Методика тренировки бегунов на длинные дистанции на протяжении всей своей истории существования эволюционировала и изменялась. Но все перемены и варианты методик были направлены только на улучшение результатов в беге на выносливость. Поиск новых средств и методов происходит и в наше время,на это подталкивает усиление конкуренции в данном виде спорта.

В различные периоды годичного цикла тренировок соотношение применяемых методов бывает различным. Однако они должны дополнять друг друга. Достижение высоких результатов связано с комплексным использованием методов, при котором в разные периоды и этапы подготовки акцент делается на одном из них:

1. Равномерный метод

2. Переменный метод

3. Повторный метод

4. Интервальный метод

В практике часто применяют также комбинированные методы, однако мы не рассматриваем их как самостоятельные, так как обычно они строятся из комбинаций основных методов (например, серийное выполнение упражнений, в которых интервал между отрезками строго дозирован, а между сериями –произволен, на соревновательных и выше соревновательных скоростях с прогрессирующими и регрессирующими скоростью и длиной отрезков).

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫИ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Методы исследования.

 

При написании данной курсовой работы был использован метод изучения и анализа научно-методической литературы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: