Статистический материал, подученный в результате изучения речи 551 слепого и слабовидящего школьника и дошкольника, дал основание подтвердить выводы других исследователей о том, что речевые нарушения у этих детей встречаются часто (из 551 ребенка - 208 чел., т.е. 37,7%t имели разнообразные нарушения речи).
В группе анализируемых детей (ПО чел.) выделяются четыре уровня сформированности речи, в каждом из которых представлены по-разному нарушения тех или иных речевых компонентов, степень нарушения, а также многообразие факторов, лежащих в основе речевого расстройства.
Первый уровень сформированности речи у слепых и слабовидящих детей (соответствует оценке экспрессивной речи "глубоко нарушенная речь").
Из 110 исследованных слепых и слабовидящих детей с данным речевым уровнем оказалось 9 чел. (8,5%). Экспрессивная речь отличается крайней ограниченностью (не белее 45,0 - 50,0% названий предъявленных предметов в искаженном звуковом оформлении). Таковы же показатели по соотнесенности слова и образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. С заданиями, направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, все 9 чел. не справились. Не выполнила они и задания на слуховую дифференциацию звуков, фонематические представления (за исключением одного ребенка). У них отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза
Второй уровень сформированности речи у слепых и слабовидящих детей (соответствует оценке экспрессивной речи "неудовлетворительно сформированная экспрессивная речь") • Среди 110 слепых и слабовидящих детей 6-8 лет с таким речевым уровнем было 44 чел. (40,0%). Экспрессивная речь отличается бедностью словаря (не более 60$ называний предъявленных предметов). На таком же уровне представлены соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь этих детей отличается множественными аграмматизмами, формой перечисления и употреблением не более чем одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов.
|
У 44 детей имеется 65 случаев нарушений звукопроизношения. У 47,7$ детей недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. Фонематические представления отсутствуют у 40>9$.
Фонематический, анализ недостаточно сформирован у 52,3% детей» не сформирован - у 47,7$. Таковы же показатели и по сформированности фонематического синтеза.
Третий уровень сформированности речи у слепых и слабовидящих детей (соответствует оценке экспрессивной речи "удовлетворительно сформированная речь").
Среди исследованных 110 слепых и слабовидящих детей 6-8 лет с таким речевым уровнем было 40 человек (36,4% от числа испытуемых).
У всех 40 чел. лишь удовлетворительным качественным уровнем отличается их экспрессивная речь. Активный, словарь ограничен в пределах 90 - 95% от задаваемых слов; допускаются 1-й ошибки в соотнесенности слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, имеются затруднения в составлении предложений и развернутых рассказов.
Взначительной мере у этих детей представлены нарушения звукопроизношения, выражающиеся в шипящих и свистящих сигматизмах, ротацизмах, ламбдацизмах, парасигматизмах, параротацизмах, параламбдацизмах (у 40 детей имеется 57 случаев различных вариантов нарушений звукопроизношения). У 55,0% детей отмечается недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. У 82,5% недостаточно сформирован фонематический анализ, у 2,5% он не сформирован; у 90,0% - недостаточно сформирован фонематический синтез, у 2,5% он не сформирован).
|
Четвертый уровень сформированности речи у слепых и слабовидящих детей (соответствует оценке экспрессивной речи "хорошо сформированная экспрессивная речь").
Среди испытуемых с таким уровнем сформированности речи было 15,4% детей (17 чел.). В их речи отмечаются только единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень рассматривать в качестве нормы.
Обобщение по всем четырем уровням сформированноети речи у детей с глубокими дефектами зрения свидетельствует о следующем. У детей часто встречаются не только нарушения звукопроизношения (нарушения только звукопроизношения имеются всего ty 15,4% детей). У большей части детей обширно представлены системные нарушения, при которых имеется совместное расстройство фонетической, лексической, грамматической стороны речи (у 84,6% от числа испытуемых - со вторым, третьим, четвертым речевыми уровнями).
Системные нарушения устной речи у детей с глубокими дефектами зрения разнообразны по структуре. В характере системных нарушений речи, наблюдающихся у зрячих детей (Р.Е.Левина,1961, 1968) и детей с глубокими дефектами зрения, имеется общее. Но у последних отмечается и особенное (частное) как в выраженности речевого нарушения, так и в факторах, обусловливающих расстройства речи.
|
Характер речевых нарушений, одинаково сильно проявляющийся у 6 - 8-летних детей, часто свидетельствует о том, что эти нарушения являются следствием раннего речевого недоразвития, свойственного детям с глубокими дефектам зрения. Это подтверждается целым рядом признаков. К их числу относится значительное нарушение лексической стороны речи: непонимание смысловой стороны слова, которое часто не соотносится со зрительным образом предмета, вербализм, ахолалии, малое количество словарного запаса (активного словаря). У детей вследствие недостаточности образов восприятия отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний* Эти признаки сохранились у детей 6-8 лет и легли в основу стойкого недоразвития речи, свойственного слепым детям раннего и дошкольного возраста. Исследовательский материал подтвердил также положение о том, что нарушения устной речи по своей качественной характеристике одинаковы у слепых и слабовидящих детей как 6-7 лет, так и 8 лет (в каждой группе, имеющей тот или иной уровень сформированности речи, имеются дети всех трех возрастов с преобладающим числом 7 - 8-леток). Следовательно, можно говорить о том, что вне условий специальной логопедической работы по коррекции нарушений речи не прослеживаются возрастные различия у слепых и слабовидящих детей 6,7 и 8 лет.
Речевое развитие всех изученных детей (за исключением относящихся к первому уровню сформированности речи) значительно отстает от той возрастной нормы, которая обусловлена исследо-ванияш тифлопедагогов и тифлопсихологов (Б.И.Коваленко, 1941; Н.С.Костючек, 1963, 1967} Л.И.Солншва, 1980).
Комплексный подход к изучению состояния речевой функции позволил выявить общие и частные факторы, обусловливающие речевое недоразвитие детей с нормальным и нарушенным зрением. Так, в частности, у детей с глубокими дефектами зрения вследствие значительной пренатальной, натальной, ранней постна-тальной патологии Су G4,5% отмечен значительно отягощенный анамнез) была выявлена задержка развития ряда важнейших функций, большинство из которых всегда имеет то или иное отношение к формированию речи. Это и не полноценная сформированность праксиса и гнозиса, играющих большую роль в становлении речевой функции, и нарушение координации, нередко грубое, также сказывающееся на развитии речевой функши.
Вариантные сочетания разнообразных взаимосвязанных факторов по-разному проявляют себя во всех рассмотренных группах детей. Но, независимо от характеристики того или иного уровня сформированности речи, отмечается наличие фактора, который стойко прослеживается во всем этом недоразвитии, - врожденного расстройства зрения, в условиях которого в доследующем (постнатальном) периоде происходило становление рассмотренных функций (из 110 детей 107 случаев врожденного зрительного дефекта и 3 случая рано приобретенного). Можно считать, что в ранний постнатальный период развития функций зрительный дефект в этом сложном сочетании становится первичным. Именно он способствует во многом ограничению двигательной активности детей и, следовательно, становится причиной раннего нарушения информативных связей с окружающим миром.
Общая задержка развития моторной сферы и пространственной ориентировки у детей с врожденным зрительным дефектом отмечена многими исследователями (М.И. Земцова, А.И.Каплан, М.С.Певзнер, 1967; Н.П.Малыгина, 1935; И.С.Маргулис, 1964; Е.Б.Островская, 1972).
Она может быть подтверждена и данными настоящего исследования: нарушение праксиса отмечается у 20,1%; 88,6; 100% у детей со вторым, третьим и четвертым уровнями сформированности речи, а координация нарушена у 27 ,5% (второй уровень); 86,4% - нарушенная и 6,8% - грубо нарушенная (третий уровень); 88,9% - нарушенная и 11,1% - грубо нарушенная (четвертый уровень).
В теоретической части исследования было показано, что на развитие психических процессов детей с глубокими дефектами зрения и их речи огромное влияние оказывает микросоциальная среда, стимулирование речевого общения. Низкий уровень такого общения в немалой степени влечет за собой задержку речевого развития. Положительное влияние активного речевого общения на развитие речи детей в сочетании с высокими личностными показателями было подтверждено исследованием (на примере группы детей с первым уровнем сформированности речи). В то же время на последующих уровнях отчетливо просматривалось ослабление такого положительного влияния, что особенно усугублялось поздним поступлением детей в условия организованного коллектива: от I до 2 лет в организованном коллективе было 47 детей, а 63 ребенка (главным образом 7-8 лет) только к моменту обследования в коллектив поступили из семьи.
Наличие множественных системных нарушений речи и факторов, обусловливающих их развитие, говорит о том, что качественное совершенствовании речи этих детей вне условий коррекционного воздействия затруднено. Оно может быть обеспечено главным образом за счет специально организованной системы логопедической работы в детских учреждениях для детей с глубокими дефектами зрения.