IV. Глава . Уровни сформированности речи у детей с глубокими дефектами зрения




Статистический материал, подученный в результате изучения речи 551 слепого и слабовидящего школьника и дошкольника, дал основание подтвердить выводы других исследователей о том, что речевые нарушения у этих детей встречаются часто (из 551 ре­бенка - 208 чел., т.е. 37,7%t имели разнообразные нарушения речи).

В группе анализируемых детей (ПО чел.) выделяются четыре уровня сформированности речи, в каждом из которых представле­ны по-разному нарушения тех или иных речевых компонентов, сте­пень нарушения, а также многообразие факторов, лежащих в основе речевого расстройства.

Первый уровень сформированности речи у слепых и слабовидящих детей (соответствует оценке экспрессив­ной речи "глубоко нарушенная речь").

Из 110 исследованных слепых и слабовидящих детей с данным речевым уровнем оказалось 9 чел. (8,5%). Экспрессивная речь отличается крайней ограниченностью (не белее 45,0 - 50,0% названий предъявленных предметов в искаженном звуковом оформ­лении). Таковы же показатели по соотнесенности слова и образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из от­дельных слов. Отмечаются эхолалии. С заданиями, направленны­ми на выявление качественной стороны грамматического строя ре­чи, все 9 чел. не справились. Не выполнила они и задания на слуховую дифференциацию звуков, фонематические представления (за исключением одного ребенка). У них отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза

Второй уровень сформированности речи у сле­пых и слабовидящих детей (соответствует оценке экспрессивной речи "неудовлетворительно сформированная экспрессивная речь") • Среди 110 слепых и слабовидящих детей 6-8 лет с таким рече­вым уровнем было 44 чел. (40,0%). Экспрессивная речь отличает­ся бедностью словаря (не более 60$ называний предъявленных предметов). На таком же уровне представлены соотнесенность сло­ва и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь этих детей отличается множественными аграмматизмами, формой перечисления и употреблением не более чем одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов.

У 44 детей имеется 65 случаев нарушений звукопроизношения. У 47,7$ детей недостаточно сформирована слуховая и произноси­тельная дифференциация звуков. Фонематические представления отсутствуют у 40>9$.

Фонематический, анализ недостаточно сформирован у 52,3% де­тей» не сформирован - у 47,7$. Таковы же показатели и по сформированности фонематического синтеза.

 

Третий уровень сформированности речи у сле­пых и слабовидящих детей (соответствует оценке экспрессивной речи "удовлетворительно сформированная речь").

Среди исследованных 110 слепых и слабовидящих детей 6-8 лет с таким речевым уровнем было 40 человек (36,4% от числа испытуемых).

У всех 40 чел. лишь удовлетворительным качественным уровнем отличается их экспрессивная речь. Активный, словарь ограничен в пределах 90 - 95% от задаваемых слов; допускаются 1-й ошиб­ки в соотнесенности слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, имеются затруд­нения в составлении предложений и развернутых рассказов.

Взначительной мере у этих детей представлены нарушения звукопроизношения, выражающиеся в шипящих и свистящих сигматизмах, ротацизмах, ламбдацизмах, парасигматизмах, параротацизмах, параламбдацизмах (у 40 детей имеется 57 случаев раз­личных вариантов нарушений звукопроизношения). У 55,0% детей отмечается недостаточная сформированность слуховой и произно­сительной дифференциации звуков и фонематических представлений. У 82,5% недостаточно сформирован фонематический анализ, у 2,5% он не сформирован; у 90,0% - недостаточно сформирован фонематический синтез, у 2,5% он не сформирован).

Четвертый уровень сформированности речи у сле­пых и слабовидящих детей (соответствует оценке экспрессивной речи "хорошо сформированная экспрессивная речь").

Среди испытуемых с таким уровнем сформированности речи бы­ло 15,4% детей (17 чел.). В их речи отмечаются только единич­ные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уро­вень рассматривать в качестве нормы.

 

Обобщение по всем четырем уровням сформированноети речи у детей с глубокими дефектами зрения свидетельствует о следую­щем. У детей часто встречаются не только нарушения звукопроизношения (нарушения только звукопроизношения имеются всего ty 15,4% детей). У большей части детей обширно представлены системные нарушения, при которых имеется совместное расстрой­ство фонетической, лексической, грамматической стороны речи (у 84,6% от числа испытуемых - со вторым, третьим, четвертым речевыми уровнями).

Системные нарушения устной речи у детей с глубокими дефек­тами зрения разнообразны по структуре. В характере системных нарушений речи, наблюдающихся у зрячих детей (Р.Е.Левина,1961, 1968) и детей с глубокими дефектами зрения, имеется общее. Но у последних отмечается и особенное (частное) как в выраженнос­ти речевого нарушения, так и в факторах, обусловливающих рас­стройства речи.

Характер речевых нарушений, одинаково сильно проявляющийся у 6 - 8-летних детей, часто свидетельствует о том, что эти нарушения являются следствием раннего речевого недоразвития, свойственного детям с глубокими дефектам зрения. Это подт­верждается целым рядом признаков. К их числу относится зна­чительное нарушение лексической стороны речи: непонимание смыс­ловой стороны слова, которое часто не соотносится со зритель­ным образом предмета, вербализм, ахолалии, малое количество словарного запаса (активного словаря). У детей вследствие не­достаточности образов восприятия отмечается сложность удер­жания в речевой памяти развернутых высказываний* Эти призна­ки сохранились у детей 6-8 лет и легли в основу стойкого не­доразвития речи, свойственного слепым детям раннего и дошколь­ного возраста. Исследовательский материал подтвердил также положение о том, что нарушения устной речи по своей качествен­ной характеристике одинаковы у слепых и слабовидящих детей как 6-7 лет, так и 8 лет (в каждой группе, имеющей тот или иной уровень сформированности речи, имеются дети всех трех возрастов с преобладающим числом 7 - 8-леток). Следовательно, можно говорить о том, что вне условий специальной логопеди­ческой работы по коррекции нарушений речи не прослеживаются возрастные различия у слепых и слабовидящих детей 6,7 и 8 лет.

Речевое развитие всех изученных детей (за исключением от­носящихся к первому уровню сформированности речи) значительно отстает от той возрастной нормы, которая обусловлена исследо-ванияш тифлопедагогов и тифлопсихологов (Б.И.Коваленко, 1941; Н.С.Костючек, 1963, 1967} Л.И.Солншва, 1980).

Комплексный подход к изучению состояния речевой функции позволил выявить общие и частные факторы, обусловливающие ре­чевое недоразвитие детей с нормальным и нарушенным зрением. Так, в частности, у детей с глубокими дефектами зрения вслед­ствие значительной пренатальной, натальной, ранней постна-тальной патологии Су G4,5% отмечен значительно отягощенный анамнез) была выявлена задержка развития ряда важнейших функ­ций, большинство из которых всегда имеет то или иное отноше­ние к формированию речи. Это и не полноценная сформированность праксиса и гнозиса, играющих большую роль в становлении рече­вой функции, и нарушение координации, нередко грубое, также сказывающееся на развитии речевой функши.

Вариантные сочетания разнообразных взаимосвязанных факто­ров по-разному проявляют себя во всех рассмотренных группах детей. Но, независимо от характеристики того или иного уровня сформированности речи, отмечается наличие фактора, который стойко прослеживается во всем этом недоразвитии, - врожденно­го расстройства зрения, в условиях которого в доследующем (постнатальном) периоде происходило становление рассмотренных функ­ций (из 110 детей 107 случаев врожденного зрительного дефекта и 3 случая рано приобретенного). Можно считать, что в ранний постнатальный период развития функций зрительный дефект в этом сложном сочетании становится первичным. Именно он способствует во многом ограничению двигательной активности детей и, следо­вательно, становится причиной раннего нарушения информативных связей с окружающим миром.

Общая задержка развития моторной сферы и пространственной ориентировки у детей с врожденным зрительным дефектом отме­чена многими исследователями (М.И. Земцова, А.И.Каплан, М.С.Певзнер, 1967; Н.П.Малыгина, 1935; И.С.Маргулис, 1964; Е.Б.Ост­ровская, 1972).

Она может быть подтверждена и данными настоящего исследо­вания: нарушение праксиса отмечается у 20,1%; 88,6; 100% у детей со вторым, третьим и четвертым уровнями сформированности речи, а координация нарушена у 27 ,5% (второй уровень); 86,4% - нарушенная и 6,8% - грубо нарушенная (третий уровень); 88,9% - нарушенная и 11,1% - грубо нарушенная (четвертый уро­вень).

В теоретической части исследования было показано, что на развитие психических процессов детей с глубокими дефектами зрения и их речи огромное влияние оказывает микросоциальная среда, стимулирование речевого общения. Низкий уровень такого общения в немалой степени влечет за собой задержку речевого развития. Положительное влияние активного речевого общения на развитие речи детей в сочетании с высокими личностными показа­телями было подтверждено исследованием (на примере группы детей с первым уровнем сформированности речи). В то же время на по­следующих уровнях отчетливо просматривалось ослабление такого положительного влияния, что особенно усугублялось поздним по­ступлением детей в условия организованного коллектива: от I до 2 лет в организованном коллективе было 47 детей, а 63 ребенка (главным образом 7-8 лет) только к моменту обследования в коллектив поступили из семьи.

Наличие множественных системных нарушений речи и факторов, обусловливающих их развитие, говорит о том, что качественное совершенствовании речи этих детей вне условий коррекционного воздействия затруднено. Оно может быть обеспечено главным об­разом за счет специально организованной системы логопедической работы в детских учреждениях для детей с глубокими дефектами зрения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: