Ш Глава. Методика комплексного логопедического изучения слепых и слабовидящих детей




Изучение нарушений речи у слепых и слабовидящих детей как сложного дефекта потребовало учета и анализа состояния не только всех компонентов речевой деятельности, но и множества неречевых функций. Своеобразие комплексной и многофакторной методики заключалось в том, что изучение нарушений речи у сле­пых и слабовидящих детей и факторов, обусловливающих эти нару­шения, осуществлялось с учетом особенностей способов восприя­тия этих детей, а следовательно, и специфических приемов пода­чи одного и того же материала в процессе обследования. Учитыва­лось, что у многих детей с глубокими дефектами зрения нет опыта совместной игровой деятельности и ограничены знания о предметном мире. По этой причине на протяжении всего обследо­вания выполнению заданий ребенком часто предшествовали свое­образные инструкции и показ, совместное выполнение.

Основу методики изучения 110 слепых и слабовидящих детей 6 - 8 лет составляли следующие разделы.

I. Учет анкетных данных ребенка, времени его поступления в организованный коллектив, психолого-педагогической характе­ристики, данных о родителях и микросошальных условиях в семье.

2. Оценка анамнеза ("анамнез нормальный**, "анамнез отяго­щенный незначительно", "анамнез отягощенный значительно"), * сосотояния соматического и нервно-психического здоровья в пе­риод обследования.

3. Изучение состояния зрения, физического слуха, строения артикуляционного аппарата.

4. Изучение условий речевого общения ребенка до поступления в организованный коллектив.

5. Исследование состояния общей и речевой моторики (моторные навыки, координация движений, статики, мимической и речевой мускулатуры).-

х Под общими заболеваниями здесь и далее следует понимать ин­фекционные заболевания, химические (например, лекарственную и другую интоксикацию), биологические, физические воздействия (в период нагельного и раннего постнатального развития).

 

 

Оценивались навыки целенаправленных действий (сформированы полностыо – все задания выполняются; неполностью - задания вы­полняются неправильно или выполняется только часть заданий); точность, плавность и соразмерность движений (хорошая коорди­нация, нарушенная координация - отклонение от нормы одной яз характеристик, грубо нарушенная координация - отклонение от нормы нескольких показателей); самостоятельность (полная, не­полная, с помощью взрослых).

6. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Изучалась дифференциация пространственных представлений, ориентировка в замкнутом пространстве и конструктивный праксис. Проверка проводилась в игровых ситуациях, доступных де­тям с глубокими дефектами зрения. Оценка - "хорошо", "удовлетворительно" - ошибки в выполнении 1-2 заданий, "неудовлетво­рительно" - в выполнении всех заданий отмечаются ошибки или
большая часть заданий но выполняется.

7. Исследование речи. Проводилось исследование фонетической стороны речи, слоговою и звукового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи. Использовались предметы и игрушки (для слепых), предметы, игрушки, цветные картинки.(для слабовидящих). Основное внимание при исследовании обращалось на состояние экспрессивной речи, которая оценивалась как "хо­рошо сформированная экспрессивная речь", "удовлетворительно сформированная экспрессивная речь", "неудовлетворительно сфор­мированная экспрессивная речь", "глубоко нарушенная экспрессивная речь". Данные оценки позволили осуществить обработку протокольных материалов по качеству экспрессивной речи. При та­кой систематизации все исследовательские материалы в последую­щем распределились по группам, в которых методом статистической обработки было установлено состояние речи и неречевых функций.

Таким образом, устанавливались уровни сформированности детей с глубокими дефектами зрения и делалось заключение о фак­торах, обусловливающих различные речевые расстройства.

В целом методика логопедического изучения создавала основу для выявления системных нарушений речи у детей с глубокими де­фектами зрения и определения дифференцированных направлений коррекционной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: